Социологический анализ малых групп (социометрия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование малой группы на уровне межличностных отношений ее членов, анализ взаимоотношений в малой группе, выделение лидера и определений направлений улучшения социально – психологического климата в организации. Объектом исследования в настоящей работе является малая группа ООО «Бьюти», которая состоит из 6 человек. Интерес для исследования представляют взаимоотношения в данной малой группе – взаимные чувства, симпатии, неприязни между ее членами, общие ценные ориентации, увлечения и интересы, их влияние на производственную деятельность труда.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и особенности социометрии
1.1.Сущность социометрического опроса, его назначение и сфера применения, требования к проведению................................................................5
1.2.Классификация социометрических критериев выбора и требования к их формулировке..........................................................................................................7
1.3.Методы обработки и интерпретации данных социометрии........................10
Глава 2. Анализ взаимоотношений в малой группе с использованием социометрии
2.1.Характеристика объекта и постановка цели исследования.........................19
2.2.Разработка инструментария исследования...................................................23
2.3.Проведение социометрического опроса и обработка его результатов......25
Глава 3. Выводы и предложения
3.1.Общие выводы по результатам социометрического опроса.......................40
3.2.Рекомендации и ожидаемые последствия их внедрения.............................42
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................47

Вложенные файлы: 1 файл

Еськова курсовая по социометрии новая.docx

— 272.78 Кб (Скачать файл)


 




 

 



 

Рис. 3. Социограмма по критерию 2: Кто из коллег позвал бы Вас на свой юбилей?

 

 


                                                         



 




 




 

Рис. 4. Социограмма по критерию 4: С кем из коллег Вы можете поделиться личными переживаниями?

 


                                                         



 




 

 




Рис. 5. Социограмма по критерию 5: Кто из Ваших коллег став адмистратором  нового магазина взял бы Вас к себе в отдел?

Таблица 9

Сводная таблица полученных выборов

 

1 критерий

2 критерий

3 критерий

4 критерий

5 критерий

 

всего

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

A

2

3

1

2

3

0

1

4

1

1

8

10

B

1

4

3

1

1

2

0

4

1

4

6

15

C

2

2

3

2

3

0

0

5

2

2

10

11

D

3

1

4

0

4

0

1

3

1

1

13

5

E

2

1

3

1

5

0

0

4

3

1

13

7

F

0

3

3

1

1

1

1

3

0

1

5

9

Всего

10

14

17

7

17

3

3

23

8

10

55

57


 

Сводная таблица полученных выборов позволяет определить, что  наибольшее и одинаковое количество положительных выборов получили члены D и E (13 и 13). Сравнение количества отрицательных выборов этих членов (D-5, E-7) дает возможность установить лидера – «звезду» - члена D, так как у него наименьшее количество отрицательных выборов. У члена E на 2 отрицательных выбора больше, поэтому он только «предпочитаемый». Далее по убыванию положительных выборов следуют: C (10) A (8) B (6) F (5). По убыванию отрицательных выборов прослеживается такая картина: B (15), C (11), A (10), F (9), E (7), D (5). Члены A и C являются «пренебрегаемой» группой, так как у них число отклонений немного больше числа предпочтений (на 2, на 1). Несомненно «отвергаемым» членом этой группы можно назвать члена B. Немного лучше положение у члена F.

Для более полного анализа  взаимоотношений в  коллективе нужно  произвести также индексную обработку  данных социоматрицы, т.е. с помощью  индексов (коэффициентов), которые являются количественными характеристиками межличностных отношений, отвечающими  выделенным критериям. Их можно разделить на два класса: персональные (индивидуальные свойства личности) и групповые социометрические индексы. Одним из персональных социометрических индексов является индекс социометрического статуса. Он рассчитывается по формуле (2) и отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:

Таким образом, произведем расчет индексов социометрического статуса для каждого члена группы:

         Количество полученных i-членом группы выборов

Ci =  ,


                                                 N

CA = (8+10)/(6-1)=18/5=3,6

CB = (6+15)/(6-1)=21/5=4,2

CC = (10+11)/(6-1)=21/5=4,2

CD = (13+5)/(6-1)=18/5=3,6

CE = (13+7)/(6-1)=20/5=4

CF = (5+9)/(6-1)=14/5=2,8

Одновременно имеет смысл  исчислить положительный и отрицательный статусы, являющиеся составными частями общего социометрического статуса индивида:

Соответственно индексы  положительного социометрического  статуса для членов малой группы будут равны:

          Количество положительных выборов  i-члена группы

Ci =


                                                          N

CA = 8/5=1,6

CB = 6/5=1,2

CC = 10/5=2

CD =13/5=2,6

CE =13/5=2,6

CF  =5/5=1

Индексы отрицательного социометрического  статуса для членов малой группы будут равны:

                    Количество отрицательных выборов  i-члена группы

Ci =


                                                 N

CA = 10/5=2

CB = 15/5=3

CC = 11/5=2,2

CD =5/5=1

CE =7/5=1,4

CF  =9/5=1,8

Индекс эмоциональной  экспансивности характеризует то, как  человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен  он в своих выборах:

        Количество  выборов, отданных i-членом группы

Ei =


                                             N

Индекс эмоциональной  экспансивности для членов данной малой  группы будут равны:

EA = 19/5=3,8

EB = 19/5=3,8

EC = 15/5=3

ED =22/5=4,4

EE =18/5=3,6

EF  =19/5=3,8

Аналогично рассчитываем индексы положительной экспансивности формула (5):

EA = 10/5=2

EB = 7/5=1,4

EC = 8/5=1,6

ED = 15/5=3

EE = 9/5=1,8

EF  = 9/5=1,8

Аналогично рассчитываем индексы отрицательной экспансивности формула (6):

EA = 9/5=1,8

EB = 12/5=2,4

EC = 7/5=1,4

ED = 7/5=1,4

EE = 9/5=1,8

EF  = 10/5=2

Дополняет эти социометрические показатели индекс объема взаимодействия, который представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора, и как объекта:

          Количество взаимодействий i-члена группы

Ai =


                                            N

При исчислении индекса объема взаимодействия надо аккуратно подсчитать односторонние положительные и  отрицательные выборы и добавить к ним количество трех видов парных, или двусторонних, выборов: взаимоположительные  и взаимоотрицательные выборы и  несимметричные выборы[16, с.78].

Индексы взаимодействия будут  равны:

AA = 22/5=4,4

AB = 24/5=4,8

AC = 22/5=4,4

AD = 24/5=4,8

AE = 22/5=4,4

AF  = 20/5=4

Для большей наглядности  в таблице 10 приведены расчетные  значения указанных выше персональных социометрических индексов.

Из таблицы 11 видно, что  наибольший показатель положительного социометрического статуса у  членов D и E, но у члена E отрицательный статус больше, чем у члена D, значит лидером – «звездой» малой группы является член D.

 

Таблица 10

Персональные социометрические индексы

Члены группы

Социометрический статус

Эмоциональная экспансивность

Индекс взаимодействия

положительный

отрицательный

общий

положительный

отрицательный

общий

1

2

3

4

5

6

7

8

A

1,6

2

3,6

2

1,8

3,8

4,4

B

1,2

3

4,2

1,4

2,4

3,8

4,8

C

2

2,2

4,2

1,6

1,4

3

4,4

D

2,6

1

3,6

3

1,4

4,4

4,8

E

2,6

1,4

4

1,8

1,8

3,6

4,4

F

1

1,8

2,8

1,8

2

3,8

4


 

Глава 3. Выводы и  предложения

3.1.Общие выводы  по результатам социометрического  опроса

На основе сделанных в  предыдущей главе количественных характеристик  и расчетов можно произвести анализ внутригрупповой обстановки в коллективе ООО «Бьюти».

Анализ социоматриц  и  социограмм показывает, что члены  малой группы предпочитают советоваться по производственным вопросам с членом D, а с членом B нет. Общая картина по критерию 1 – члены группы советуются друг с другом, но не очень часто, чаще справляются с проблемами сами (рис.1).

По непроизводственному  критерию 2: «Кто из коллег позвал бы Вас  на свой юбилей?» лидером опять  оказался член D, наименее популярный – член A (рис. 2). Общая картина такая, что члены группы положительно относятся к праздникам и иногда приглашают друг друга на дни рождения.

С членом E хотели бы работать все члены группы, большее число отрицательных выборов по критерию 3 имеет член B (рис.3). Общая картина выглядит так, что все члены группы практически довольны своим окружением, только 3 отрицательных выбора.

Из социограммы по критерию 4 (рис.4) видно, что личными переживаниями поделились лишь члены D и F и именно друг с другом, остальные оставили свои переживания при себе. Общая картина такова, что личные проблемы не тема для разговора с коллегами.

По рис. 5 ясно, что по производственному  критерию «Кто из Ваших коллег став адмистратором нового магазина взял бы Вас к себе в отдел?»

Первым является член E, а отвергаемым – член B. Общее положение такое, что надеяться надо на себя в первую очередь и потом только может быть на других.

Для дальнейшего анализа  каждого члена группы, и, соответственно, выделения лидера необходимо в характеристике понятия лидера групповой деятельности подчеркнуть несколько обстоятельств:

- лидер не выдвигается  группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую  позицию с открытого или скрытого  согласия группы;

- лидер выдвигается на  роль неофициального руководителя, с его личностью идентифицируется  специфическая система норм и  ценностей.

Несомненным лидером по показателям  социометрического статуса в  данной малой группе является член D. Это подтверждается и данными графической обработки. По проанализированным данным социограмм к нему предпочитают обращаться за советами по работе, значит, знают, что получают квалифицированную помощь. Также непроизводственной сфере коллеги желали бы общаться с этим человеком поближе. По показателю эмоциональной экспансивности он же самый общительный с высоким уровнем взаимодействия.

По авторитетности вторым членом группы стал член E, из-за 2 лишних отрицательных выборов, но его показатели близки к «лидирующим». В производственной сфере член E имеет непререкаемый авторитет, так как с ним хотели бы работать в любой ситуации все члены малой группы, а некоторые не сомневаются, что при переходе на другую работу, член E возьмет к себе старых коллег.

Члены группы A и C являются по результатам «пренебрегаемыми». Член А никогда не считал нужным отмечать юбилей в кругу коллег, поэтому стал наименее популярным. Член F также является «пренебрегаемым», его количество выборов значительно меньше, чем у других, но его степень общительности достаточно высока. Только он и член D поделились личными переживаниями, их выборы оказались взаимными, отсюда вывод что их связывают достаточно близкие дружеские отношения.

Информация о работе Социологический анализ малых групп (социометрия)