Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования: выявление связи социально – психологической установки личности с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте. Гипотеза: существует связь между альтруистической – эгоистической установкой личности и выбором предпочитаемых переживаний. Задачи: проанализировать научную психологическую литературу по теме социально – психологических установок и по проблеме предпочитаемых переживаний; изучить социально-психологическую установку личности испытуемых, выявить альтруистическую – эгоистическую установку; выявить эмоциональную направленность испытуемых, выражающуюся в их предпочитаемых переживаниях; характеризовать связь социально – психологической установки личности с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте.
Введение …..3
Глава 1. Понятия социально – психологической установки личности и предпочитаемых переживаний в современной психологи……………………..5
Понятие социально – психологической установки личности………......5
Концепция «предпочитаемых переживаний» Б.И.Додонова………….14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование связи социально – психологической установки личности (альтруизм - эгоизм) с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте………………………..29
Организация и методы исследования........................................................29
Анализ и интерпретация полученных результатов……………………...31
Выводы по 2 главе………………………………………………………………..…38
Заключение...........................................................................................................40
Список использованной литературы………………………………………..42
Также можно отметить, что наиболее часто на первое место испытуемые ставили гедонистические переживания, отмечая их как то, что они больше всего любят испытывать, т.е. среди участников исследования ярко выражена гедонистическая тенденция, стремление к телесному и душевному комфорту, состоянию покоя, благополучия, свободы от обязанностей. Кроме того, чаще всего наиболее низко испытуемые оценивали коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении.
Для выявления наличия
связи между социально –
Таблица 2. Результаты коэф. корреляции Пирсона
Шкалы
установка |
Альтруист. эмоции |
Коммуникативные эмоции |
Глорическ. эмоции |
Праксические эмоциии |
Пугнические эмоции |
Роментические эмоции |
Акизитивные эмоции |
Гедонистич. эмоции |
Гностич. эмоции |
Эстетич. эмоции |
0,9441 |
0,8661 |
-0,8269 |
-0,5233 |
-0,641 |
0,069 |
0,512 |
-0,852 |
-0,451 |
0,24 | |
У-нь статистичзначимости |
p=,000 |
p=,000 |
p=,000 |
p=,003 |
p=,12 |
p=0,7 |
p=,004 |
p=,000 |
p=,112 |
p=0,2 |
Из данных, приведенных в таблице 2, следует, что установлено наличие статистически значимой взаимосвязи между социально –психологической установкой и следующими эмоциями: альтруистическими, коммуникативными, глорическими, праксическими, акизитивными, гедонистическими.
Установлено наличие сильной положительной связи между установкой и альтруистическими, коммуникативными, акизитивными эмоциями, т.е. чем выше балл по опроснику «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»», тем выше оценка предпочтения данных эмоций. Иными словами, можно заключить, что чем больше в личности выражена альтруистическая направленность, тем более предпочитаемыми становятся альтруистические, коммуникативные, акизитивные эмоции. Данные утверждения также проиллюстрированы на рисунках 1, 2 и 3.
Рисунок 1. Связь установки и альтруистических эмоций.
Таким образом, в соответствии с приведенным рисунком 1, можно говорить о том, что для людей с ярко выраженной эгоистической установкой характерно очень низкое стремление к переживаниям альтруистическим, возникающим на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. И наоборот, людям с альтруистической направленностью личности характерно сильное стремление к тому, чтобы приносить другим радость и счастье, чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота, сопереживание удачи и радости другого, чувство нежности или умиления, чувство преданности, чувство участия, жалости.
Рисунок 2. Связь установки и коммуникативных эмоций.
Как следует из приведенной выше таблицы 2 и рисунка 2, людям с эгоистической направленностью свойственно слабое стремление к коммуникативным чувствам, альтруистам же характерна потребность в общении. Как утверждает Б.И.Додонов, коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.). Таким образом, альтруистам свойственно желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик, чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.
Рисунок 3. Связь установки и акизитивных эмоций.
Интересно отметить, что в соответствии с рисунком 3, стремление к переживанию акизитивных эмоций, возникающих в связи с интересом к накоплению, коллекционированию вещей, одинаково выражено как у крайних эгоистов, так и у крайних альтруистов, что может быть связано с тем, что коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей, со стремлением нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать, радостью по случаю увеличения своих накоплений и т.д. Однако в целом, данное стремление все же больше присуще людям с альтруистической направленностью личности.
Также в результате применения
коэффициента корреляции Пирсона (см.
таблицу 2) было установлено наличие
статистически значимой сильной
отрицательной связи между
Так, в соответствии
с графиком на рисунке 4, мы можем
утверждать, что чем более эгоистичен
человек, тем больше он стремиться к
переживанию глорических
Рисунок 4. Связь установки и глорических эмоций.
Следует отметить неоднозначный характер связи между установкой и праксическими эмоциями, проиллюстрированный на рисунке 5. Однозначно наибольшее стремление к переживанию праксических эмоций свойственно наиболее эгоистичным людям, которые стремятся к переживаниям, вызываемым деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения. Однако достаточно сильно к переживанию подобных чувств стремятся и те испытуемые, которые находятся на грани альтруизма – эгоизма. Возможно данный факт можно объяснить тем, что они связаны с “рефлексом цели” по Б.И.Додонову, с совершением полезного и нужного с большим напряжением воли, при этом полезное и нужное может относиться как к личным целям, сугубо эгоистическим, так и со стремлением посредством своей деятельности сделать лучше мир для других.
Рисунок 5. Связь установки и праксических эмоций.
Кроме того, выявлена и проиллюстрирована на рисунке 6 связь между установкой и гедонистическими эмоциями. Можно утверждать, что для людей с эгоистической тенденцией характерно сильное стремление к удовлетворению потребности в телесном и душевном комфорте. Иными словами, эгоисты любят состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей, любят наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием, самые лучшие радости для них - радости самые простые: вкусно поесть, сладко поспать, понежиться под солнцем на пляже.
Рисунок 6. Связь установки и гедонистических эмоций.
Таким образом, можно сделать вывод о взаимосвязи альтруистической – эгоистической установки личности и таких предпочитаемых переживаний, как альтруистическими, коммуникативными, глорическими, праксическими, акизитивными, гедонистическими. Значимой связи личностной установки и переживаниями пугническими, романтическими, эстетическими и гностическими выявлено не было, что возможно объясняется неоднозначностью данных переживаний в различных контекстах, ситуациях и в возможности стремления к ним как для собственного блага из эгоистических соображений, так и стремясь «приносить другим радость и счастье».
Выводы по 2 главе.
Для изучения социально – психологической установки личности (альтруизм - эгоизм) и ее связи с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте были использованы опросник «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»», авторами которого являются Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов; тест – анкета «Эмоциональная направленность», разработанная Б.И.Додоновым. В ходе исследования были получены следующие результаты.
Выборка характеризуется стремлением к выраженной эгоистической тенденции испытуемых, при этом встречаются крайние проявления как эгоизма, так и альтруизма. В среднем для испытуемых наиболее предпочитаемыми эмоциями являются гностические, что говорит о преобладании у зрелых людей интеллектуальных чувств, потребности в получении любой новой информации, потребности в «когнитивной гармонии». Наименее же испытуемые склонны стремиться к акизитивным эмоциям, которые возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Установлено наличие статистически значимой взаимосвязи между социально – психологической установкой и следующими эмоциями: альтруистическими, коммуникативными, глорическими, праксическими, акизитивными, гедонистическими. Можно заключить, что чем больше в личности выражена альтруистическая направленность, тем более предпочитаемыми становятся альтруистические, коммуникативные, акизитивные эмоции. Также следует отметить, что чем более эгоистичен человек, тем больше он стремится к переживанию глорических эмоций, связанных с потребностью в самоутверждении, в славе; праксических эмоций, которые вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью; и гедонистических эмоций, желанием удовлетворения потребности в телесном и душевном комфорте.
Заключение
Результаты проведенного теоретико - эмпирического исследования свидетельствуют о решении поставленных задач и частичном подтверждении выдвинутой гипотезы о существовании связи между альтруистической – эгоистической установкой личности и выбором предпочитаемых переживаний в зрелом возрасте.
Анализ психологической литературы дал возможность заключить, что установка личности, как регулятор направленности и избирательности поведения, непосредственно связана с эмоциональной сферой, влияя на то, какие потребности в данный момент будут у личности, являясь регулятором выбора «предпочитаемых переживаний».
В соответствии с поставленными задачами, было проведено эмпирическое исследование, на основании которого могут быть сделаны следующие выводы.
В зрелом возрасте людям более характерна эгоистическая направленность на достижение собственных целей, собственного благополучия. В целом у испытуемых выявлено преобладание интеллектуальных чувств, потребности в получении любой новой информации, потребности в «когнитивной гармонии». Наименее же испытуемые склонны стремиться к акизитивным эмоциям, которые возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Установлено наличие статистически значимой взаимосвязи между социально – психологической установкой и следующими эмоциями: альтруистическими, коммуникативными, глорическими, праксическими, акизитивными, гедонистическими. Можно говорить о том, что чем больше в личности выражена альтруистическая направленность, тем более предпочитаемыми становятся альтруистические, коммуникативные, акизитивные эмоции. Также следует отметить, что чем более эгоистичен человек, тем больше он стремится к переживанию глорических эмоций, связанных с потребностью в самоутверждении, в славе; праксических эмоций, которые вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью; и гедонистических эмоций, желанием удовлетворения потребности в телесном и душевном комфорте.
Список использованных источников