Специфика межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 20:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Исследование посвящено изучению социально-психологических отношений старших подростков в контексте выявления особенностей и специфики их взаимодействия в учебных группах с разным содержательным уклоном обучения. Как нам представляется, актуальным в данном вопросе в частности является выявление общего и особенного в подростковых группах, обучающихся в общеобразовательной школе. С научных и практических позиций социальной психологии, особенности и специфика межличностных внутригрупповых отношений, взаимодействий в учебных группах с разным содержательны уклоном обучения, является актуальной и значимой проблемой, требующей своего решения в конкретных социальных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ……………………………….…………………..6
1.1. Межличностные отношения как социальный феномен ..…………..6
1.2. Внутригрупповые отношения как социальное явление ..................14
1.3. Социально-психологические особенности старших школьников...17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ ..................................................................................................24
2.1. Организация и методология исследования, объём социальной выборки и её общая характеристика ....................................………...…….24
2.2. Характеристика психодиагностических методик и их обоснование………………………………………………………………...........25
2.3. Методы математико-статистической обработки данных исследования …………………………………………………………………….29
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗРАСТА 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ УКЛОНОМ ОБУЧЕНИЯ ………………......................................…………….…………....31
3.1. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «А» класса………..31
3.2. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «Б» класса……....39
3.3. Корреляционной анализ данных по методикам исследования …...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...…………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Калякиной Татьяны.docx

— 238.49 Кб (Скачать файл)

Как указывает  современный исследователь-психолог Виктор Иванович Слободчиков, подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), заметно физиологически развивается сердечно-сосудистая система. Происходит половое созревание, существенно меняется гормональный баланс организма. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие подростки начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что существенные анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими [37, c. 362].

Лариса  Арсеньевна Головей и Елена Федоровна Рыбалко утверждают, что в отечественных исследованиях при диагностике типов телосложения детей и подростков чаще всего используется классификация В.Г. Штефко и А.Д. Островского. Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко указывают, что антропометрические измерения требуют определенного инструментария и навыков работы, поэтому, в практических целях часто используют визуальное определение телосложения, позволяющее получить предварительное представления о типе телосложения [44,с.460].

Существуют  как внешние (социальные), так и  внутренние (биологические и психологические) предпосылки резких изменений, имеющих  место в течение подросткового  возрастного периода.

Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности – все это внешние предпосылки развития в подростковом возрасте. Отсюда – необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком даже начинают советоваться взрослые); подросток начинает интенсивно рефлексировать (целенаправленно осознавать) себя самого [49, с.124].

Лев Семенович  Выготский, главным и специфическим новообразованием подросткового возраста считал «чувство взрослости» – возникающее представление о себе как уже не о ребенке, а как об отроке, подростке, т.е., – восприятие себя более взрослым человеком, по сравнению с учеником начальной школы [10, c. 217].

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также  в отношениях со сверстниками и окружающими  взрослыми. Характеризуя подростковый возраст, многие отечественные психологи  писали о том, что одним из центральных  новообразований этого периода  является «чувство взрослости», которое  выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении  своего личностного достоинства [9, c. 219].

Характеризуя  переход от младшего школьного к  подростковому возрасту, Лидия Ильинична  Божович писала, что к началу переходного (младшего подросткового) возраста уже возникает стремление занять иную, более «взрослую», позицию, выражающуюся таким поведением, которое далеко не всегда может реализоваться в школьной и домашней жизни и деятельности [3].

Фрустрация  мотивов, связанных с новым образом  себя и с новыми ролевыми отношениями, порождает отрицательные компоненты кризиса подросткового возраста: негативизм, агрессию, конфликты со взрослыми, которых можно избежать только в том случае, если окружающие целиком и полностью понимают неоднозначность социальной позиции подростка и признают его права как личности [3,с.129].

Работы  Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной и других ученых-психологов, изучавших процесс становления чувства взрослости, показали, что оно имеет огромное значение для формирования личности подростка, стимулируя его активность и помогая вхождению в новый, взрослый, мир, в новые ролевые отношения. При этом для подростка гораздо важнее признание его самостоятельности, его равных со взрослыми прав, чем действительная их реализация [21, с. 114-138].

Отсутствие  личностной идентичности (психологический кризис самоидентичности) у подростков часто связано с неспособностью выбрать профессиональную деятельность или продолжить образование. О необходимости профессионального самоопределения в подростничестве и в юности писали многие отечественные ученые. Ролевая неопределенность, отсутствие осознанной цели и познавательных интересов приводят к появлению тревоги, к чувству своей бесполезности, ненужности. Протестуя против навязывания родителями определенных ролей, подростки могут выбрать «негативную», асоциальную идентичность, приводящую к девиантному поведению. Говоря о значимости подросткового возраста, Эрик Эриксон подчеркивал то, что неудача в достижении личностной идентичности в этом периоде может быть исправлена на следующих этапах, например, в юношеском возрасте, – хотя, со временем, достижение личностной цельности сопряжено со все большими психологическими трудностями [8, с. 338-361].

Творческая  деятельность подростка не обязательно  приводит к какому-то результату, он часто получает удовольствие от самого процесса фантазирования. Креативность («творческость»), развитие творческого мышления, так же как и рефлексия, непосредственно связаны с развитием личности, с явно появляющимся и все более осознанным стремлением подростков к социально-профессиональной самоактуализации. Устойчивые творческие интересы, возможность создавать что-то новое, оригинальное, – способствуют смягчению многих личностных проблем. В то же время, психологические проблемы, недостаток опыта, знаний еще не дают возможности развиться творчеству в полной мере.

Важнейшей проблемой является так же то, что  подростки, обладая уже некоторыми «взрослыми» стремлениями, например, стремлением к самореализации в  какой-либо профессии, еще не могут  реализовать эти стремления, так  как пока не обладают возможностями взрослых людей [36, с. 51-52].

Кризис  подросткового возраста. Кризис подросткового  возраста (кризис полового созревания) – имеет место примерно в 13 лет (активная фаза может длиться в период 12-14 лет). Данный кризис обусловлен, прежде всего, невозможностью подростков доминантно овладеть своей эмоционально-чувственной (аффективной) сферой и волевой сферой в условиях значительной перестройки телесной организации (эндокринной системы) и в условиях изменившихся (ужесточившихся) требований общества к культурно-социальному статусу подростков [43, c. 159].

«Гормональный взрыв» сочетается в подростковом возрастном кризисе с усложнившейся для  личности системой социальных отношений  и с активизацией самосознания и  рефлексии. Кризис полового (что касается и формирования «психологического  пола» – гендера) созревания, как правило, разрешается в социально-деятельностных процессах организации обществом и государством разнообразных объектов и форм реализации активизировавшихся социальных потребностей подростков. Социальные институты общества и государства организуют личностное развитие подростков в разных видах предметной, творческой деятельности, – в прикладных видах художественного творчества, в искусстве, в спорте, в музыке, литературе, в техническом творчестве и т.п. На позитивное разрешение кризиса подросткового возраста существенное положительное влияние оказывает коллективная организация деятельности подростков [31, с. 338-361].

Основные  психосоциальные характеристики кризиса  подросткового возраста: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения и т.п. Эти факторы позволяют характеризовать подростковый период как личностную стадию дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «Я», окружающие люди и окружающий мир разделены более чем в иные возрастные периоды. Проблемам возраста полового созревания, вопросам развития в подростковом возрасте, посвящено очень много исследований, проведенных как с физиологических, так и с психологических и с социальных позиций. В отечественной психологической науке подростковый возраст давно и прочно держит пальму первенства по количеству проведенных и описанных исследований данного возраста и исследований кризиса подросткового возраста [27, с. 338-361].

Рассматривая  значение области общения со взрослыми, с разновозрастными сверстниками и с ровесниками в подростковом возрасте, большинство исследователей отмечают, что подростки склонны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех сферах, где эти ценности и нормы достаточно устойчивы, а также в тех случаях, когда они имеют долговременные последствия, и ориентироваться на сверстников там, где речь идёт о достаточно изменчивых моделях и нормах, непосредственно влияющих на повседневную жизнь. В современных условиях резкой смены социальной ситуации в обществе, взрослые люди находятся в состоянии некоторой дезориентации, не всегда адаптированы к новым социальным нормам, установкам и ценностям, поэтому подростки не могут полностью ориентироваться на родительские стереотипы в социальной сфере. Однако и в этих случаях взрослые могут и должны быть носителями общечеловеческих ценностей, культурных традиций и идеалов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы:

Исследованием межличностных внутригрупповых  отношений занимались такие психологи, как Г.М. Андреева, А.И. Донцов, М.Ю.Кондратьев, Дж. Морено, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, и  мн. др. Межличностные отношения  – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми, а межличностные внутригрупповые отношения в системе общего и дополнительного образования уникальны для подростков в контексте социального развития личности. В межличностных внутригрупповых отношениях в подростковом возрасте активно формируются мировоззрение деятельность. В этом возрасте совершенствуется самооценка, что оказывает большое влияние на развитие человека как личности. Возникают конфликты в общении, из-за непонимания родителями подростков. В связи с этим может возникнуть неудовлетворенность в общении, но она может быть предотвращена общением со сверстниками.

Таким образом, специфика межличностных  внутригрупповых отношений человека в различных социальных группах (классах) с близкими (и не очень) людьми, в различных условиях представляют собой интересную социальную систему, первичной точкой, которой является сам человек, его потребности, а  также мотивы и социальные качества.

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

 

2.1.Организация  и методология исследования,

объём социальной выборки и её общая  характеристика

 

Эмпирическая  часть исследования проводилась в период с сентября по ноябрь 2012 года на базе МБОУ Одинцовской среднеобразовательной школы № 1. Достоверность результатов проведённого исследования и сделанных на их основе выводов достигалась с помощью методов сравнительного системного анализа данных и методов корреляционного анализа.

Респонденты были опрошены (продиагностированы) нами по всем четырём психодиагностическим методикам, «задействованным» в нашем исследовании (детальное описание и полные тексты данных методик представлены нами в Приложении № 1).

Психодиагностическое  обследование наших тестируемых  производилось нами очным групповым  методом, только в светлое время  суток (утром и днём), только в учебных классах МБОУ Одинцовской общеобразовательной школы № 1, исключительно с полного добровольного согласия самих обследуемых, которым, предварительно, в общем виде объяснялись цель и задачи настоящего исследования.

Все респонденты  имели соответствующие индивидуальные бланки для ответов на вопросы  методики Дж. Морено «Социометрия», Методики диагностики межличностных отношений » Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик); методики диагностики социальной эмпатии (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М.)

 Всем  респондентам досконально разъяснялась инструкция к каждой методики. Мы подробно отвечали каждому члену нашей выборки на все, возникающие в ходе тестирования вопросы. Все испытуемые не ограничивались нами во  во времени выполнения методик, так как ограничение тестируемых по времени не входило в инструктивные требования применённых нами методик.

Эмпирической базой исследования (социальной выборкой) являются обучающиеся возраста 15–16 лет в общем количестве 38 человек (20 мальчиков и 18 девочек). Из них:

1) учебная группа 10-го «А» класса учащихся 15–16 лет, МБОУ Одинцовской общеобразовательной школы № 1, в общем количестве  19 человек, из них 9 девочек и 10 мальчиков.

2)  учебная группа 10-го «Б» класса  учащихся 15–16 лет, МБОУ Одинцовской общеобразовательной школы № 1,  в общем количестве 19 человек, из них 10 мальчиков и 9 девочек.

 

2.2. Характеристика психодиагностических  методик и их обоснование

 

Для решения поставленных нами в  эмпирическом исследовании основных задач, мы применили следующие методики эмпирического исследования. Нами были использованы нижеследующие  психодиагно- стические  методики.

1. Методика Дж. Морено «Социометрия» [7 с.189. , 46 с. 160]

Социометрия (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев.

Социометрия позволяет выявить:

1. Особенности систем неформальных отношений в группе;

2. Степень психологической совместимости конкретных людей;

3. Внутригрупповые статусы участников процедуры;

Информация о работе Специфика межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения