Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 20:16, дипломная работа
Актуальность исследования. Исследование посвящено изучению социально-психологических отношений старших подростков в контексте выявления особенностей и специфики их взаимодействия в учебных группах с разным содержательным уклоном обучения. Как нам представляется, актуальным в данном вопросе в частности является выявление общего и особенного в подростковых группах, обучающихся в общеобразовательной школе. С научных и практических позиций социальной психологии, особенности и специфика межличностных внутригрупповых отношений, взаимодействий в учебных группах с разным содержательны уклоном обучения, является актуальной и значимой проблемой, требующей своего решения в конкретных социальных условиях.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ……………………………….…………………..6
1.1. Межличностные отношения как социальный феномен ..…………..6
1.2. Внутригрупповые отношения как социальное явление ..................14
1.3. Социально-психологические особенности старших школьников...17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ ..................................................................................................24
2.1. Организация и методология исследования, объём социальной выборки и её общая характеристика ....................................………...…….24
2.2. Характеристика психодиагностических методик и их обоснование………………………………………………………………...........25
2.3. Методы математико-статистической обработки данных исследования …………………………………………………………………….29
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗРАСТА 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ УКЛОНОМ ОБУЧЕНИЯ ………………......................................…………….…………....31
3.1. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «А» класса………..31
3.2. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «Б» класса……....39
3.3. Корреляционной анализ данных по методикам исследования …...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...…………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….
Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды. Субординационные отношения – это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности [23,с.270].
В отечественной
психологии существует множество мнений
по поводу того, какое место занимают
межличностные отношения в
Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те, которые появляются в результате совместной трудовой деятельности. Входе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов.
В ряде своих работ Мясищев В.Н. последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга, отношения, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. Он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя [37,c.4].
Анализируя
«месторасположение»
Рассматривая межличностные отношения как видовое понятие по отношению к родовому «психологические отношения» (в соответствии с концепцией В.Н. Мясищева), Н.Н. Обозов отмечает: «Межличностные отношения – всегда «субъект − субъектные» связи». Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон). [1, c. 138]
Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н. Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения [31, c.166]. Выделяя в структуре личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), он отмечает: «...Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности...». Поэтому главным критерием он считает меру, глубину вовлечения личности в отношения.
Коллектив или отдельная группа становятся нужными для подростка потому, потому что он может удовлетворять в нем свое стремление к общению со сверстниками, может испытывать общие переживания, совместную эмоциональную захваченность каким-то впечатлением, начинаниями или задуманными делами.
Стремление подростков находиться
в сплоченной группе, которую объединяют
общие интересы, является той психологической
почвой, которая приводит при наличии
адекватных моральных установок
и социально-ценностных устремлений
к образованию кружков
Но это, же стремление при недостаточно отчетливых моральных установках может вести к образованию групп подростков, которые допускают правонарушения.
При наличии такой группы желание подростка «не отстать» от товарищей даже в начинаниях, которые он не одобряет, особенно если товарищи старше и авторитетнее его, приводит в ряде случаев к антисоциальным поступкам, в которых он может в последствии раскаиваться [47, c. 151].
Так же следует отметить,
что коммуникативные черты и
стиль общения подростков не всегда
одинаковый. Застенчивость – самая
распространенная коммуникативная
трудность подростков. Особенно тяжело
переживают ее юноши, поскольку застенчивость
считается «немужским»
Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов. Понятие стратегического взаимодействие введено в науку известным американским социологом Эрвингом Гофманом, для обозначения ситуации, в которой партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью приемов и ухищрений. Совместив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Элкинд отметил в общении подростков ряд особенностей.
Во-первых, будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту озабоченность, подростки обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию» (одно из следствий этого – застенчивость). Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность [43, c. 265]. Подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.
Это проявляется даже в житейских ситуациях. Например, телефонный разговор для подростка – не просто обмен информацией, но и способ самоутверждения, поэтому очень важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит и т.д. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как «срезать», «отбить» собеседника, проверяя ее на людях, к которым не питаю не какого зла и которые не чем не провоцируют подобное поведение. Весьма сложны и многоплановы подростковые ухаживания и т.п.
Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания уроков и кончая распитием алкоголя и приемом наркотиков, также имеет свой второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию.
Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток нередко сам запутывается. Немотивированная ложь, как и немотивированная жестокость, непонятна, только пока речь идет о непосредственных мотивах, не выходящих за пределы данной единичной ситуации. В более широком личностном контексте, если подумать, для какой воображаемой аудитории разыгралась данная сцена и с каким воображаемым прошлым соотносится данный поступок, они вполне объяснимы [32, c. 72].
Но подростковая коммуникативность часто бывает эгоцентрической, потребность в самовыражении превышает интерес к собеседнику. Подлинная интимность, т.е. совмещение жизненных целей и перспектив двух или нескольких индивидов, при сохранении индивидуальности и особенности каждого из них, предполагает наличие относительно стабильного «я». Если этого нет, подросток мечется между желанием слиться с другими и страхом потерять себя в этом слиянии. Иногда «придумывать» другого легче, чем понять его. Отсюда – напряженность в отношениях с друзьями и любимыми.
Рост избирательности
дружбы сопровождается ее устойчивостью.
С возрастом повышается стабильность
интересов и предпочтений. Кроме
того, с развитием интеллекта повышается
способность ребенка
Как не важны в юности товарищеские отношения и чувство «принадлежности», групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.
1.2. Внутригрупповые отношения как социальное явление
Уровень отношений человека с миром весьма различен: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Эти отношения называются общественными или внутригрупповыми. Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыты определенные виды различных общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них непросто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, а также политические партии). Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого в системе общества каждым. Это есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп [40, c. 117].
Общественные
отношения носят безличный
Существование
межличностных отношений внутри
различных форм общественных отношений
есть реализация безличных отношений
в деятельности конкретных людей, в
актах их общения и взаимодействия.
Предложенная структура отношений
порождает важнейшее следствие.
Для каждого участника
Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений – аффекты, эмоции, чувства. Но главным считается третий компонент. Набор чувств можно сведи в две большие группы: коньюктивные – это разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства; дизъюнктивные чувства – это разъединяющие людей чувства [1, с. 165].
Традиционная социальная психология обращала внимание на межличностные отношения, поэтому был разработан арсенал методических средств. Главным средством является широко известный в социальной психологии метод социометрии.
Нужно несколько слов сказать о проблеме общения в целом. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно потребляемому английскому термину «коммуникация», но и то, потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре психологии. Общественные и межличностные отношения человека раскрываются в общении.
Общение как реализация межличностных отношений – это процесс, более изученный в социальной психологии, в то время, как общение между группами исследуется в социологии. Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью.
1.3.
Социально-психологические
Подростковый
возраст «начинается» с существенного
изменения социальной ситуации развития
и общественных условий формирования
личности ребят на этом этапе. Социальная
ситуация развития в подростковом возрасте
имеет уже все основные параметры
социального развития, присущие взрослым
людям. В психологии подростковый период
называют переходным, трудным, критическим
возрастом во многом из-за существеннейшего
усложнения социальных отношений подростков.
Подросток осваивает все