Способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:00, реферат

Краткое описание

Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика..docx

— 84.95 Кб (Скачать файл)

Есть люди с глубоким, но узкими интересами.  Узость  интересов в известной

мере может ограничить развитие  личности.  Наиболее  положительным  является

такой тип человека, у  которого на фоне широких  и  разносторонних  интересов

есть центральный, основной интерес,  определяющий  смысл  жизни  и  основное

направление в деятельности.

   Когда мы пытаемся  поныть и объяснить, почему  разные  люди,  поставленные

обстоятельствами  жизни  в  одинаковые  или  примерно  одинаковые   условия,

достигают  разных  успехов,  мы  обращаемся  к   понятию   способности.   От

способностей зависит  качество  выполнения  деятельности,  её  успешность  и

уровень достижений, зависит  то, как эта деятельность выполняется.

   Но человек рождается  не с готовыми способностями,  а  с  задатками,  т.е.

такими особенностями  строения мозга,  органов  чувств  и  движения,  которые

выступают в качестве природных  предпосылок  развития  способностей.  Задатки

многозначны. На базе одних  и тех  же  задатков  могут  возникнуть  различные

способности в зависимости  от требований  соответствующей  деятельности.  Так

острая наблюдательность и хорошая зрительная память может  войти в  структуру

способностей художника, следователя, геолога. Не  повредят  эти  качества  и

специалистам  в  десятках  других  областей.   Разовьются   ли   задатки   в

способности, зависит не только от индивидуальных особенностей  личности,  но

и  от  исторических  условий,  от  потребностей  общества.   Те   или   иные

способности  развиваются  тогда,  когда  в   них   появляется   общественная

необходимость.

   Представьте себе, что где-то на далёком острове  в  Тихом  океане  родился

мальчик с выдающимися  музыкальными  задатками.  Кем  он  может  стать,  если

учесть,  что  люди  его  племени  не  знают  никакой  иной   музыки,   кроме

одноголосного пения  и  никакого  другого  музыкального  инструмента,  кроме

барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю  острова  как  самый

замечательный барабанщик. Иными словами он достигнет такого уровня  развития

своего музыкального таланта,  который  возможен  в  определенных  социальных

условиях. Совсем иначе сложилась бы  его судьба,  если  бы  он  оказался  в

стране с высокоразвитой музыкальной культурой  и  попал  бы  там  к  хорошим

педагогам.

   Задатки проявляются прежде  всего в склонностях к определенному виду

деятельности или в  повышенной любознательности ко всему.

    Склонности  –   это  первый  и  наиболее  ранний  признак   зарождающейся

способности. Нередко это  стремление  зарождается  довольно  рано,  увлечение

деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни.

   Если ребенок вне  музыкальной среды с большой  радостью  слушает  музыку  и

совершает многократные  пробы  музицировать  без  внешнего  побуждения,  то,

конечно  же,  это   свидетельствует   о   наличие   определенных   природных

предпосылок к развитию способностей, в данном случае музыкальных.

   В.В.Богословский выделяет, наряду с истинной склонностью, ещё и ложную,

или мнимую. При истинной склонности, считает психолог,  можно  наблюдать  не

только неодолимое тяготение  к  деятельности,  но  и  быстрое  продвижение  к

мастерству, достижение значительных результатов.  При  ложной,  или  мнимой,

склонности обнаруживается поверхностное, часто  созерцательное  отношение  к

чему-либо, или же деятельное  увлечение,  но  с  достижением  посредственных

результатов.

   Значительный вклад   в  разработку  общей  теории  способностей  внес  наш

отечественный  учёный  Б.М.  Теплов.  В  понятии   «способности»,   по   его

утверждению, заключены три  идеи.

   «Во-первых, под   способностями  разумеются  индивидуально-психологические

особенности,   отличающие   одного   человека   от    другого…    Во-вторых,

способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности,  а  лишь

такие,  которые  имеют  отношение   к   успешности   выполнения   какой-либо

деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не

сводится к тем знаниям,  навыкам  или  умениям,  которые  уже  выработаны  у

данного человека».

   Таким образом,  можно сказать, утверждает Р.С.  Немов,  что способности –

это индивидуально-психологические  особенности  личности,  которые  являются

условиями успешного осуществления  данной деятельности и  динамики  овладения

знаниями, умениями и навыками.

     Советский  психолог А.В. Петровский  образно   сравнивает  способности  с

зерном,  которому  ещё  только  предстоит  развиться:  подобно   тому,   как

брошенное в почву зерно, является лишь возможностью по отношению  к  колосу,

который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура   и

влажность  почвы,  погода  и  т.д.  окажутся   благоприятными,   способности

человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

   Эти возможности  превращаются в  действительность  в  результате  упорного

труда.  Точнее  было  бы  сказать,  что  трудолюбие,  склонность  к   труду,

связанному с той областью, в которой у человека имеются способности,  входит

в само содержание, структуру  способностей.

  Советский психолог  Н.С. Лейтес,  специально  изучивший детей с большими

умственными способностями,  отмечает,  что  все  они  прежде  всего великие

труженики. Не бывает способностей, оторванных  от  человеческого  труда,  от

деятельности личности. Способности,  как  и  другие  свойства  личности,  но

только проявляются в  деятельности, но и формируются в  ней.  Ещё  Карл  Маркс

указывал, что  «человек  является  непосредственно  природным  существом.  В

качестве природного существа,  притом  живого  природного  существа,  он,  с

одной  стороны,  наделен  природными  силами,  жизненными  силами,   являясь

деятельным природным  существом; эти силы существуют в  нем в  виде  задатков.

И способностей, в виде влечений».

   Но в психологии  существуют и другие концепции  способностей. Одна  из  них

утверждает, что способности, их проявление и  развитие  всецело  зависят  от

унаследованного фонда. Таких  взглядов  придерживаются  не  только  некоторые

профессиональные  психологи  капиталистических  стран,  но  и  представители

различных областей науки  и искусства.  Так,  например,  Гальтон  в 19  веке

пытался  обосновать  наследственность  таланта,  анализируя   биографических

данных выдающихся  деятелей.  Продолжая  линию  Гальтона  в 20,  веке  Котс

определял  степень  одаренности   по   количеству   места,   отведенного   в

энциклопедических словарях известным людям.

   В наше время  приверженцы концепции  о   наследственной  предопределенности

способностей  стремятся  подкрепить  свои  взгляды   изучением   однояйцевых

близнецов.  «Жизнь  опровергает  взгляды  о  наследовании  способностей,»  -

утверждает  Богословский,  Степанова  и  Ковалёва,  и   объективный   анализ

биографий выдающихся людей  говорит  о  другом:  в подавляющем большинстве

случаев выдающиеся люди вышли  из семей, не проявлявших особых  дарований,  с

другой  стороны,  дети,  внуки  и  правнуки  знаменитых   людей   выдающихся

дарований не проявляли. Исключения составляют несколько семей  музыкантов  и

ученых».

       Другая  концепция  находит,  что   способности   всецело  определяются

средой  и  воспитанием.  Так,  в  18  веке  Гельвецкий   провозгласил,   что

посредством воспитания можно  сформировать гениальность. Американский  ученый

У.Эшби  утверждает,  «что  способности,  и  даже  гениальность  определяются

приобретенными   свойствами   и,   в   частности,   тем,   какая   программа

интеллектуальной  деятельности  была  сформирована  у  человека  стихийно  и

сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей  жизни.  У  одного

программа  позволяет  решать  творческие  задачи,  а  у  другого  –   только

репродуктивные».    Вторым     фактором     способности     Эшби     считает

работоспособность: «Способный тот, который после  тысячи  неудачных  попыток

делает тысяча первую и  приходит  к  открытию;  неспособный  тот,  кто  после

второй попытки решает задачу нерешенной».

   Но и эта концепция  встречала и встречает  научные   возражения.  Жизненные

наблюдения  и  специальные  исследования  свидетельствуют,   что   природные

предпосылки способностей  нельзя  отрицать.  Вот  почему  в  неблагоприятной

среде  один  человек  может  проявить  большие  способности,   чем   другой,

находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальных  условиях,  в

каких находятся например, братья  и сестры,  обнаруживаются  иногда  резкие

различия в способностях, в темпе их развития.

   Каждая способность  имеет свою структуру, где можно   различать  опорные  и

ведущие свойства. Например, опорным свойством способности  к  изобразительной

деятельности   будет   высокая   природная   чувствительность    зрительного

анализатора,  развивающаяся  в   процессе   деятельности,   чувство   линии,

пропорции, светотени, колорита, ритма. К опорным свойствам  относятся  также

сенсомоторные качества руки художника, и высокоразвитая образная память.

   К  ведущим   свойствам  относятся  свойства  художественного  воображения.

Благодаря им улавливается  существенное  и характерное в явлениях  жизни,

производится обобщение  и типизация, создается оригинальная композиция.

   Структура способностей  зависит от развития личности. Выделяют два  уровня

развития способностей: репродуктивный и творческий.

   Человек, находящийся  на первом уровне развития  способности,  обнаруживает

высокое умение усваивать  знания, овладевать деятельностью и  осуществлять  её

по предложенному образцу. На втором  уровне  развития  способностей  человек

создаёт  новое,  оригинальное.  Но  нужно   иметь   в   виду,   что   всякая

репродуктивная  деятельность  включает   элементы   творчества,   а   всякая

творческая деятельность включает репродуктивную, без которой  она  вообще  не

мыслима. Кроме того, указанные  уровни развития способностей  не  есть  нечто

данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и  умениями,  в

процессе деятельности  человек «переходит» из  одного  уровня  на  другой,

соответственно изменяется и структура его способностей. Как  известно,  даже

очень одаренные  люди  начинали  с  подражания,  а  затем,  только  по  мере

приобретения опыта, проявляли  творчество.

   Самый высокий   уровень  развития  и  проявления  способностей  обозначают

терминами  талант  и  гений.  Талантливые  и  гениальные  люди  достигают  в

практике, искусстве, науке  новых результатов, имеющих  большое  общественное

значение.

   Гениальный человек  создаёт нечто оригинальное, открывающее  новые  пути  в

области   научных   исследований,   производства,   искусства,   литературы.

Талантливый  человек  также  творит,  вносит  своё,  но   в   пределах   уже

определившихся   идей,   направлений,   способов   исследования.    Наиболее

благоприятные  условия  для  формирования   талантливости   и   гениальности

возникают при всестороннем развитии личности.

   Рассматривая вопрос  о классификации способностей, в  первую очередь  нужно

выделить   природные   или   естественные   способности   и    специфические

человеческие способности.

    Многие  из  природных  способностей  являются  общими  у  человека  и   у

животных,  особенно  высших,  например  -  у  обезьян.  У  человека,   кроме

биологически обусловленных, есть способности,  обеспечивающие  его жизнь и

развитие   в   социальной   среде.   Это   общие   и   специальные    высшие

интеллектуальные способности.

   Общие способности  включают те, которыми определяются  успехи  человека  в

самых различных видах деятельности. К ним,  например,  относятся умственные

способности,  тонкость  и  точность  ручных   движений,   развитая   память,

совершенная речь и ряд  других.

   Специальные способности  определяют успехи человека в  специфических  видах

деятельности, для осуществления  которых необходимы задатки  особого  рода  и

их   развитие.   К   таким   способностям   можно    отнести    музыкальные,

математические,  лингвистические,  технические,  литературные,   спортивные,

художественно-творческие и др. Наличие у человека  общих способностей  не

исключает развития специальных  и наоборот.  Нередко общие и специальные

способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

   Теоретические и   практические  способности  отличаются  тем,  что  первые

предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим  размышлениям,

а вторые  –  к  конкретным  практическим  действиям.  Такие  способности,  в

отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом,

вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых  людей.

   Учебные и творческие  способности отличаются друг  от  друга  тем,  первые

определяют успешность обучения  и  воспитания,  усвоения  человеком  знаний,

Информация о работе Способности человека