Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, дипломная работа
Часто бывает так, что девиант нуждается в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением считается единственно верным и научно обоснованным.
Особенность другого подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение является атрибутом исключительно подросткового периода. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»………….5
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Структура девиантного поведения, отклоняющегося от норм человеческого общежития
1.3 Характеристика девиантного поведения, проявляющегося в формах социальной патологии
1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения
1.5 Возможности профилактики и коррекции девиантного поведения
Глава 2. Экспериментальная часть, направленная на выявление социального портрета семьи, имеющего подростка с девиантным поведением……………..31
2.1 Цели и задачи практического исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Результаты исследования и их обсуждение
2.4 Анализ проведенных методик
Заключение ……………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………………48
Приложение …………………………………………………………………………...50
Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.
Многие поступки не подпадают под нормы и вместе с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами.
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.
Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых чётко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие «может» лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).
В
период перехода к рыночной экономики
изменилось материальное положение
многих слоев населения. Большинство
живет за четой бедности, увеличилось
количество безработных. Все это создает
конфликтные ситуации, а они приводят
к девиациям. Кто забывается в бутылке,
кто забывается в наркотическом дурмане,
а кто слабее сводит счеты с жизнью. Единственный
способ как-то изменить сложившееся положение
– улучшить жизнь, помочь людям преодолеть
их проблемы для этого и создаются теперь
социальные службы и другие организации.
Но если их деятельность не будет поддерживаться
государством, рост преступности, наркомании,
алкоголизма и т. д. будет только расти
[13].
Список
использованной литературы
1. Братусь
Б. С., Сидоров П. И. Психология,
клиника и профилактика
2. Гилинский Л. И., Афанасьев В. С. Социология девиантного поведения. – СПб., 1993. – 388с.
3. Дьячько М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. – Мн.: (Хелтон), 1998. – 287 с.
4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр « Академия », 2004. – 288 с.
5. Караленко У. П., Завьялов В. Ю. Личность и алкоголь. - Новосибирск, 1987. – 270 с.
6. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988. – 407 с.
7. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: Норма и патология. – М.,1982. – 226 с.
8. Ллейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. – М., 2001. – 388 с.
9. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркомания. – Л., 1991. – 391 с.
10. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб.: Речь., 2005. – 445 с.
11. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., 1986. – 302 с.
12. Павлёнок
П. Д. Основы социальной
13. Райгородский
Д. Я. Психология и
14. Социальные отклонения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1989. – 247 с.
15. Социологический словарь. – 2-е изд., перераб. – М.: Университетская, 1991. – 375 с.
16. Чудковский В. С., Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии. – Ростов-на-Дону: изд-во (Феникс), 1997. - 218 с.
17. Шабонов
П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании.
- СПб., 2000. – 118 с.
Приложение
1.
Информация о работе Социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением