Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, дипломная работа
Часто бывает так, что девиант нуждается в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением считается единственно верным и научно обоснованным.
Особенность другого подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение является атрибутом исключительно подросткового периода. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»………….5
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Структура девиантного поведения, отклоняющегося от норм человеческого общежития
1.3 Характеристика девиантного поведения, проявляющегося в формах социальной патологии
1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения
1.5 Возможности профилактики и коррекции девиантного поведения
Глава 2. Экспериментальная часть, направленная на выявление социального портрета семьи, имеющего подростка с девиантным поведением……………..31
2.1 Цели и задачи практического исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Результаты исследования и их обсуждение
2.4 Анализ проведенных методик
Заключение ……………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………………48
Приложение …………………………………………………………………………...50
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста.
Седьмая форма – минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению [15].
Методы коррекции эмоциональных состояний.
Девиантное поведение сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно тревогой, страхом и агрессией. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний – уменьшение их силы и выработка альтернативных реакций.
Неадаптивное поведение человека действительно во многом определяется тревогой. Однако следует избегать завышенных оценок. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при необходимости принять профессиональное решение просто потому, что он не имеет адекватных для этого навыков. В таких случаях тревогу следует уменьшать, обучая необходимыми навыками. Если же в ходе поведенческого анализа у клиента выявляются специфические тревоги или фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать специальные методики, например систематическую десенсибилизацию.
Систематическую десенсибилизацию, разработанная Д. Вольпе, включает в себя три элемента:
А) обучение глубокой мышечной релаксации;
Б) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу;
В) предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу.
Методы формирования позитивного поведения.
Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. В его основе лежит преимущественно оперантный принцип обусловливания. Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы – удаление чего-то в данной ситуации.
Позитивное подкрепление – главный метод изменения поведения. Условия успеха:
-
подкрепление должно быть
-
подкрепление должно
-
связь между желательным
Подкрепление можно осуществлять непосредственно или косвенно. Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями – людьми, которые получают награду за желательное поведение.
Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду – повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение.
Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Так можно предложить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов, где вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.
Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:
- взаимодействие (отношения);
- переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);
-
действия, повышающие самооценку
с помощью ощущений
Глава 2. Экспериментальная часть, направленная на выявление социального портрета семьи, имеющего подростка с девиантным поведением
2.1
Цели и задачи
практического исследования
Цель – исследовать семьи, которые имеют подростка с девиантным поведением.
Задачи:
- выявление семей, которые имеют подростка с девиантным поведением;
- проведение методик по выявлению подростков с девиантным поведением;
- анализ проведенных методик по выявлению подростков с девиантным поведением.
Изучались семьи, которые неблагополучные, пьющие, не исполняющие своих родительских обязанностей и подростки, которые подвержены в этой семье девиантному поведению.
По статистике за год ОВД по Головинскому району УВД по САО г. Москвы в отдел по делам несовершеннолетних доставляется, и ставятся на учет подростки до 14 – 16 лет – 97 человек, из них, в основном, за распитие спиртных напитков в общественном месте и за антиобщественное поведение. По статистике за год ставится на учет в отдел по делам несовершеннолетних 58 родителей, за неисполнение своих родительских обязанностей.
На учет в ОПДН ставятся подростки в следующих случаях:
П. 34.1.1 употребление наркотического средства или психотропного вещества без назначения врача;
П. 34.1.2 совершение правонарушения
П. 34.1.3 совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, антиобщественное действие
2. С заведением учетно-профилактического дела:
П. 35.1 условно-досрочного освобождения от пребывания наказания
П. 35.2 освобождающиеся от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием
П. 35.3 получившие отсрочку отбывания наказания
П. 35.6 осужденные условно
В ходе исследования были проведены методики «Лесенка самооценки», «Рисунок семьи», которые направлены на исследование внутрисемейных отношений и определение уровня самооценки у подростка и узнать взаимоотношения его в обществе с целью выявления девиантного поведения и других форм антиобщественного поведения.
Список исследуемых:
2.2
Методики исследования
Методика Рисунок семьи
Цель: исследование внутрисемейных отношений.
Инструкция: нарисуй свою семью.
Материалы: лист А4, карандаши цветные, ластик, фломастеры.
Ход выполнения: На листе бумаги должны быть подписаны все нарисованные фигуры и проживающие члены семьи.
Методика: Лесенка самооценки
Цель: выявить самооценку ребенка и узнать взаимоотношения с близкими людьми.
Ход проведения:
Материалы: лист с нарисованными лесенками из десяти ступенек.
Инструкция:
Задание выполняется либо значками, либо разными ручками.
В норме предлагается оценка мамы должна быть чуть выше, если предполагаемая оценка ниже собственной, ребенок считает что его недооценивают. Оцениваются четыре сферы самосознания: умственная, физическая, социальная, эмоциональная.
Так
же были проведены в ходе исследования
следующие методики и тесты по
выявлению семей имеющих
2.3
Результаты исследования
и их обсуждение
Интерпретация результатов методики «Рисунок семьи»
Реальный состав семьи: Мама, папа, сестра, Игорь.
На рисунке изображен сам мальчик детская коляска, дом, деревья, тучи, солнце и дорожка возле дома.
На рисунке изображена относительная величина изображенной фигуры самого мальчика, что говорит о его значимости в семье.
Изображение своей сестры в виде коляски, стоящей на далеком расстоянии, отражает представление о том, что имеются конкурентные отношения между Игорем и Машей.
Изображение солнца на рисунке говорит о нехватке «тепла», внимания со стороны родителей, т.к. все свое внимание уделяется младшей сестре.
Изображение нечетких, нажатых линий означает, что у ребенка проявляется агрессия.
Говоря
о самом мальчике, то на рисунке
он изображен вполне счастливым мальчиком,
он все слышит, понимает, но не осознает,
что сестра еще маленькая и
ей нужна забота не только со стороны
родителей, но и от него самого.
Интерпретация результатов методики «Лесенка самооценки»
Сферы самосознания | Я |
Мама |
Папа |
Друг |
Умственная | 8 | 10 | 5 | 6 |
Физическая | 10 | 10 | 9 | 4 |
Социальная | 10 | 10 | 10 | 8 |
Эмоциональная | 10 | 10 | 8 | 6 |
Результат | 38 | 40 | 31 | 24 |
Общее | 135 |
Информация о работе Социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением