Социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, дипломная работа

Краткое описание

Часто бывает так, что девиант нуждается в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением считается единственно верным и научно обоснованным.
Особенность другого подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение является атрибутом исключительно подросткового периода. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»………….5
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Структура девиантного поведения, отклоняющегося от норм человеческого общежития
1.3 Характеристика девиантного поведения, проявляющегося в формах социальной патологии
1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения
1.5 Возможности профилактики и коррекции девиантного поведения
Глава 2. Экспериментальная часть, направленная на выявление социального портрета семьи, имеющего подростка с девиантным поведением……………..31
2.1 Цели и задачи практического исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Результаты исследования и их обсуждение
2.4 Анализ проведенных методик
Заключение ……………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………………48
Приложение …………………………………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Варгатая А.окончательный вариант.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Форма Ф. 4-40

Министерство  образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Истринский  педагогический колледж 
 
 
 
 
 
 

Социальный  портрет семьи, имеющий  подростка

  с девиантным поведением

Выпускная квалификационная работа 
 
 
 
 

                                         Выполнила студентка

                                         4 курса 43 группы

                                         Варгатая А. М.

                                         Специальность 0314

                                         с дополнительной квалификацией

                                         в области психологии.

                                         Дневная форма  обучения.

                                         Руководитель:

                                         преподаватель психологии

                                         Пальцева Т. В.

                                         Дата защиты: 18.06.08

                                         Оценка: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Истра, 2008.

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………………3

    Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»………….5

    1.1 Понятие девиантного поведения

    1.2 Структура девиантного поведения, отклоняющегося от  норм человеческого общежития

    1.3 Характеристика девиантного поведения, проявляющегося в формах социальной патологии

    1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения

    1.5 Возможности профилактики и коррекции девиантного поведения

    Глава 2. Экспериментальная часть, направленная на выявление социального портрета семьи, имеющего подростка с девиантным поведением……………..31

    2.1 Цели и задачи практического исследования

    2.2 Методики исследования

    2.3 Результаты исследования и их обсуждение

    2.4 Анализ проведенных методик

Заключение  ……………………………………………………………………………46

Список  литературы……………………………………………………………………48

Приложение  …………………………………………………………………………...50 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Актуальность  работы заключается в том, что отклоняющееся поведение – проблема современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

     Часто бывает так, что девиант нуждается  в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением считается единственно верным и научно обоснованным.

     Особенность другого подхода заключается  в убежденности, что девиантное поведение  является атрибутом исключительно  подросткового периода. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.

     Гипотеза: негативное отношение в семье влияет на возникновение девиантного поведения у подростков.

     В качестве объекта исследования выступает девиантное поведение.

     Предметом исследования является социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением.

     Цель  исследования - выявление семей, имеющих подростков с девиантным поведением.

     Для достижения поставленной цели выдвигаются  следующие задачи:

  1. Проанализировать научные подходы к изучению понятия девиантного поведения.
  2. Рассмотреть имеющиеся в научных исследованиях основные аспекты изучения структуры девиантного поведения.
  3. Описать характеристики девиантного поведения, проявляющегося в формах социальной патологии.
  4. Проследить факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения.
  5. Выявить возможности профилактики и коррекции девиантного поведения.

      Практическая  значимость исследования. Материалы работы могут быть использованы в разработке психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, в процессе воспитательной работы в учебных образовательных учреждениях. 

 

     Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»

      1.1 Понятие девиантного поведения 
       

    Девиантное  поведение человека существенно  отличается от гармонии и нормы и  разнообразно по структуре, типам и  формам. Под структурой девиантного поведения понимается специфика сочетания и динамики составных частей отклоняющегося от нормы и гармонии поведения. К типам девиантного поведения относят разновидности отклоняющегося поведения в зависимости от особенностей взаимодействия индивида с реальностью и механизмом возникновения поведенческих аномалий. Формы девиантного поведения включают в себя клинические проявления отклоняющегося поведения.

      Девиантное поведение - система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушением процесса сомоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [10].

      Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и нарушению сомоактуализации и принятия себя в силу выработанных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы, структуру девиантного поведения, необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться. Норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его.

      Выделяют следующие нормы:

    1) правовые;

    2) нравственные;

    3) эстетические.

      Правовые нормы оформлены в  виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении, нравственные и эстенические нормы не регламентированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание.

     Поведенческая патология подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как:

    1) склонность к дезадаптации;

    2) тотальность; 

    3) стабильность.

      Под склонностью к дезадаптации понимается существование паттернов поведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействиями с окружающими людьми, противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной вовне, существует вутриличностная дезадаптация, при которой поведение человека отражает неудовлетворенность собой, неприятие себя как целостной и значимой личности. Признак тотальности указывает на то, что патологические стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, то есть имеют место "везде". Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств поведения, а не их сеиминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая патология может быть обусловлена психопатологическими проявлениями, а также базироваться на патологии характера, сформированной в процессе социализации.

      Широкая область научного знания  охватывает аномальное, отклоняющееся, ненормативное, девиантное поведение человека. Существенным параметром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признаётся нормальным и неотклоняющимся [7].

      Основные виды девиантного поведения.

    Девиантное поведение подразделятся на две группы

     1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

     2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных нор человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

    Социальные  отклонения в девиантном поведении  классифицируются следующим образом:

    Корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кража, спекуляция и др.);

    Агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийство, изнасилование);

    Социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).  

Информация о работе Социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением