Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:00, реферат
Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности.
Законодательный стиль. Люди этого типа в своей интеллектуальной деятельности игнорируют типичные для большинства людей нормы и правила. Они могут изменить даже ранее выработанным собственным принципам подхода к проблеме. Их не интересуют детали. Интеллектуально комфортно чувствуют себя внутри собственной системы идей и когда могут сами разрабатывать новые подходы к проблеме.
Оценочный стиль. Представители этого типа ориентированы на работу с готовыми системами, которых нужно привести в порядок. Они склонны анализировать, критиковать, оценивать, усовершенствовать проблемы.
Все эти стили обнаруживают себя при одинаково высоком уровне интеллектуального развития. Нужно иметь в виду, что у каждого человека существует определенный баланс названных стилей. В сравнении с когнитивными они более обобщенные.
Эпистемологические стили – это индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к миру, проявляющиеся в особенностях индивидуальной «картины мира». Выделяют три типа стилей.
Эмпирический стиль – это стиль, при котором человек строит свою «картину мира» на основе непосредственного восприятия и предметно-практического опыта. Истинность суждений всегда подтверждается ссылками на факты, надежность и повторяемость наблюдений.
Рационалистический стиль – это стиль, при котором выстраиваемая «картина мира» опосредуется логическими выводами и «теориями». Основной критерий надежности выстроенной картины ее логическая устойчивость.
Метафорический стиль – это стиль, проявляемый в склонности к максимальному разнообразию впечатлений и комбинированию отдаленных областей знаний. Проверка надежности «картины мира» осуществляется за счет ссылки на интуицию.
Познавательные стили, по мнению М. А. Холодной, могут рассматриваться в качестве особой разновидности интеллектуальных способностей.
Таким образом, свойства интеллекта (познавательных способностей) могут быть описаны на операциональном уровне.
Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,-
включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся
получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной
человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он
стремится? Этот вопрос об его направленности, об его установках и
тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том,
чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос о
способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности,
это сперва только возможности; для того, чтобы знать как реализует и
использует их человек, нам нужно ещё знать что он есть, что закрепилось в
качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере
человека.
Вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах
недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего
внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои
потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого
человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты
хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».
Рассматривая историю развития психики ребёнка, мы не можем обойтись без
анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность
восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и
интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от
направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-
таки связано с потребностями и интересами. Без направленности не обойтись
при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский
отмечал: «Направленность личности – это система побуждений, определяющая
избирательность отношений и активность человека».
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности
личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию
является основным мотивом поступков индивида (учение гедонизма). Другие
находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни
человека (немецкий философ И. Кант). Такое понимание побуждений искажает
картину человеческой личности. Побуждать человека могут как материальные, и
идеальные мотивы. Латинский афоризм гласит: «Я человек, и ничто
человеческое мне не чуждо». И действительно, личность вступает в
многообразные общественные связи, отношения и осуществляет деятельность в
различных областях практики: при этом личность исходит из разных
побуждений.
В основе направленности личности лежат потребности – это главный
источник активности человека. Для того, чтобы жить и действовать в
окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в
пище, воде, воздухе, движениях. Он нуждается в предметах материальной и
духовной культуры, в других людях. Как отмечает Я.Л. Коломенский,
потребности – это осознание и переживание человеческой нужды в том, что
необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности».
В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная
необходимость, которую сам человек может не переживать мне осознавать. Для
того, чтобы понять различие нужды и потребности, достаточно
проанализировать некоторые простые факты повседневной жизни - организм
человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь
благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда
возникает какой-нибудь дефицит: заболевают органы дыхания, снижается
содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от
нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы её устранить,
радуется, когда может вдохнуть полной грудью. Объективное состояние – нужда
– преобразовалось в потребность.
Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и
взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной
системе направленности личности. Доминирующая в определенное время
потребность может подавлять все остальные и определять основные направления
деятельности. Человек, испытывающий нравственную потребность, может не
только игнорировать голод и жажду, но и жертвовать собственной жизнью.
Характер потребностей и их регуляция, считает В.В. Богословский, зависит
от целостного психического склада личности, её воспитанности. Потребность
человека – коллективиста родная сестра долга, как утверждает А.С.
Макаренко. Потребности индивидуалиста носят эгоистический характер. Такой
человек стремится как можно больше урвать от общественного пирога, а до
других ему дела нет. Отсюда корыстолюбие, жадность- типичные черты
характера эгоиста.
Потребности, которые отражают нужды нашего организма, Коломенский
называет органическими, а у Богословского это потребности материальные.
Коломенский говорит ещё нам о потребностях духовных, или социогенных
(порожденных обществом). В.В. Богословский выделяет ещё один вид
потребностей – это общественные потребности: потребность в достижении
определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе и любви, в
общественной деятельности и т.п.
Органические потребности (в пище, кислороде, воде, сомосохранении) есть
и у человека и у животного. Но они на протяжении истории значительно
изменились, преобразовались. Это связано с тем, что меняются предметы и
способы удовлетворения потребностей. Карл Маркс писал об этом так: «Голод
есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с
помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают
сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».
В развитии личности особую роль играют духовные потребности: стремление
к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства.
Но характерной
особенностью всех
фактическая ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить какую-нибудь потребность
раз и навсегда. Будучи удовлетворенной, она возникает вновь, развивается и
при этом побуждает человека создавать всё новые и новые предметы
материальной и духовной культуры.
У всесторонне развитого человека представлены все человеческие
потребности при доминировании высоких социальных побуждений. На основе
потребностей возникают интересы. А.А. Люблинская даёт следующее определение
интереса: «Интерес – это
избирательное отношение
его жизненного значения и
эмоциональной
Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребности,
призвания или общественного долга. Интерес может проявиться стихийно и
неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом
осознаётся его жизненное значение, которое может определяться многими
причинами: потребностями, общественными требованиями, способностями.
Эмоциональная привлекательность объекта тоже имеет свои глубокие корни.
Почему объект привлекает внимание, доставляет радость, наслаждение? Потому
что по своим свойствам отвечает в какой-то мере психическому настрою,
потребностям личности. Вот почему один и тот же объект не может у всех
людей вызвать одни и те же переживания.
Интересы имеют существенное значение в жизни человека. Когда у него есть
интересы, он испытывает полноту и счастье жизни. Кроме того, ещё И.П.
Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры
головного мозга, а значит, интересы побуждают к деятельности, активизируют
личность, ведь работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и
продуктивно.
Очень важно учитывать развитие интересов для развития личности,
формирования знаний. К.Д. Ушинский справедливо писал, что учение, лишенное
всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту
к овладению знаниями. Вместе с тем он указывал, что нельзя всё учение
свести к интересу. Учение требует и черновой работы, значительного волевого
усилия.
Различают непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственный
интерес это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания,
овладения знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес это
интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определенному
служебному и общественному положению, учёному звания и т.д. Например юноша,
который любит математику, с удовольствием решает задачи, читает биографии
великих ученых-математиков, посещает соответствующий факультатив. Его
занятия обусловлены непосредственным интересом к этой области знаний. Может
случиться тек, что литература как учебный предмет, особенно такой вид
работы, как классное и домашнее сочинение, ему не нравится сама по себе, не
интересна. Но юноша знает, что и выпускные экзамены в школе, и
вступительные экзамены в вуз, куда он стремится, включают сочинение.
Осознание жизненной значимости заставляет старшеклассника тщательно
готовиться к сочинениям, работать над собой и в этой области. В этом случае
интерес к литературе опосредованный.
В.В. Богословский различает интересы и по уровню действенности. В этой
связи он говорит о пассивных и активных интересах.
Пассивные интересы
– это созерцательные интересы,
ограничивается восприятием интересующего объекта (любит слушать музыку,
испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности,
чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в
интересующей области. Активные интересы – это интересы действенные, когда
человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом
интереса. Активный интерес – один их побудителей развития личности,
формирования знаний и навыков, способностей и характера.
А.Г. Ковалёва различает интересы и по объёму. Такое различие не
определяет видов интереса, а характеризует структуру интересов личности.
Могут быть люди с широкими, разносторонними и глубокими интересами, и люди
с широкими, но поверхностными интересами. Многие ученые и писатели
отличались разносторонними интересами (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Д.И.
Менделеев, М.В. Ломоносов). Встречаются и такие люди, которые проявляют
любознательность ко всему, но скользят по поверхности явлений, глубоко не
проникая в их сущность, не увлекаясь серьезно и постоянно чем-нибудь одним.