Социально – психологическая установка личности (альтруизм - эгоизм) и ее связь с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление связи социально – психологической установки личности с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте. Гипотеза: существует связь между альтруистической – эгоистической установкой личности и выбором предпочитаемых переживаний. Задачи: проанализировать научную психологическую литературу по теме социально – психологических установок и по проблеме предпочитаемых переживаний; изучить социально-психологическую установку личности испытуемых, выявить альтруистическую – эгоистическую установку; выявить эмоциональную направленность испытуемых, выражающуюся в их предпочитаемых переживаниях; характеризовать связь социально – психологической установки личности с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте.

Содержание

Введение …..3

Глава 1. Понятия социально – психологической установки личности и предпочитаемых переживаний в современной психологи……………………..5

Понятие социально – психологической установки личности………......5

Концепция «предпочитаемых переживаний» Б.И.Додонова………….14

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27

Глава 2. Экспериментальное исследование связи социально – психологической установки личности (альтруизм - эгоизм) с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте………………………..29

Организация и методы исследования........................................................29

Анализ и интерпретация полученных результатов……………………...31

Выводы по 2 главе………………………………………………………………..…38

Заключение...........................................................................................................40

Список использованной литературы………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано  с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно — от произведений искусства до зажигалок.

Переживание эмоций акизитивного типа может быть описано с помощью такого инвентария: “Стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать”. “Радость по случаю увеличения своих накоплений”. “Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций и т. д.”.

Такова классификация  эмоций Б.И. Додонова. Он называет ее “открытой”, подразумевая, что число выделенных эмоциональных категорий при необходимости можно дополнять, не нарушая положенного в ее основу принципа.

Через эмоции как систему  сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. По качеству эмоции могут быть положительными и отрицательными, или стеническими (повышающими активность личности) и астеническими (снижающими ее активность). Эмоции можно классифицировать по самым различным параметрам. Наиболее распространенными являются классификации по интенсивности и продолжительности (аффекты, чувства, собственно эмоции и настроения) и по качеству (грусть, страх, удивление и т.д.).

Эмоции человека выражаются одновременно в 1) специфических субъективных переживаниях, 2) поведении и 3) физиологических изменениях в организме. Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным. Человек далеко не всегда способен дать ясный отчет о переживаемых им эмоциях, четко отдифференцировать и назвать свои эмоциональные состояния. Что касается поведенческого критерия, то, как правило, мы можем достаточно точно определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за его мимикой, жестами, позой, паравербальными компонентами речи и т.д.  Точное определение эмоций  другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, и причин эмоциональной реакции. Физиологические изменения тесно связаны с эмоциональными переживаниями.

Классификации эмоций по качеству более противоречивы. В  работах разных авторов выделяется от 6 до 20 «основных эмоций».

Одной из наиболее универсальных  схем, позволяющих как классифицировать эмоции, так и описывать их динамику, является учение В. Вундта о трех компонентах эмоций. Вундт предполагал, что любая эмоция может быть разложена на три взаимно независимых компонента, которые он предлагал представлять в виде координатных осей эмоционального пространства:

    • возбуждение – успокоение,
    • удовольствие – неудовольствие,
    • напряжение – разрядка.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

  • моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),
  • интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),
  • эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы),
  • праксические (чувства, связанные с деятельностью человека, удовольствием от труда).

По мнению Е.Ф. Ященко, установки на определенные комплексы «предпочитаемых переживаний» служат важной составляющей направленности личности. [30, с. 50 - 51]

Таким образом, для разных людей существуют разные категории  наиболее желанных чувств. Их спектр, к  которому стремится человек, характеризует  его индивидуальность.

 

Выводы по 1 главе.

 

Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и  избирательность поведения. Установка  как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так  и момент направленности.

По мнению Д. Н. Узнадзе  установка регулирует поведение  на двух уровнях регуляции психической  активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном или  импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки  практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. По качеству эмоции могут быть положительными и отрицательными, или стеническими (повышающими активность личности) и астеническими (снижающими ее активность). Эмоции – это субъективная форма выражения потребностей.

Все способствующее или  облегчающее  удовлетворению потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, – отрицательные.

Установки на определенные комплексы «предпочитаемых переживаний» служат важной составляющей направленности личности.

Как указывает  Л.И. Божович, установка – это  занятая личностью позиция, которая  заключается в определенном отношении  к стоящим перед ней целям  или задачам и выражается в  избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. В свою очередь иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы.

Таким образом, можно  заключить, что установка личности, как регулятор направленности и избирательности поведения, непосредственно связана с эмоциональной сферой, влияя на то, какие потребности в данный момент будут у личности, являясь регулятором выбора «предпочитаемых переживаний».  
Глава 2. Экспериментальное исследование связи социально – психологической установки личности (альтруизм - эгоизм) с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте.

 

    1. Организация и методы исследования.

 

Целью нашего исследования является исследование связи социально  – психологической установки  личности (альтруизм - эгоизм) с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте.

Задачи нашего эмпирического  исследования следующие: 1) изучить социально-психологическую установку личности, выявить альтруистическую – эгоистическую установку; 2) выявить эмоциональную направленность испытуемых, выражающуюся в их предпочитаемых переживаниях; 3) характеризовать связь социально – психологической установки личности (альтруизм - эгоизм) с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте.

В исследовании принимали  участие 20 женщин и 10 мужчин в возрасте от 25 до 35 лет.

Для выявления альтруистической – эгоистической установки личности был использован опросник «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»», авторами которого являются Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. [5, с. 140-143] Методика является валидной и надежной, а также  достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом.

Опросник «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»». По форме данная методика представляет собой опросник, состоящий из 20 вопросов и предлагающий два варианта ответов "да", "нет" [см. Приложение 1].

После тестирования ответы обрабатываются с помощью ключа. Проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13,17 и ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Чем набранная сумма  баллов больше 10, тем в большей  степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем  больше у субъекта выражена эгоистическая  тенденция.

Для выявления эмоциональной направленности испытуемых, выражающейся в их предпочитаемых переживаниях, была использована тест – анкета «Эмоциональная направленность», разработанная Б.И.Додоновым. [6, С. 35 - 65]

Анкета предназначена  для установления различий в предпочитаемых переживаниях испытуемых, которые должны внимательно прочитать приведенный перечень приятных переживаний [см. Приложение 2] и записать номер того из них, которое им больше всего нравится испытывать. Остальные номера следует расположить вправо по строчке в порядке предпочтения, которое они отдают одной эмоции перед другой. 

После тестирования обработка результатов  теста происходит следующим образом. В анкете переживанию, поставленному  испытуемым на первое место, присваивается  оценка в 10 баллов, далее по убывающей – 9, 8, 7 и т.д. Таким образом можно выявить ведущую эмоциональную направленность личности.

Для классификации  эмоций Б.И.Додонов выбирает полуэмпирический, по его выражению, путь, при котором он шел не от потребностей к эмоциям, а от предварительно собранного огромного сырого материала о «ценных» переживаниях к «просвечивающим» через них корреспондентным потребностям, положенным в конце концов в основание классификации. В этой классификации используются только те «речевые модели», которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенность «в цвет» определенной потребности. Б.И.Додонов выделяет 10 видов таких эмоций:

  1. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
  2. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении.
  3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
  4. Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
  5. Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
  6. Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
  7. Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
  8. Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
  9. Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».
  10. Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.

 

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.

 

С испытуемыми было проведено  тестирование по опроснику «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»» и по тест – анкете «Эмоциональная направленность» (результаты представлены в Приложении 3). Нами было выявлено следующее.

Средний балл по методике «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»» в данной выборке равен 8,23 баллам, что свидетельствует о выраженной эгоистической тенденции испытуемых, при этом количество набранных баллов варьирует от 1 до 18, т.е. встречаются крайние проявления как эгоизма, так и альтруизма.

Результаты описательной статистики по данным, полученным после  проведения тест – анкеты «Эмоциональная направленность», приведены в таблице 1. Они свидетельствуют о том, что в среднем для испытуемых наиболее предпочитаемыми эмоциями являются  гностические (средний балл – 7,4), что говорит о преобладании у зрелых людей интеллектуальных чувств, потребности в получении любой новой информации, потребности в «когнитивной гармонии». Наименее же испытуемые склонны стремиться к акизитивным эмоциям (средний балл – 3,9), которые  возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

Таблица 1. Описательная статистика по шкалам эмоциональной  направленности.

Шкалы эмоций

среднее

медиана

мода

minimum

maximum

Альтруистические

5,1

4

2

1

10

Коммуникативные

4,733333

4

1

1

10

Глорические

5,866667

6

6

4

9

Праксические

6,2

6

3

3

10

Пугнические

5,466667

6,5

multiple

2

9

Романтические

6,166667

6

4

4

10

Акизитивные

3,9

3

3

1

8

Гедонистические

6,666667

9

10

1

10

Гностические

7,433333

9

9

1

10

Эстетические

4,433333

5

multiple

1

9

Информация о работе Социально – психологическая установка личности (альтруизм - эгоизм) и ее связь с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте