Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:42, дипломная работа
Целью исследования является выявление личностных особенностей представителей молодежных субкультур;
Объектом исследования является молодежные субкультуры.
Предметом исследования являются особенности молодежных субкультур;
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественного психолога М. В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………………………………………………………….5
1.1. Рок-культура как молодежная субкультура…………………………….....5
1.2. Основные направления рок-культуры …………………………………….10
1.3. Ролевые игры как молодежная субкультура ……………………………...19
1.4. . Социально – психологическое значение ролевых игр…………………..25
2. МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР………………………………………………………….…….….29
2.1. Влияние ролевой игры на актуальное психологическое состояние («тест Люшера»)……………………………………………………………………..….29
2.2. Психологическое исследование молодежных субкультур с помощью «Хэнд-теста»……………………………………………………………….…….35
2.3. «Психологический профиль рок-культурного типа личности»………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………...
Движение Ролевых Игр, как и
любое другое массовое молодежное явление,
вызвано определенными
2.3. «Психологический профиль рок-культурного типа личности»
По результатам проведенного исследования построены два психологических профиля в основной группе - поклонников рок-музыки и в контрольной. В дальнейшем в данной работе основная группа обозначена как R-группа, контрольная как N-группа.
Средний
групповой профиль R-группы не обладает
ярко выраженными пиками, однако, интересен
по следующим характеристикам. Прежде
всего, стоит отметить некоторую
линейность профиля (разброс данных:
45 - 66.3Т) и его позитивный наклон (приподнятость
по 4, 6, 8, 9 шкалам) отражающий высокий
риск поведенческих реакций. Наиболее
высокие показатели получены по 8-й
(64Т) и 9-й (66.3Т) шкалам, индивидуалистичности
и оптимизма соответственно. Они
составляют характерный двойной
пик, по сравнению с пониженными
7-й (45Т) и 0-й (49.4Т) шкалами. Этот пик интерпретируется
как аутизация, ориентировка на внутренние
критерии, затруднения межличностных
контактов в сочетании с
Уровень
подъема шкалы оптимизма
Ведущее повышение по шкале оптимизма тем более интересно, что достоверность различий по Т-критерию Стьюдента с контрольной группой достаточно высока - 0,93, что позволяет судить о повышении этой шкал как о характерном для R-группы.
Таким образом, вышеозначенные характеристики 9-й шкалы ярче выражаются, нежели в N-группе, и позволяют судить о том, что по сравнению с нормальным уровнем жизнелюбия и активности в контрольной группе (60.1Т), характерном для исследуемого возраста, в R-группе больше выражены гипоманиакальные тенденции, склонность отрицать тревогу путем отсутствия спонтанных упоминаний о каких либо трудностях, которые могут ее вызвать, выраженное презрение к трудностям, декларируемый оптимизм.
Интересно
при этом отметить сопутствующий
спад по 7-й шкале, отражающей уровень
тревожности. Показатели тревожности
в R-группе низкие как в нормативном
отношении, так и по сравнению
с контрольной группой (разница 11Т).
Вообще столь низкий показатель тревожности
говорит об отсутствии осторожности
и осмотрительности в поступках,
особой щепетильности в вопросах
морали, эгоцентризме, сниженной способности
к сопереживанию, неконформности установок,
грубоватой и жесткой манере общения.
R-группу можно охарактеризовать высокой
способностью к вытеснению и пониженным
вниманием к отрицательным
Это интересно
сопоставить с двойным
3-я шкала
во взаимодействии с 4-й
Повышенные
показатели по 4-й шкале по сравнению
с N-группой говорят о
При сопоставлении
мужского и женского профилей по основной
группе отчетливо видно, что описанное
повышение по 3-й и 4-й шкалам, разбилось
при дифференциации группы по половому
признаку: у женщин обнаружился явственный
пик на 3-й шкале, в то время
как у мужчин - выраженное повышение
по 4-й (62.5Т). Это говорит о том,
что в суммарном профиле
Уровень
поднятия показателей 4-й шкалы и
разница с контрольной группой
говорит о выраженности и характерности
таких качеств как
Достоверное различие по этой шкале в психологическом профиле в мужской подгруппе, позволяет говорить о том, что среди мужчин R-группы профильно и относительно больше выражены такие качества как склонность к приключениям, общительность, храбрость напористость и упрямство.
Это тем более интересно рассмотреть в связи с повышенным показателем оптимизма в R-группе в мужской подгруппе (достоверность различий с N-группой - 0,97). Само по себе это говорит о большей активности, жизнелюбии, декларируемом оптимизме, тенденции отрицать тревогу, эмоциональной яркости и умении получать удовольствие от жизни. в сочетании с повышенными показателями по 4-й шкале это говорит о недостаточной способности к интериоризации социальной нормы как характерной отличительной черты мужчин R-группы. Постоянное влечение к переживаниям, к внешней возбуждающей ситуации, при неудовлетворении которого возникает чувство скуки, разряжаемое в опасных, иногда разрушительных действиях. Пренебрежение существующими правилами и обычаями, протест против моральной и этической нормы реализуются активно, зачастую без всякой коррекции поведения. Снижен контроль над поведенческими реакциями, низкий самоконтроль. Оптимистичность, гиперактивность.
Показатели
4-й шкалы в общем профиле
хорошо сочетается с понижением по
второй шкале, отражающей депрессивные
тенденции. Столь низкий показатель
депрессии говорит о
В женском
профиле выделяется пик по 3-й
шкале, в нормативном профиле
характеризующийся
Повышенная эмотивность, выраженная склонность к перевоплощению, черты демонстративности, потребность сопричастности общему настроению окружающих - выступают как ведущие черты женского профиля в R-группе. Им хорошо удается деятельность, требующая широких, разнообразных и относительно кратковременных контактов, способности вживаться в роль. Нетрудно заметить, что именно такие склонности легче и полнее всего реализуются именно в рок-среде, с характерными для нее поведенческими стереотипами.
Пик на третьей шкале (51.8Т) хорошо сочетается у женщин с нормативно и относительно пониженным уровнем тревожности (27.2Т), отражающим отсутствие осторожности и осмотрительности в поступках, особой щепетильности в вопросах морали. Эгоцентризм, сниженная способность к сопереживанию, неконформность установок, грубоватая и жесткая манера поведения. Мужчины в основной группе более тревожны чем женщины (55,2Т), что говорит о более низкой способности к вытеснению и более высоком внимании к отрицательным сигналам, чем у женщин.
Достоверное различие по 5-й шкале (соответствие полоролевого поведения) соответствует о нормативно и относительно высоком уровне полоролевой идентификации в R-группе, в то время, как в N-группе наблюдается пикообразное повышение профиля, отражающее выраженную женственность поведения. Это сравнение тем интереснее, что две трети испытуемых - мужчины. Это говорит о том, что в R-группе можно отметить большую дифференцированность полоролевого поведения, отсутствие мягкости, несформированности характера.
Представляется интересным сравнительный анализ 6-й шкалы, отражающей уровень ригидности. Нормативный уровень ригидности в R-группе трактуется как миролюбие, определенная гибкость мышления и взглядов, в то время как пониженный уровень в N-группе расценивается либо как избыточная тенденция к подчеркиванию своих миролюбивых устремлений, что чаще всего встречается при гиперкомпенсаторной установке у личностей агрессивного толка, либо как чрезвычайная гибкость мышления, легкая смена концепций, готовность в любой момент отказаться от своей точки зрения. Достоверность различий по этой шкале велика, что позволяет судить о выраженности ригидности, как характерной отличительной особенности R-группы.
Скорее
всего, это объясняется механизмом
возникновения ригидного
Таким образом,
можно судить о характерности
тенденций к асоциальному поведению
за счет пренебрежения к морально-
Таким образом, на страницах данной работы мы рассмотрели особенности молодежных субкультур. Теперь мы можем ответить на вопросы, поставленные в начале работы.
Глубокий
теоретический анализ термина и
проведенные исследования позволяют
говорить о том, что молодежная субкультура,
как феномен культурного поля
выполняет те же функции, что и
любая другая культурная среда. Молодежная
субкультура выступает как
Молодежная
субкультура как область
Молодежная
субкультура возникла на переходе общества
от модернистической социокультурной
парадигмы развития к постмодернистической,
явившись одним из элементов этого
перехода. Возникнув в форме