Социально-психологичские особенности молодежных субкультур (на примере студентов МАУ ВПО «ВИЭСУ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление личностных особенностей представителей молодежных субкультур;
Объектом исследования является молодежные субкультуры.
Предметом исследования являются особенности молодежных субкультур;
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественного психолога М. В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………………………………………………………….5
1.1. Рок-культура как молодежная субкультура…………………………….....5
1.2. Основные направления рок-культуры …………………………………….10
1.3. Ролевые игры как молодежная субкультура ……………………………...19
1.4. . Социально – психологическое значение ролевых игр…………………..25
2. МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР………………………………………………………….…….….29
2.1. Влияние ролевой игры на актуальное психологическое состояние («тест Люшера»)……………………………………………………………………..….29
2.2. Психологическое исследование молодежных субкультур с помощью «Хэнд-теста»……………………………………………………………….…….35
2.3. «Психологический профиль рок-культурного типа личности»………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………...

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOMNIK.docx

— 161.92 Кб (Скачать файл)

Сейчас  термин контркультура, в том аспекте, в котором он рассматривался ранее, теряет свой смысл. В полистилическом, поликультурном, культурно эклектическом  обществе сам феномен контркультуры  становится невозможен. Кроме того, говоря о контркультуре, мы говорим, прежде всего, об идее культурной революции (которая свершилась как факт), говоря о современной молодежной субкультуре, мы, прежде всего, говорим о сообществе, живущим в определенной культурной среде.

Молодежные  субкультуры возникают как бы в "пустотах" существующей культуры, вбирая в себя элементы "оставленные  за бортом" культурой общества. В  этом аспекте рассмотрения молодежная субкультура продолжает средневековые  традиции неофициальной, карнавальной культуры, и именно здесь проявляется  ее инновационный характер по отношению  к культуре общества.

Эти элементы тоже отбираются не случайно. Молодежная субкультура вбирает, продолжает и  перерабатывает традиции древних, эзотерических  культур. Современная культура утеряла  некий мистицизм, ритуализированность, обрядовость, свойственную традиционным культурам. Ритуалы, по сути, служили  гармонизации внутреннего мира человека и окружающей (природной, социальной) среды. Именно через обрядовые, праздничные  действа и "шаманские" практики осуществлялось "выпускание" асоциальных "паров", выход за пределы нормативных  культурных рамок, разрешение внутриличностных кризисов. Современная молодежная субкультура  удовлетворяет целый ряд психологических  потребностей человека в этой области, используя примерно те же механизмы  сублимации асоциальных импульсов  в пределах своей культурно-нормативной  среды.

Базируясь на данных проведенных исследований можно выделить ряд потребностей, удовлетворяемых в молодежных субкультурах:

  1. Повышенная потребность в общении с единомышленниками. Потребность удовлетворяемая в любой из молодежных субкультур. Связана, видимо, с возрастными особенностями. Молодежная субкультура вследствие повышенной плотности внутренних контактов, их характера, субкультурных способов структурирования времени, наиболее полно удовлетворяет эту потребность. Скорее всего, возникновение этой потребности сопряжено и с повышенной необходимостью в социальном приятии, и с желанием причастности к группе, и с экзистенциальным кризисом возраста, поисками себя, своего места в мире.
  2. Потребность в самореализации, самовыражении. Молодежная субкультура как область культурного творчества, предоставляет более широкий спектр возможностей. Так же потребность, удовлетворяемая в любой субкультуре. Особенно много возможностей для этого предоставляют живые ролевые игры, с их широким полем деятельности. Но, в принципе, любая молодежная субкультура позволяет человеку как-то проявить себя, реализовать способности, не востребованные социумом.
  3. Потребность в социальной значимости. Данная потребность возникает вследствие социокультурных характеристик современного общества, нивелирующего отдельного человека до уровня незначимого винтика социального бытия. В принципе, любая молодежная субкультура в какой то мере служит удовлетворению этой потребности, но полнее всего она имеет быть возможность удовлетворенной в движении ролевых игр - субкультуре фактически построенной на удовлетворении этой потребности как центральной.
  4. Возможность преступить нормативные границы общей культуры. Потребность существенная для обеих изучаемых субкультур. Реализуется она в них совершенно по разному: в рок-культуре - через социальный и культурный протест, в живых ролевых играх - <span class="Normal__Char" style=" font-

Информация о работе Социально-психологичские особенности молодежных субкультур (на примере студентов МАУ ВПО «ВИЭСУ»)