Социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, дипломная работа

Краткое описание

Часто бывает так, что девиант нуждается в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением считается единственно верным и научно обоснованным.
Особенность другого подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение является атрибутом исключительно подросткового периода. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»………….5
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Структура девиантного поведения, отклоняющегося от норм человеческого общежития
1.3 Характеристика девиантного поведения, проявляющегося в формах социальной патологии
1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения
1.5 Возможности профилактики и коррекции девиантного поведения
Глава 2. Экспериментальная часть, направленная на выявление социального портрета семьи, имеющего подростка с девиантным поведением……………..31
2.1 Цели и задачи практического исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Результаты исследования и их обсуждение
2.4 Анализ проведенных методик
Заключение ……………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………………48
Приложение …………………………………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Варгатая А.окончательный вариант.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

    Подросткам  и юношам в возрасте 14-18 лет присуща  как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушения можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вина и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насильем [8].    
 

    1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение

    девиантного поведения 
     

    Отклонения  в поведении подростков могут  быть обусловлены следующими группами причин:

    А) социально-педагогической запущенностью, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

    Б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим  микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.;

    В) отклонениями в состоянии психического и физиологического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневротического свойства;

    Г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и  внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием  позитивных и значимых социальных и жизненных личных целей и планов;

    Д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негативные.

   Группы факторов, порождающие отклоняющееся поведение личности.

   1. Внешние факторы (факторы риска которые носят объективный характер). К ним относятся:

    1. Процессы, происходящие в обществе:

    - отсутствие  ясной позитивной государственной  идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

    -     безработица;

    - разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения;

    -      пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

    -      доступность табака, алкоголя и наркотиков и т. д.

    II.     Состояние семьи, ее атмосфера:

    -     неполная семья;

    -      материальное положение семьи;

    -      стиль воспитания в семье;

    -      низкий социально-культурный уровень родителей;

    -     отрицание самоценности ребенка;

    - попустительское  отношение родителей к употреблению  детьми психоактивных веществ  и т. д.

    III. Несовершенная организация внутришкольной жизни:

    -   низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу;

    -   профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии и т.д.

    2. Внутренние факторы  риска. К ним относятся: ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, неумение критичности мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.

     Социальные  факторы отклоняющегося поведения.

     Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев ими можно управлять.

     Объективными  факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального  взаимодействия и невыполнение ожиданий; несоответствие между распределением благ и личными качествами людей; влияние норм девиантной субкультуры  и обучения. Так, личность, с раннего детства помещенная  девиантную субкультуру, с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.

     Влияние современных субкультур на девиантное поведение личности является чрезвычайно  важным, хотя и недостаточно изученным вопросом. В то же время хорошо известно, что личность всегда включена в какую-либо социальную группу. В ряде случаев групповые потребности доминируют – включенными в группу, следовать её нормам, подражать её участникам, противопоставлять себя другим группам. На этой почве вырастают самые разнообразные субкультуры – аристократическая элита, хиппи, металлисты, рокеры, Геи, скинхэды и т. д. Люди склонны идентифицироваться с групповыми лидерами и их идеалами, что во многом объясняет существование таких массовых девиаций, как геноцид, расизм, фашизм.

     Наряду  с рассмотренными объективными социальными  факторами действуют и так  называемые субъективные причины девиантного  поведения. В соответствии с теорией  стигматизации девиации – следствие  того, что само общество наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами. Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли [16, С. 13].

     Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самой личности к социальным нормам. Например, чтобы освободиться  от моральных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие норм следующими способами: ссылаться на высшие понятия; отрицать наличие жертвы; оправдывать своё поведение девиантностью жертвы или провокацией с её стороны; отрицать свою ответственность; отрицать вред своего поведения.

     Таким образом, социологические и близкие  к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, видно, что в самом обществе имеются серьёзные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности. 
 

    1.5. Возможности профилактики и

    коррекции девиантного поведения 
     

    Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении подростков требует их психологической иммунизации, т. е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Он может включать следующие направления:

    1. выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;
    2. анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;
    3. подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;
    4. создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, что отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, организации дополнительного образования и др.

    Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.

    Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы Социально-позитивными средствами.

    Работа  по профилактике отклонений  в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

  1. успешности учебной деятельности (учения);
  2. эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений;
  3. психологической защищенности.

    Существуют  различные формы психопрофилактической  работы.

    Первая  форма – организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного  мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа или конкретная личность.

    Вторичная форма – информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности повышения её способности к принятию конструктивных решений.

    Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личность деградация.

       Третья форма психопрофилактический работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.

    Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связанна с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике – повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагая, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор. Пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание, испытание себя, значимое общение, любовь. Творчество, деятельность.

Информация о работе Социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением