Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 20:16, дипломная работа
Актуальность исследования. Исследование посвящено изучению социально-психологических отношений старших подростков в контексте выявления особенностей и специфики их взаимодействия в учебных группах с разным содержательным уклоном обучения. Как нам представляется, актуальным в данном вопросе в частности является выявление общего и особенного в подростковых группах, обучающихся в общеобразовательной школе. С научных и практических позиций социальной психологии, особенности и специфика межличностных внутригрупповых отношений, взаимодействий в учебных группах с разным содержательны уклоном обучения, является актуальной и значимой проблемой, требующей своего решения в конкретных социальных условиях.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ……………………………….…………………..6
1.1. Межличностные отношения как социальный феномен ..…………..6
1.2. Внутригрупповые отношения как социальное явление ..................14
1.3. Социально-психологические особенности старших школьников...17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ ..................................................................................................24
2.1. Организация и методология исследования, объём социальной выборки и её общая характеристика ....................................………...…….24
2.2. Характеристика психодиагностических методик и их обоснование………………………………………………………………...........25
2.3. Методы математико-статистической обработки данных исследования …………………………………………………………………….29
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗРАСТА 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ УКЛОНОМ ОБУЧЕНИЯ ………………......................................…………….…………....31
3.1. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «А» класса………..31
3.2. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «Б» класса……....39
3.3. Корреляционной анализ данных по методикам исследования …...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...…………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….
4. Качество психологической атмосферы группы в целом.
Основоположник метода социометрии – австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892–1974 г.г.). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия – это способ первичной диагностики наличия определённых проблем во взаимоотношениях.
В настоящее
время социометрия активно
Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблицы, схем, графиков, числовых величин.
Одной из научно-практических инноваций Дж. Морено является некая наглядная схема иерархических взаимоотношений в группе − так называемая социограмма. Эта схема наглядно представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений (выборов) респондентов в данной группе (чем ближе к центру − тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее − менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между «индивидами», обозначенными кружками, прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений (см. Приложение № 1).
2. Нами была использована «Методика межличностных отношений» Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик).
С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании
межличностных отношений
Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.
При разработке методики автор исходил из концепции Г. Салливена (1953). Теоретический подход Г. Салливена к пониманию личности исходит из определяющего значения оценок и мнений значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит его персонификация, т. е. формирование личности. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется стилем межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также неосознанной символической идентификации.
Основываясь на том, что личность проявляется в поведении в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно классификации вариантов межличностного поведения был разработан опросник, задуманный как средство клинической диагностики. Конструирование опросника происходило на основе сопоставления контрастных, как бы заостренных, моделей стиля межличностного поведения.
Т. Лири выделяет пять уровней исследования интерперсонального поведения личности. Особенно значимыми с его точки зрения являются 1,2 и 5. Уровень 1 содержит наблюдаемое поведение людей, т.е. поведение, диагностируемое на основании оценок других людей. Уровень 2 связан с оценкой собственного поведения или же с оценкой близких людей - отца, матери, супруга и т. д. Уровень 5 отражает моральные представления индивида, его идеальное «Я». Соответственно этим уровням можно видоизменять инструкцию и оценивать соответственно себя, других, моделировать собственный идеал.
3. Диагностика социальной эмпатии (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.)
Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ «нет».
Помните, что в тесте нет хороших или плохих ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в этом случае вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.
Если
у вас возникнут какие-либо вопросы,
связанные с заполнением
Анализ результатов
Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи.
2.3 Математические методы
Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин.
Величина коэффициента корреляции Спирмена также лежит в интервале +1 и -1. Он, как и коэффициент Пирсона, может быть положительным и отрицательным, характеризуя направленность связи между двумя признаками, измеренными в ранговой шкале.
В принципе число ранжируемых признаков (качеств, черт и т.п.) может быть любым, но сам процесс ранжирования большего, чем 20 числа признаков -- затруднителен. Возможно, что именно поэтому таблица критических значений рангового коэффициента корреляции рассчитана лишь для сорока ранжируемых признаков (n < 40, табл. 20 приложения 6).
Ранговый коэффициент корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
(2.1)
где n - количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых);
D - разность
между рангами по двум
- сумма квадратов разностей рангов.
Для применения коэффициента корреляции Спирмена, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Сравниваемые
переменные должны быть
2. Характер распределения коррелируемых величин не имеет значения.
3. Число
варьирующих признаков в
Нахождение критических значений осуществляется при k = n.
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗРАСТА 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ УКЛОНОМ ОБУЧЕНИЯ
3.1. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «А» класса (физико-математический)
Результаты исследования социометрического статуса учеников 10 «А» (физико-математического) класса общеобразовательной школы представлены в приложении 1.
Анализ представленных данных позволяет выделить основные социометрические статусы испытуемой группы школьников. Основная градация которых представлены в таблице 1.
Таблица 1
Социометрический статус учащихся 10 «А» класса
Социометрический статус |
Кол -во |
% |
1. «Звезды» |
1 чел. |
5,25 |
2. «Предпочитаемые» |
4 чел. |
21,05 |
3. «Принятые» |
11 чел. |
57,9 |
5. «Отверженные» |
3 чел. |
15,8 |
Полученные данные позволяют сделать вывод о том что, у учащихся 10 «А» класса только 5 человек (26,3 %) имеют положительные социометрические статусы («звезды», «предпочитатаемые»). Большинство же учащихся исследуемого класса имеют неблагоприятные социометрические статусы «принятые», «отверженные»). Они диагностированы нами у 14 подростков (73,7 %).
Полученные данные необходимо проиллюстрировать в виде следующей диаграммы (рис. 1)
Рис. 1. Социометрический статус у учащихся 10 класса «А»
Число выборов, полученных каждым учеником 10 «А» класса, является способом оценки положения его в системе межличностного и внутригруппового взаимодействия в процессе учебы, измеряет его «социометрический статус». Для оценки уровня сплоченности рассматриваемого 10 «А» класса необходимо произвести расчет данного показателя.
Показатели устойчивого уровня групповой сплочённости – 0,4 – 0,6, благоприятно характеризующей межличностные отношения. Для определения «индекса групповой сплочённости» (Gg.), сумму взаимных выборов (Ai.) необходимо разделить на общее число выборки (N).
Индекс групповой сплоченности рассчитывается по формуле:
где:
R - число положительных взаимных связей в группе;
d - величина лимита выборов;
N – количество членов группы.
Применяя указанную формулу (2.1), получим:
Полученный индекс групповой сплоченности свидетельствует о его высоком уровне и показывает, что учащиеся 10 «А» класса в целом являются сформированной устойчивой группой со сложившейся системой межгрупповых отношений.
Для качественного анализа и объективной оценки особенностей межличностных и межгрупповых отношений у учащихся 10 «А» класса, обучающихся по программе углубленного физико-математического курса, следует рассмотреть специфику межличностных отношений у выделенных подгрупп учащихся 10 «А» класса с благоприятным и неблагоприятным социометрическим статусом.
Полученные данные представлены в приложении 2.
Анализ
результатов, представленных в приложении
2 позволяет рассмотреть
Специфика
межличностных отношений у
Рис. 2. Типы
межличностных отношений у
Анализ данных, представленных на рисунке 2 позволяет сделать вывод о том, что у учащихся 10 «А» класса с благоприятным социометрическим статусом преобладает авторитарный тип межличностных отношений.
Указанная
тенденция объясняется тем
Авторитарный тип отношения к окружающим у учащихся 10 «А» класса характеризуется деспотичностью в принятии и реализации собственных устремлений. Несмотря на явное доминирование таких школьников в межличностных отношениях, его авторитет нередко признают и ему подчиняются.
Кроме того, у учащихся 10 «А» класса с благоприятным социометрическим статусом нами выявлен дружелюбный (у 20%) и альтруистический тип межличностных отношений (также у 20% учеников).
При этот необходимо отметить тот факт, что старшие школьники с рассматриваемым типом межличностных отношений по своей статусной позиции в группе входят в категорию предпочитаемые.
Учащиеся 10 «А» класса с преобладающим дружелюбным типом отношений к окружающим всегда приветливы и вежливы со сверстниками. В межличностных отношениях они ориентированы на одобрение и признание своих поступков и действий.
Учащиеся 10 «А» класса с альтруистическим типом отношений к окружающим ориентированы на помощь сверстникам, они высоко эмпатийны всегда понимают настроение окружающих. При достижении совместной цели, нередко жертвуют своим желаниям и устремлениям.