Социологический анализ малых групп (социометрия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование малой группы на уровне межличностных отношений ее членов, анализ взаимоотношений в малой группе, выделение лидера и определений направлений улучшения социально – психологического климата в организации. Объектом исследования в настоящей работе является малая группа ООО «Бьюти», которая состоит из 6 человек. Интерес для исследования представляют взаимоотношения в данной малой группе – взаимные чувства, симпатии, неприязни между ее членами, общие ценные ориентации, увлечения и интересы, их влияние на производственную деятельность труда.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и особенности социометрии
1.1.Сущность социометрического опроса, его назначение и сфера применения, требования к проведению................................................................5
1.2.Классификация социометрических критериев выбора и требования к их формулировке..........................................................................................................7
1.3.Методы обработки и интерпретации данных социометрии........................10
Глава 2. Анализ взаимоотношений в малой группе с использованием социометрии
2.1.Характеристика объекта и постановка цели исследования.........................19
2.2.Разработка инструментария исследования...................................................23
2.3.Проведение социометрического опроса и обработка его результатов......25
Глава 3. Выводы и предложения
3.1.Общие выводы по результатам социометрического опроса.......................40
3.2.Рекомендации и ожидаемые последствия их внедрения.............................42
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................47

Вложенные файлы: 1 файл

Еськова курсовая по социометрии новая.docx

— 272.78 Кб (Скачать файл)

«Отвергаемым» членом группы по показателям социометрического статуса является член В. Он занимает последнее место на шкале авторитетности. По полученным данным к этому члену группы не желают обращаться не по производственным, не по личным вопросам. С этим членом группы стараются поменьше общаться, но мало кому это удается.

Далее произведем расшифровку  буквенных обозначений фамилий  членов исследуемой группы по таблице 3:

Член А – это Бритченко  Мария Игоревна;

Член В – это Дудина Наталья Михайловна;

Член С – это Куликова Ольга Николаевна;

Член D – это Лопухова Маргарита Андреевна;

Член Е – это Семенихина Мария Ивановна;

Член F – это Ушакова Наталья Игоревна.

3.2.Рекомендации  и ожидаемые последствия их  внедрения

Единство поведения означает слаженность  действий членов коллектива при выполнении общих задач и реализации общеколлективных целей. Условием, при котором единство характеризует именно сплоченность членов коллектива, является возможность  у работников выбора тех или иных вариантов поведения, свобода выбора действий. Сплоченность коллектива проявляется  в сработанности, ответственности  и обязательности его членов друг перед другом, согласованности действий и взаимной помощи в ходе выполнения производственных заданий.

В зависимости от уровня сплоченности выделяются три типа коллективов: сплоченные, расчлененные и разобщенные. В нашем случае индекс сплоченности оказался меньше индекса конфликтности малой группы. Сам индекс конфликтности больше, чем в 2 раза превысил «пограничное» значение, равное 0,65. Такое положение говорит о том, что данная группа является расчлененной, с низким уровнем сплоченности, в которой плохо развиты социально-психологические контакты. Для нее характерны такие социально-психологические черты, часто имеющие неосознанный характер, как подверженность коллектива слухам, паническим настроениям, повышенная внушаемость,  эмоциональная  неустойчивость,  склонность  к  «взрывам», распространение   предрассудков   и предубеждений. В ней часто возникают конфликты.

Внутриорганизационный конфликт означает столкновение противоположно

направленных действий работников, вызванное расхождением интересов, ценностей и норм поведения. Он выражается во взаимном противодействии членов   коллектива,   которому   сопутствует   состояние   напряженности взаимоотношений. Причиной конфликтных ситуаций могут  выступать индивидуальные особенности, личные качества работников, такие, как  невоспитанность, низкая культура общения, неуважительное отношение к окружающим. Люди, которым присущи эти характеристики, склонны к конфликтам. В проанализированной малой группе имеются такие люди.

Конфликты   могут   выполнять   в   коллективе   двоякую   функцию: положительную и отрицательную. Конфликты служат своеобразным сигналом, указывающим на необходимость совершенствования каких-либо сторон в деятельности организации. Положительную роль выполняет конфликт между нарушителями трудовой дисциплины и дисциплинированными работниками Полезными оказываются конфликты, вызываемые людьми, небезразличными к общему делу. При этом нельзя допускать, чтобы к таким «неудобным» людям относились с подозрительностью и недоверием, стремились от них освободиться, важно, чтобы коллектив выступал в поддержку таких людей. Возможны следующие способы разрешения конфликта: взаимное примирение конфликтующих сторон; рассмотрение конфликта на собраниях; признание вины одним из участников конфликта; механическое уничтожение конфликта, связанное с увольнением из организации. Наиболее предпочтительным способом выхода из конфликта является первый, предполагающий проведение переговоров в ходе которых уточняется предмет конфликта, выясняются  позиции участников и закладываются основы его разрешения.

Малый показатель индекса взаимности также подтверждает низкую сплоченность данной малой группы, которая оказывает  негативное влияние на производственную обстановку.

Для достижения благоприятного социально-психологического климата в малой группе нужно  принимать меры по снижению уровня конфликтности и повышению сплоченности. В данном случае следует активно использовать социально-психологические механизмы формирования психологического климата, к которым относятся убеждение, психическое заражение, внушение. Убеждение основывается на логических доказательствах и предполагает осознанное отношение работников к воспринимаемой информации. Психическое заражение - это одновременное сопереживание работниками общего психологического состояния и невольная подверженность ему каждого члена группы. Внушение характеризуется односторонним психическим заражением при обращении, прежде всего к чувствам людей. Мероприятия, направленные на повышение уровня сплоченности и уменьшение конфликтности отражены в таблице 11:

Таблица 11

Мероприятия, направленные на повышение уровня сплоченности и уменьшение конфликтности

Мероприятие

Ответственный за исполнение

Сроки исполнения

1. Формирование психологического  климата (убеждение, психическое  заражение, внушение)

Администратор

До  октября 

2011 г.

2. Меры, направленные на повышение  уровня сплоченности (проведение  корпоративов и других мероприятий  способствующих увеличению взаимного  доверия между коллегами)

Администратор

До  декабря

  1. г.

3. Улучшение производственной обстановки (учет совместимости работников  при расстановке кадров)

Администратор

До 1 августа 2011г.


 

Заключение

Для изучения социальной действительности используются самые разные виды социологических  исследований: монографическое, точечное, повторное, сравнительное, оперативное; и методы: наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент и социологический опрос. Виды и методы подробно рассмотрены в настоящей работе, а также виды социологического опроса, самого распространенного метода в социологических исследованиях. Самый популярный вид социологического опроса - это телефонный опрос. Электронная почта относится к новым технологиям при опросах и пока является лишь промежуточным этапом между опросами на бумаге и по Интернету.

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Сущность его подробно изложена в данной работе, целью которой  является исследование малой группы ООО «Бьюти» на уровне межличностных отношений ее членов, анализ взаимоотношений в малой группе, выделение лидера и определение направлений улучшения социально-психологического климата в организации. Для этого и были использованы методы социометрии. С их помощью произведена обработка данных, построены сопрограммы, а также рассчитаны персональные и групповые социометрические индексы и был выявлен несомненный лидер исследуемой малой группы, обладающий высокими профессиональными, личностными качествами и психологической совместимостью со всеми членами группы.

Обобщив данные анализа по каждому отдельному члену группы, напрашивается вывод, что члены данной малой группы имеют достаточно высокие профессиональные характеристики для выполнения работы качественно и в срок, но межличностные  отношения между ними, общение  плохо развиты и, если имеют место, то или в виде исключения, подтверждающего  правило, или в виде отрицательных  моментов (конфликтов). Для достижения благоприятного социально-психологического климата в малой группе нужно принимать меры по снижению уровня конфликтности я повышению сплоченности.

В данном случае следует активно  использовать социально-психологические  механизмы формирования психологического климата, к которым относятся  убеждение, психическое заражение, внушение.

Важным фактором сплочения группы является совместимость ее членов. Мерами по улучшению совместимости  работников является правильный подбор и расстановка кадров.

Для успешного производственного  взаимодействия рекомендовано периодически проводить совместные мероприятия  по празднованию таких праздников, как Новый год, 8 Марта.

Результаты социометрического  анализа дают нам факты, которые  находятся на поверхности, а для  принятия решений необходимо знать  всю «подноготную» (причины: почему один член группы - лидер, а другой - нет и т.п.), оперируя известным, найти  еще пока неизвестное.

Здесь на помощь социометрии приходят другие методы — психологические, необходимые  для получения более полных выводов  о групповых процессах, организующих   деятельность   группы,   выявления   причин,   мотивов   и, соответственно, правильных путей улучшения социально-психологического климата.

Список литературы

1 Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. - М: Изд-во МГУ, 1983

-144 с.

2. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда  Учебник/ Под

ред. В.В.Адамчука. -М.: Финстатинформ, 1999,-431 с.

3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда:Учебник. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 407 с.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001,- 376с.
  2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб.пособие. - Мн.: ТетраСистемс,

2000.-496 с.

7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности:

Уч.пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.

8. Десслер Гари. Управление/ Пер. с англ. - М.: «Издательство БИНОМ»,

1997.-432 с: ил.

9. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учеб.пособие для 
студентов вузов, обуч. по спец. «Экономика и социология труда». - М.: 
Высш.шк , 1989.-304 с.

10. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы 
исследования): Учеб.пособие. - М.: Изд-во Московского университета, 
1984. - 208 с.

  1. Казаринова Н.В., Филатова ОТ., Хренов А.Е. Социология / Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Г.С.Батыгина - М.: Издательский дом «NOTA BENE», 2000. - 272 с.
  2. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах / Академия наук Украинской ССР, Институт философии, - Киев.: Изд-во "Наукова Думка", 1982. - 160 с.
  3. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь под общ. ред. А.В.Петровского , М.Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 2001. – 431 с.
  4. Кравченко А.И. , Дряхлова Н.И. / Социология труда: Учебник. – М.: МГУ, 2001. – 368с.

15. Павленок  П.Д./ Краткий словарь по социологии. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 272 с.

16. Шереги  Ф. Э. и Горшкова М.К./ Основы  прикладной социологии.Учебник для  вузов. – М.: Интерпракс, 2005. –  184 с.

 

Приложения

Приложение 1

Социометрическая карточка

Уважаемый друг!

В целях изучения взаимоотношений  в Вашем коллективе прошу Вас  заполнить предлагаемую карточку (результаты оглашению не подлежат), используя  следующие обозначения:

«+» - предпочтение

«-» - отклонение

«0» - отсутствие выбора

№ п./п., Ф.И.О. членов малой  группы в алфавитном порядке

Вопрос 1. С кем из Ваших  коллег Вы предпочитаете советоваться по рабочим вопросам?

Вопрос 2. Кто из коллег позвал бы Вас на свой юбилей?

Вопрос 3. При переводе в  новый магазин с кем из коллег Вы бы хотели работать вместе?

Вопрос 4. С кем из коллег Вы можете поделиться личными переживаниями?

Вопрос 5. Кто из Ваших  коллег став адмистратором нового магазина взял бы Вас к себе в отдел?

1

2

3

4

5

6

1.Бритченко

         

2.Дудина

         

3.Куликова

         

4.Лопухова

         

5.Семенихина

         

6.Ушакова

         

 

Приложение 2

Социометрическая карточка

Уважаемый друг!

В целях изучения взаимоотношений  в Вашем коллективе прошу Вас  заполнить предлагаемую карточку (результаты оглашению не подлежат), используя  следующие обозначения:

«+» - предпочтение

«-» - отклонение

«0» - отсутствие выбора

№ п./п., Ф.И.О. членов малой  группы в алфавитном порядке

Вопрос 1. С кем из Ваших  коллег Вы предпочитаете советоваться по рабочим вопросам?

Вопрос 2. Кто из коллег позвал бы Вас на свой юбилей?

Вопрос 3. При переводе в  новый магазин с кем из коллег Вы бы хотели работать вместе?

Вопрос 4. С кем из коллег Вы можете поделиться личными переживаниями?

Вопрос 5. Кто из Ваших  коллег став адмистратором нового магазина взял бы Вас к себе в отдел?

1

2

3

4

5

6

1.Бритченко

         

2.Дудина

         

3.Куликова

         

4.Лопухова

         

5.Семенихина

         

6.Ушакова

         

Приложение 3

Социометрическая карточка

Уважаемый друг!

В целях изучения взаимоотношений  в Вашем коллективе прошу Вас  заполнить предлагаемую карточку (результаты оглашению не подлежат), используя  следующие обозначения:

«+» - предпочтение

«-» - отклонение

«0» - отсутствие выбора

№ п./п., Ф.И.О. членов малой  группы в алфавитном порядке

Вопрос 1. С кем из Ваших  коллег Вы предпочитаете советоваться по рабочим вопросам?

Вопрос 2. Кто из коллег позвал бы Вас на свой юбилей?

Вопрос 3. При переводе в  новый магазин с кем из коллег Вы бы хотели работать вместе?

Вопрос 4. С кем из коллег Вы можете поделиться личными переживаниями?

Вопрос 5. Кто из Ваших  коллег став адмистратором нового магазина взял бы Вас к себе в отдел?

1

2

3

4

5

6

1.Бритченко

         

2.Дудина

         

3.Куликова

         

4.Лопухова

         

5.Семенихина

         

6.Ушакова

         

Информация о работе Социологический анализ малых групп (социометрия)