Социологический анализ малых групп (социометрия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование малой группы на уровне межличностных отношений ее членов, анализ взаимоотношений в малой группе, выделение лидера и определений направлений улучшения социально – психологического климата в организации. Объектом исследования в настоящей работе является малая группа ООО «Бьюти», которая состоит из 6 человек. Интерес для исследования представляют взаимоотношения в данной малой группе – взаимные чувства, симпатии, неприязни между ее членами, общие ценные ориентации, увлечения и интересы, их влияние на производственную деятельность труда.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и особенности социометрии
1.1.Сущность социометрического опроса, его назначение и сфера применения, требования к проведению................................................................5
1.2.Классификация социометрических критериев выбора и требования к их формулировке..........................................................................................................7
1.3.Методы обработки и интерпретации данных социометрии........................10
Глава 2. Анализ взаимоотношений в малой группе с использованием социометрии
2.1.Характеристика объекта и постановка цели исследования.........................19
2.2.Разработка инструментария исследования...................................................23
2.3.Проведение социометрического опроса и обработка его результатов......25
Глава 3. Выводы и предложения
3.1.Общие выводы по результатам социометрического опроса.......................40
3.2.Рекомендации и ожидаемые последствия их внедрения.............................42
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................47

Вложенные файлы: 1 файл

Еськова курсовая по социометрии новая.docx

— 272.78 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Прикладные  социологические исследования труда»

на тему:

 

«Социологический  анализ малых групп (социометрия)»

 

Выполнила: студентка 5 курса 

специальность экономика  труда

группа 06МЭБ

личное дело № 02403

Еськова Светлана Владимировна

Преподаватель: Кадильникова Л.В.

 

 

Липецк 2011г.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Сущность и особенности  социометрии

1.1.Сущность социометрического  опроса, его назначение и сфера  применения, требования к проведению................................................................5

1.2.Классификация социометрических  критериев выбора и требования  к их формулировке..........................................................................................................7

1.3.Методы обработки и  интерпретации данных социометрии........................10

Глава 2. Анализ взаимоотношений  в малой группе с использованием социометрии

2.1.Характеристика объекта  и постановка цели исследования.........................19

2.2.Разработка инструментария  исследования...................................................23

2.3.Проведение социометрического  опроса и обработка его результатов......25

Глава 3. Выводы и предложения

3.1.Общие выводы по результатам  социометрического опроса.......................40

3.2.Рекомендации и ожидаемые  последствия их внедрения.............................42

Заключение.............................................................................................................45

Список литературы................................................................................................47

Приложения...........................................................................................................49

Введение

Значительную часть своей  жизни каждый из нас проводит в  различных социальных группах –  в семье среди родственников, на работе среди коллег, в учебном  заведении среди одноклассников или однокурсников, в гостях у  товарищей, на занятиях в спортивной секции, в купе железнодорожного вагона среди дорожных попутчиков и т.д. Люди в группах ведут семейную жизнь, учатся, трудятся, отдыхают. При  этом они вступают в определенные контакты с другими членами групп, так или иначе взаимодействуют  с ними – помогают друг другу  или, наоборот, конкурируют. Эти контакты, отношения между членами группы, присущие им интересы, ориентации и  типы поведения всегда пытались исследовать, изучать. Особенное внимание уделялось  взаимоотношениям между коллегами  на работе, так как они в значительной мере оказывают влияние на социально  – экономическую эффективность  деятельности предприятия (организации).     Следовательно, в современных условиях рыночных отношений собственник средств производства заинтересован в установлении на своем предприятии, в своей организации или фирме благоприятного социально – психологического климата. Социально – психологический климат в трудовом коллективе – это эмоциональный настрой коллектива, который отражает сложившиеся взаимоотношения между его членами. Для достижения положительного результата специалистом – социологом проводится анализ особенностей взаимоотношений в конкретных малых группах, их влияние на общеколлективную деятельность с помощью «изучения социальной структуры коллектива, ее изменений, выявления позитивных и негативных тенденций в динамике социальных групп, разработка мер, направленных на оптимизацию социальных процессов через целенаправленное изменение социальной структуры».          Так, социально – психологический климат может оказывать на нее как положительное влияние, укрепляя стабильность кадров и сплоченность коллектива, так и отрицательное. В последнем случае межличностные отношения могут становится причиной утечки служебной информации, круговой поруки.            Целью настоящей работы является исследование малой группы на уровне межличностных отношений ее членов, анализ взаимоотношений в малой группе, выделение лидера и определений направлений улучшения социально – психологического климата в организации.     Объектом исследования в настоящей работе является малая группа ООО «Бьюти», которая состоит из 6 человек. Интерес для исследования представляют взаимоотношения в данной малой группе – взаимные чувства, симпатии, неприязни между ее членами, общие ценные ориентации, увлечения и интересы, их влияние на производственную деятельность труда.

 

 

Глава 1. Сущность и особенности социометрии

1.1.Сущность социометрического  опроса, его назначение и сфера  применения, требования к проведению

Целью социометрического  опроса является изучение межличностных  отношений в малой группе для  смягчения или избежания конфликтов, улучшения психологического климата  и, как следствие, повышение эффективности  деятельности членов группы.

В техническом отношении  социометрия – это сочетание  опросной методики и алгоритмов специальной  математической обработки первичных  измерений. Суть её сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых  индексов. Социометрический опрос –  специфический метод опроса, применяемый  при изучении межличностных отношений  в малых социальных группах. Он целесообразен  в коллективах, имеющих опыт совместной работы не менее полугода, численностью не более 7-9 человек. Применение социометрического  опроса и его анализ позволяют  повысить производительность труда, смягчить конфликты и уменьшить их число, способствуют выработке, принятию групповых  решений, позволяют получить серьезные  теоретические выводы о процессах  функционирования групп, позволяют  достигать практических результатов  в комплектовании коллективов, способствуют повышению эффективности их деятельности[2, с.412].

Прежде чем начать социометрический опрос необходимо создать социометрический критерий, то есть вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью  выяснения взаимоотношений между  ними. Поскольку отношения между  людьми всегда сложны, поэтому выбор  критерия становится задачей, требующей  при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп, и учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности  группы, и что немаловажно, необходимости  владения техникой измерения. Социометрический критерий, являясь одним из вопросов социометрической анкеты, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. На основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны большое число критериев может утомить отвечающего  внести неточности в первичную информацию. Поэтому важен вопрос о числе социометрических критериев. Таким образом, чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев. Число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга. Увеличение критериев свыше семи может вызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следует располагать от простого  к сложному. Опрос должен проводиться посторонним лицом.

Социометрический опрос  начинается с раздачи социометрических анкет (социометрических карточек), которые  являются инструментарием проводимого  исследования. Условием получения достоверной  информации при опросе является искренность  респондентов. Для этого следует  предупреждать опрашиваемых, что  их ответы не будут оглашены в коллективе. В ходе проведения опроса необходимо четко разъяснить порядок заполнения социометрической карточки, расположить  опрашиваемых так, чтобы они могли  видеть друг друга (это иногда помогает определиться с выбором), но не совещались. Далее полученная первичная информация обрабатывается с помощью составления  так называемых матриц связей, социоматриц, с последующим анализом данных индексным  и графическим (с использованием социограмм) способами.

Относительно области  применения социометрических методов, можно сказать, что, за исключением  редких работ, посвященных исследованиям  отношений семей, сетям цитирования  в научных публикациях и структур сложных организаций, а также  использованию социометрических методов  для анализа особенностей пьес различных  авторов, подавляющее большинство работ посвящено применению социометрических методов для изучения малых социальных групп. Они находят применение в социальном планировании производственных коллективов, в исследовании управленческих коллективов и групп ученых, в изучении воинских коллективов, в медицине (для формирования терапевтических групп, ускоряющих процесс выздоравливания больных), в педагогике и при исследовании студенческих групп, а также в других областях науки и практики. Результаты социометрического опроса влияют на принимаемые социальные и управленческие решения. Для предприятия это может быть выбор экономической стратегии, комплекс мероприятий, связанный с совершенствованием трудовой деятельности и повышением ее производительности и эффективности.

1.2.Классификация  социометрических критериев выбора  и требования к их формулировке

По степени значимости вопросов критерии могут быть «слабыми» и «сильными». «Сильные» критерии, как правило, заставляют респондентов с большей ответственностью подойти к вопросу выбора. Слабый критерий затрагивает менее значимые отношения человека[14, с.62].

По форме предъявления критерии могут быть «положительными» и «отрицательными».  Центральной классификацией критериев является их разделение на деловые (производственные, деятельностные) и эмоциональные. Деятельностные критерии позволяют изучать взаимоотношения на уровне деловых неформальных отношений в группе. Эмоциональные критерии являются показателями эмоциональных отношений в коллективе, они в меньшей степени опосредованы той деятельностью, которой занимается группа. Несмотря на такое деление, некоторые критерии бывает трудно отнести к тому или иному виду. По нашему наблюдению, большинство используемых критериев содержат элементы как эмоциональной, так и деловой мотивации. Характер и мотивация выборов по эмоциональному или деловому признаку зависит от возрастного состава группы, развитости ее структуры, совместности деятельности и так далее. При определении критерия следует учесть тот факт, что чем младше группа, тем менее выражена деятельностная сторона отношений в коллективе.

Остановимся еще на одной классификации. Все названные выше примеры критериев  являются по форме «двойными» критериями. Так называются критерии, которые предполагают возможность взаимного выбора партнеров в случае их совместной жизнедеятельности (выбор соседа по комнате, спутника в командировку, противника или союзника в игре и т. п.). Только такие вопросы позволяют при дальнейшей обработке социометрических данных строить социограммы и производить математический подсчет индекса сплоченности.

При использовании одинарных критериев возникает неравенство выбирающего и выбранного. Примером может служить социометрический выбор руководителя: «Кто из членов коллектива, по Вашему мнению, должен быть бригадиром?». Такого рода критерии ничего не дают социометристу для изучения групповой структуры. По большому счету они не являются действительно социометрическими критериями.

Выбор того или иного способа  конструирования критерия определяется как задачами исследования, так и  характеристиками изучаемой группы (уровень общего образования, возраст  участников, характер деятельности и  т. д.). Количество использованных критериев  может быть различно, принято использовать не менее двух критериев: один деятельностный, один эмоциональный. Большинство авторов  советуют формулировать критерии в  позитивном и отрицательном виде, следовательно, общее количество вопросов становится четыре. Отрицательные критерии позволяют получить исследователю  очень ценную информацию о группе, и было бы неразумно спешить отказываться от них. Зоны напряженных отношений  в коллективе могут быть выявлены только с помощью отрицательных формулировок. Однако, практика показывает невозможность использования таких вопросов в группах и трудовых коллективах, которые очень закрыты для исследования и стремятся всячески скрыть негативные чувства друг к другу. Причины этого могут быть самые различные: и недоверие к исследователю, и отрицание этих негативных чувств, и негативный прошлый опыт, полученный при участии в подобных исследованиях. Определяя количество использованных критериев очень важно учесть возраст членов группы. Чем меньше этот возраст, тем меньшее количество критериев должно быть использовано. Количество критериев определяется также возможностями психолога или социолога в обработке полученной информации.

Очень важно, чтобы социометрический критерий удовлетворял всем требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе: конкретность, однозначность, отсутствие расплывчатых словосочетаний  и так далее.

Кроме того, при формулировке социометрического  критерия необходимо учитывать следующие  правила:

1. Социометрический критерий должен  быть подобран таким образом,  чтобы в его содержании, прежде  всего, отражались взаимоотношения  между членами коллектива. Только  в этом случае он будет действительным  инструментом социометрического  исследования.

2. Социометрический критерий должен  воспроизводить ситуацию выбора  партнера для совместной деятельности  или для совместного общения,  т. е. опрашиваемый должен предпочесть  или отклонить другого члена  коллектива.

3. Критерий не должен ограничивать  возможности выбора. Опрашиваемый (респондент) должен четко представлять размеры  и границы коллектива и знать,  что он имеет право выбрать  любого его члена. 

4. Используемые критерии должны  интересовать членов коллектива, быть значимыми для них. Вопрос  значимости может быть решен  в предварительном наблюдении за жизнедеятельностью группы, в интервью с членами группы.

5. Критерий должен описывать,  конкретные ситуации, для того  чтобы у респондента было конкретное  основание для предпочтения или  отклонения партнера.

Важно не забыть  указать  респонденту возможное число  предпочтений, которые он может сделать. Если для получения полной картины  взаимоотношений между членами  данного коллектива разрешается  делать неограниченное число выборов, такая процедура социометрического  опроса называется непараметрической. Если же исследователя интересуют типичные элементы структуры, то вводится ограничение числа выборов, то есть используется параметрический  вариант. Такая процедура, безусловно, более проста для обработки данных.

1.3.Методы обработки  и интерпретации данных социометрии

Существует три основных способа  обработки социометрических данных: табличный, графический и математический.

Табличный способ заключается в построении социоматрицы – специальной таблицы, в которую заносятся все данные о выборах в группе. Обычно социоматрица строится отдельно для каждого критерия (эмоционального и деятельностного). Положительные и отрицательные выборы можно заносить в одну таблицу. Можно строить и суммарные социоматрицы сразу по нескольким критериям, однако для этого потребуется специальные навыки и повышенная внимательность. Социоматрица позволяет произвести количественный подсчет выборов, что сразу дает представление о ранжировании членов группы по числу предпочтений и отклонений.

Если в опросе проводилось  ранжирование выборов, то необходимо добавить в таблицу строку «Точный подсчет», при этом используется следующая  схема: за предпочтение, сделанное, в  первую очередь приписывается максимальное количество баллов, равное числу ограничения выборов; за каждый последующий – на один балл меньше. Например, если ограничение составило три, то первому выбору приписывается три балла, второму – два, третьему – один балл.

Информация о работе Социологический анализ малых групп (социометрия)