Социальные аспекты управления конфликтами в государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ управления социальными конфликтами в коллективе государственных служащих (на примере различных госстуктур Санкт-Петербурга).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
обобщить теории управления конфликтами, существующие в западной и отечественной социологии;
проанализировать конфликт как социальный феномен;
провести анализ особенностей конфликтов в сфере управления государственных структур;
разработать методические рекомендации по профилактике и способам разрешения конфликтов.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и содержание конфликтов
1.1 Концептуальные представления об управлении конфликтами в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.2 Конфликт в государственной сфере: понятие, содержание, проблемы
Глава 2. Особенности возникновения и виды конфликтов в государственных структурах
2.1 Анализ конфликтного потенциала государственной службы
2.2 Методологические подходы к разработке управленческих решений в государственном учреждении в ходе практики урегулирования конфликтов
Глава 3. Социальные аспекты управления конфликтами в государственной службе
3.1 Механизмы управления конфликтами в государственной службе
3.2 Оптимизация управленческих решений по разрешению конфликтов в государственной службе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дип работа.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

- восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные, привлекательные черты. Они пропагандируются среди окружающих. Игнорируются замечания, указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности;

- восприятие личности  оппонента. Усиливается поиск всего  негативного и непривлекательного [7].

Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации: изменение протекания психических процессов в состоянии стресса; негативные эмоции; уровень информированности участников друг о друге; особенности перцептивных процессов; неумение предвидеть последствие; степень значимости потребностей и мотивов; доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды»; негативная установка на оппонента; сформировавшаяся в доконфликтный период отношений.

Исходя из изложенного выше понимания сущности конфликта, его объекта и предмета рассмотрим типологию «конфликтов» в «узком» смысле слова, т.е. о конфликтах, возникающих в процессе человеческой деятельности и поведения людей, о конфликтах, представляющих собой особое качество взаимодействия между людьми или между различными элементами внутренней структуры самой личности.

Однако даже в этом случае, имея в виду только человеческое взаимодействие, дать какую-либо законченную типологию конфликтов не представляется возможным. Это объясняется тем, что имеется огромное разнообразие субъектов, целей, мотивов, областей, видов, систем и уровней, временных рамок и человеческого взаимодействия, каждое из которых может служить основанием для типологии конфликтов.

В отечественном менеджменте получил широкую популярность такой научный подход, который позволяет соотносить тип конфликта с типичными формами поведения сторон, прогнозировать возможные последствия в определённом диапазоне, связать конфликтное проявление с областью содержательных противоречий (А.А. Ершов, В.А. Соснин и др.) [21]. Основаниями для классификации обычно выступают источник конфликта, его содержание, значимость конфликтных факторов, структурно-динамические характеристики (интенсивность, длительность, функциональные последствия и др.). Типологии конфликтов встречаются практически в каждой работе этого направления.

Наиболее общая классификация конфликтных ситуаций состоит в выделении их на объективные и субъективные в зависимости от причин их порождающих. Объективные конфликтные ситуации обусловлены какими-либо объективными обстоятельствами [8].

Субъективные конфликтные ситуации бывают обусловлены несовпадением интересов отдельных людей, или же возникают из-за неосознаваемых личностных качеств оппонентов. В первом случае субъективные конфликты имеют целенаправленный характер, т.к., оппоненты направляют свои действия на овладение объектом конфликта и большей частью осознают как объект конфликта, так и свои действия. Во втором случае же конфликт бывает нецеленаправленным, не имеет объекта и представляет собой как бы самоцель для субъекта конфликтного взаимодействия. Очень часто такие конфликты приобретают затяжной характер, когда сторонний наблюдатель не всегда может разглядеть, что здесь имеет место конфликт, а иногда и сам субъект не осознаёт его. Именно такие конфликты представляют наибольшую сложность для анализа и конструктивного разрешения. Инициатор их личность, для которой конфликтное взаимодействие является способом разрешения внутреннего противоречия, не осознаёт этого, а приписывает ответственность за происходящее своему противнику или обстоятельствам [4].

В словаре кратко характеризуются три вида конфликтов в зависимости от количества участников:

1. Внутриличностный, который  характеризуется борьбой примерно  равных по силе мотивов, влечений, интересов у одного и того  же человека;

2. Межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

3. Межгрупповой, отличающийся  тем, что конфликтующими сторонами  выступают уже социальные группировки, преследующие несовместимые цели  и препятствующие друг другу их осуществления. Заметим, что межличностный и межгрупповой конфликты часто протекают и как внутриличностный [20].

С.Бауэрс, Т. Леймдорфер выделяют два вида конфликтов в зависимости от их разрешимости (см. таблицу):

Таблица Соотношение видов и фаз конфликта

 

Вид

конфликта

фаза

Реалистический (предметный) конфликт

Цель: добиться конкретного результата - материальных или нематериальных преимуществ.

Нереалистический (беспредметный) конфликт

Цель: освободится от напряжения.

 

Конструктивная

Нарушение общения при сохранении направленности на предмет спора

Нет

 

Деструктивная

1-я стадия (обратимая) - необоснованная  критика, пренебрежение, личные выпады.

2-я стадия (необратимая) - переход на личности, взаимные  оскорбления, нарушение восприятия  и самоконтроля, полный отход от предмета спора.

   
       

1. Конструктивный - разрешённый  конфликт, где выясняются позиции  обеих

сторон без обвинений и упрёков путём взаимоуважения и сотрудничества;

2. Деструктивный - неразрешённый  конфликт, где участники не выслушивают друг друга до конца, не идут на сотрудничество при поиске выхода из создавшейся ситуации, скатываются на взаимные упрёки и оскорбления при определении сути конфликта [6].

В.П.Захаров, Е.В.Сидоренко делят все конфликты, основываясь на принципе наличия или отсутствия предмета спора, на реалистические или предметные, и нереалистические, или беспредметные. В реалистических конфликтах выделяется конструктивная и деструктивная фазы, а в нереалистических - только одна фаза - деструктивная.

Реалистические (предметные) конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением преимуществ между ними.

Нереалистические (беспредметные) конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, содержат не противоречащие друг другу устремления соперников, а потребность освободиться от напряжения.

Конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет, средства совместной деятельности (беседы, работа над чем-то и т.д.), правильно оценивают свои возможности и своё состояния и способы на объективную оценку состояния и реакций оппонента.

Однако, возможно, их не удовлетворяет:

1). стиль ведения разговора: повышенный эмоциональный тон  речи, упрёки, оправдания, высказывания, отражающие ориентацию на себя  и свои интересы при игнорировании  реакций партнёра и слабости  обратной связи;

2). неречевые характеристики  поведения: уход от разговоров, прекращение совместной деятельности или её некачественное выполнение, попытки сгладить отрицательные результаты или последствия деятельности, напряжённый самоконтроль поведения, специфические неречевые реакции на отрицательное отношение конфликт разговору и т.д.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворённость оппонентов друг другом, способами решения проблемы, продуктивностью совместной деятельности превышает некий критический порог и коллективная работа становится неуправляемой.

Поэтому важнейшая задача руководителя любого уровня -- решение проблем регулирования конфликтов, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания, генерализации конфликта. Для этого особенно важно разбираться в структуре, динамике, типологии конфликта, т.е. во всем понятийно-категориальном аппарате конфликтологии [33].

Важной характеристикой конфликта является его динамика (см. рис.1).

Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его временные границы - начало и окончание [38]. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт. Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первоначальных актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

- первый участник сознательно  и активно действует в ущерб  другому участнику (под действиями  понимаются как физические движения, так и передача информации);

- второй участник (оппонент) осознаёт, что указанные действия  направлены против его интересов;

- в связи с этим оппонент  предпринимает ответные действия  против первого участника.

Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, то есть совершает мысленные, а не поведенческие действия. Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идёт о прекращении действий друг против друга.

Степень напряженности

отношений

Д и ф ф е р е н ц и а ц и я И н т е г р а ц и я

Возникно- Осознание Попытки Предконф- Инцидент Эскалация Сбаланси- Заверше- Частичная Полная t

вение объ- объективной решить ликтная рованное ние кон- нормали- нормали-

ективной проблемной проблему ситуация противо- фликта зация от- зация от-

проблем- ситуации неконф- действие ношений ношений

ной ликтными

ситуации способами

Латентный период Открытый период Латентный период

(предконфликт) (собственно  конфликт) (послеконфликт-

ная ситуация)

Рис. 1. Основные периоды и этапы динамики конфликта.

1.3 Стадии развития конфликта

Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию (предконфликтная  ситуация),

2) стадию открытого конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

Предконфликтная ситуация -- это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих.

Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта. Мы его будем называть предконфликтной ситуацией.

Латентный период включает этапы:

- возникновение объективной  проблемной ситуации субъектами  взаимодействия;

- попытки сторон разрешить  объективную проблемную ситуацию  неконфликтными способами;

- возникновение предконфликтной  ситуации.

Козырев Г.И. предконфликтную стадию условно делит на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношениях сторон [25]:

1. Возникновение противоречий  по поводу определённого спорного  вопроса; рост недоверия и социальной  напряжённости; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.

2. Стремление доказать  правомерность своих притязаний  и обвинение противника в нежелании  решать спорные вопросы «справедливыми  методами»; замыкание на своих  собственных стереотипах; появление предубеждённости и неприязни в эмоциональной сфере.

3. Разрушение структур  взаимодействия; переход от взаимных  обвинений конфликт угрозам; рост  агрессивности; формирование «образа  врага» и установка на борьбу.

Предконфликтная ситуация - это рост напряжённости в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванные определёнными противоречиями.

Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией [50].

Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. д.). Так как противоречие ещё не осознанно и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин [4].

Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами.

Осознание ситуации противоречий не всегда влечёт конфликтное взаимодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблемную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемных ситуаций в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

При этом следует иметь в виду, что само осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным.

Неадекватное осознание проблемной ситуации может иметь двоякого рода последствия.

1. Оно может способствовать  сдерживанию, затягиванию возникновения  открытого конфликта. Это происходит, когда опасность проблемной ситуации недооценивается или преуменьшается.

2. Оно может способствовать  форсированию наступления явного  конфликта, его искусственному подталкиванию. Важно также отметить, что различные  оппоненты потенциального конфликта могут быть заинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности противоречий и факторов, возникших в предконфликтной ситуации, и сознательно вводить в заблуждение других участников будущего конфликта. Цели этой дезинформации и дезориентации противника потенциального конфликта в оценке опасности предконфликтной ситуации могут быть также двойственными. Они могут быть направлены либо на сдерживание будущего противоборства, либо на провоцирование одного из оппонентов конфликта к форсированию противоборства. В первом случае опасность противоречий предконфликтной ситуации сознательно преуменьшается, во втором -- преувеличивается. Но в любом случае сознательная ложная оценка предконфликтной ситуации используется одной из сторон в своих интересах.

Таким образом, адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтной ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта [53].

Информация о работе Социальные аспекты управления конфликтами в государственной службе