Способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:00, реферат

Краткое описание

Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика..docx

— 84.95 Кб (Скачать файл)

Законодательный стиль. Люди этого типа в своей интеллектуальной деятельности игнорируют типичные для большинства людей нормы и правила. Они могут изменить даже ранее выработанным собственным принципам подхода к проблеме. Их не интересуют детали. Интеллектуально комфортно чувствуют себя внутри собственной системы идей и когда могут сами разрабатывать новые подходы к проблеме.

Оценочный стиль. Представители этого типа ориентированы на работу с готовыми системами, которых нужно привести в порядок. Они склонны анализировать, критиковать, оценивать, усовершенствовать проблемы.

Все эти стили  обнаруживают себя при одинаково  высоком уровне интеллектуального  развития. Нужно иметь в виду, что у каждого человека существует определенный баланс названных стилей. В сравнении с когнитивными они более обобщенные.

Эпистемологические стили – это индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к миру, проявляющиеся в особенностях индивидуальной «картины мира». Выделяют три типа стилей.

Эмпирический стиль – это стиль, при котором человек строит свою «картину мира» на основе непосредственного восприятия и предметно-практического опыта. Истинность суждений всегда подтверждается ссылками на факты, надежность и повторяемость наблюдений.

Рационалистический стиль – это стиль, при котором выстраиваемая «картина мира» опосредуется логическими выводами и «теориями». Основной критерий надежности выстроенной картины ее логическая устойчивость.

Метафорический стиль – это стиль, проявляемый в склонности к максимальному разнообразию впечатлений и комбинированию отдаленных областей знаний. Проверка надежности «картины мира» осуществляется за счет ссылки на интуицию.

Познавательные  стили, по мнению М. А. Холодной, могут  рассматриваться в качестве особой разновидности интеллектуальных способностей.

Таким образом, свойства интеллекта (познавательных способностей) могут быть описаны на операциональном уровне.

   Изучение  психического  облика  личности,  -  писал   С.А.   Рубинштейн,-

включает три основных  вопроса.  Первый  вопрос,  на  который  мы  стремимся

получить ответ, когда  хотим узнать, что  представляет  собой  тот  или  иной

человек, гласит: чего хочет  человек, что для него привлекательно, к чему  он

стремится?  Этот  вопрос  об  его  направленности,  об  его   установках   и

тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом  о том,

чего  хочет  человек,  встаёт  вопрос:  а  что  он  может?  Это   вопрос   о

способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако  способности,

это сперва только  возможности;  для  того,  чтобы  знать  как реализует и

использует их человек, нам  нужно ещё знать что он есть,  что закрепилось в

качестве стержневых  особенностей  его личности.  Это вопрос  о характере

человека.

   Вопрос о направленности  личности,  её  потребностях,  мотивах,  интересах

недаром ставится на  первое  место.  Задумываясь  над  особенностями  своего

внутреннего  мира,  мы  вольно  или   невольно   стремимся   осознать   свои

потребности и желания, свои способности и характер.  Вглядываясь  в  другого

человека, стараясь  понять  его,  мы  также  как  бы  спрашиваем:  «Чего  ты

хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».

   Рассматривая историю  развития психики ребёнка, мы  не можем  обойтись  без

анализа  потребности  в  новых  впечатлениях  и   общении.   Избирательность

восприятия человеком  окружающего мира мы также связываем  с  потребностями  и

интересами  личности;   выясняется,   что   и   наша   память   зависит   от

направленности личности: что именно запоминается, как и  на какой срок опять-

таки связано с потребностями  и интересами. Без  направленности  не  обойтись

при  анализе  мыслительной  деятельности  и  внимания.   В.В.   Богословский

отмечал: «Направленность  личности –  это  система  побуждений,  определяющая

избирательность отношений  и активность человека».

   С древнейших времен  мыслители пытались  определить  источники  активности

личности, смысл жизни  человека. Одни считали, что стремление к  удовольствию

является основным мотивом  поступков  индивида  (учение  гедонизма).  Другие

находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл  жизни

человека (немецкий философ  И. Кант).  Такое  понимание  побуждений  искажает

картину человеческой личности. Побуждать человека могут как  материальные,  и

идеальные  мотивы.  Латинский  афоризм   гласит:   «Я   человек,   и   ничто

человеческое  мне не  чуждо».  И   действительно,   личность   вступает   в

многообразные общественные связи, отношения и  осуществляет  деятельность  в

различных  областях  практики:  при  этом   личность   исходит   из   разных

побуждений.

    В  основе  направленности  личности  лежат   потребности  –  это  главный

источник  активности  человека.  Для  того,  чтобы жить  и   действовать в

окружающем мире,  человек  должен  удовлетворять  различные  потребности:  в

пище, воде, воздухе, движениях. Он  нуждается  в  предметах  материальной  и

духовной  культуры,  в  других  людях.  Как   отмечает   Я.Л.   Коломенский,

потребности – это осознание  и переживание  человеческой  нужды  в  том,  что

необходимо для поддержания  жизни его организма и развития его личности».

   В психологии различают  нужду  и  потребность.  Нужда   –  это  объективная

необходимость, которую сам  человек может не переживать мне  осознавать.  Для

того,   чтобы   понять   различие   нужды    и    потребности,    достаточно

проанализировать некоторые  простые  факты  повседневной  жизни  -  организм

человека  постоянно  нуждается  в  кислороде,  который  поступает  в   кровь

благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда,  когда

возникает  какой-нибудь  дефицит:  заболевают  органы   дыхания,   снижается

содержание  кислорода  в  атмосфере.  В  этом  случае  человек  страдает  от

нехватки кислорода, предпринимает  какие-то  действия,  чтобы  её  устранить,

радуется, когда может  вдохнуть полной грудью. Объективное  состояние –  нужда

– преобразовалось  в  потребность.

   Потребности человека  многообразны, они находятся в  определенной  связи  и

взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями  в целостной

системе  направленности  личности.   Доминирующая   в   определенное   время

потребность может подавлять  все остальные и определять основные  направления

деятельности.  Человек,  испытывающий  нравственную  потребность,  может  не

только игнорировать голод  и жажду, но и жертвовать собственной  жизнью.

   Характер потребностей  и их регуляция, считает В.В.  Богословский,  зависит

от целостного психического склада личности,  её  воспитанности.  Потребность

человека  –  коллективиста  родная  сестра  долга,   как   утверждает   А.С.

Макаренко. Потребности индивидуалиста носят  эгоистический  характер.  Такой

человек стремится как  можно больше урвать  от  общественного пирога,  а до

других  ему  дела  нет.  Отсюда  корыстолюбие,  жадность-   типичные   черты

характера эгоиста.

    Потребности,  которые  отражают  нужды   нашего  организма,   Коломенский

называет органическими, а  у  Богословского  это потребности материальные.

Коломенский  говорит ещё нам о потребностях  духовных,  или социогенных

(порожденных  обществом).  В.В.   Богословский   выделяет   ещё   один   вид

потребностей  –  это  общественные  потребности:  потребность  в  достижении

определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе и любви,  в

общественной деятельности и т.п.

   Органические потребности  (в пище, кислороде, воде, сомосохранении)  есть

и у человека и  у  животного.  Но  они  на  протяжении  истории  значительно

изменились, преобразовались. Это связано с  тем,  что  меняются  предметы  и

способы удовлетворения потребностей. Карл Маркс писал об  этом  так:  «Голод

есть голод, однако голод,  который  утоляется  вареным  мясом,  поедаемым  с

помощью ножа и вилки, это  иной голод,  чем  тот,  при  котором  проглатывают

сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».

   В развитии личности  особую роль играют духовные  потребности:  стремление

к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства.

   Но характерной  особенностью всех человеческих  потребностей  является  их

фактическая ненасыщаемость. Нельзя  удовлетворить какую-нибудь  потребность

раз и навсегда. Будучи удовлетворенной, она возникает вновь,  развивается  и

при  этом  побуждает  человека  создавать  всё  новые   и   новые   предметы

материальной и духовной культуры.

    У  всесторонне   развитого   человека   представлены   все   человеческие

потребности при  доминировании  высоких  социальных  побуждений.  На  основе

потребностей возникают  интересы. А.А. Люблинская даёт следующее определение

интереса: «Интерес – это  избирательное отношение личности к объекту, в  силу

его жизненного значения и  эмоциональной привлекательности».

   Формирование интереса  не  всегда  начинается  с   осознания  потребности,

призвания или общественного  долга.  Интерес  может  проявиться  стихийно  и

неосознанно вследствие эмоциональной  привлекательности объекта, а уже  потом

осознаётся  его  жизненное  значение,  которое  может  определяться  многими

причинами:   потребностями,   общественными   требованиями,   способностями.

Эмоциональная привлекательность  объекта  тоже  имеет  свои  глубокие  корни.

Почему объект привлекает внимание, доставляет радость,  наслаждение?  Потому

что по своим  свойствам  отвечает  в  какой-то  мере  психическому  настрою,

потребностям личности. Вот  почему один и тот  же  объект  не  может  у  всех

людей вызвать одни и те же переживания.

   Интересы имеют  существенное значение в жизни  человека. Когда у него  есть

интересы, он испытывает полноту  и  счастье  жизни.  Кроме  того,  ещё  И.П.

Павлов  рассматривал  интерес  как  то,  что  активизирует  состояние   коры

головного мозга, а значит, интересы побуждают к  деятельности,  активизируют

личность,  ведь  работа,  отвечающая  интересам,  осуществляется   легко   и

продуктивно.

    Очень  важно   учитывать  развитие  интересов   для   развития   личности,

формирования знаний. К.Д. Ушинский справедливо писал, что  учение,  лишенное

всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту

к овладению знаниями. Вместе с  тем  он  указывал,  что  нельзя  всё  учение

свести к интересу. Учение требует и черновой работы, значительного  волевого

усилия.

   Различают непосредственные  и  опосредованные  интересы.  Непосредственный

интерес это интерес  к  самому  процессу  деятельности:  процессу  познания,

овладения знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный  интерес  это

интерес к результатам  деятельности: к приобретению профессии,  определенному

служебному и общественному  положению, учёному звания и т.д. Например  юноша,

который любит математику, с удовольствием решает  задачи,  читает  биографии

великих  ученых-математиков,  посещает  соответствующий   факультатив.   Его

занятия обусловлены непосредственным интересом к этой области знаний.  Может

случиться тек, что  литература  как  учебный  предмет,  особенно  такой  вид

работы, как классное и  домашнее сочинение, ему не нравится сама по себе,  не

интересна.  Но  юноша  знает,  что  и   выпускные  экзамены   в   школе,   и

вступительные  экзамены  в  вуз,  куда  он  стремится,  включают  сочинение.

Осознание  жизненной   значимости   заставляет   старшеклассника   тщательно

готовиться к сочинениям, работать над собой и в этой области. В этом  случае

интерес к литературе опосредованный.

   В.В. Богословский различает интересы и по уровню  действенности.  В этой

связи он говорит о пассивных  и активных интересах.

    Пассивные интересы  – это созерцательные интересы,  при  которых  человек

ограничивается восприятием  интересующего  объекта  (любит  слушать  музыку,

испытывает наслаждение  при восприятии картин, но  не  проявляет  активности,

чтобы  глубоко  познать  объект,  овладеть  им  и  заняться  творчеством   в

интересующей области. Активные интересы – это  интересы  действенные,  когда

человек не ограничивается  созерцанием,  а  действует,  овладевает  объектом

интереса.  Активный  интерес  –  один  их  побудителей  развития   личности,

формирования знаний и  навыков, способностей и характера.

    А.Г.  Ковалёва  различает  интересы  и  по  объёму.  Такое  различие  не

определяет видов интереса, а  характеризует  структуру  интересов  личности.

Могут быть люди с широкими, разносторонними и глубокими  интересами,  и  люди

с  широкими,  но  поверхностными  интересами.  Многие  ученые   и   писатели

отличались разносторонними  интересами  (А.С.  Пушкин,  Л.Н.  Толстой,  Д.И.

Менделеев, М.В. Ломоносов). Встречаются и такие люди,  которые проявляют

любознательность ко всему, но скользят по поверхности  явлений,  глубоко  не

проникая в их сущность, не увлекаясь серьезно и постоянно  чем-нибудь  одним.

Информация о работе Способности человека