Способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:00, реферат

Краткое описание

Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика..docx

— 84.95 Кб (Скачать файл)

умений, навыков, формирования качеств личности, в  то  время  как  вторые  –

создание предметов духовной  и  материальной  культуры,  производство  новых

идей, открытий и изобретений, словом индивидуальное творчество  в  различных

областях человеческой деятельности.

   Способности к   общению,  взаимодействию  с   людьми,  а  также  предметно-

деятельностные, или предметно-познавательные  способности – в  наибольшей

степени социально обусловлены.

   Любые задатки,  прежде  чем  превратиться  в  способности,  должны  пройти

большой путь развития. Для  многих  человеческих  способностей  это  развитие

начинается с первых дней жизни и, если человек  продолжает  заниматься  теми

видами деятельности, в  которых соответствующие способности  развиваются,  не

прекращается до конца. В  процессе развития способностей можно  выделить  ряд

этапов. На  одних  из  них  происходит  подготовка  анатомно-физиологической

основы  будущих  способностей,   на   других   идёт   становление   задатков

небиологического   плана,    на    третьих    складывается    и    достигает

соответствующего  уровня  нужная  способность.  Все   эти   процессы   могут

протекать параллельно, в  той или иной степени накладываться  друг  на  друга.

Важным моментом в развитии способностей  у  детей  выступает  комплексность,

т.е. одновременное совершенствование  нескольких  взаимно  дополняющих  друг

друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей,  не  заботясь

о  повышении  уровня  развития  других,  связанных   с   ней   способностей,

практически  нельзя.  Например,  умение  пользоваться   речью,   совершенное

владение ею, также может  рассматриваться  как  относительно  самостоятельная

способность.  Но  то  же  самое  умение  как  органическая  часть  входит  в

интеллектуальные, межличностные,  многие  творческие  способности,  обогащая

их.

    Многоплановость   и   разнообразие   видов   деятельности,   в   которые

одновременно включается человек, выступает как  одно  из  важнейших  условий

комплексного и разностороннего  развития его  способностей.  К  деятельности,

по  мнению  Р.С.  Немова,   должны   предъявляться   следующие   требования:

творческий характер  деятельности,  оптимальный  уровень  трудности  для  её

исполнителя, должная мотивация  и обеспечение  положительного  эмоционального

настроя в ходе и по окончанию  выполнения деятельности.

   Если деятельность  ребенка носит творческий, нерутинный характер,  то  она

постоянно заставляет  его  думать  и  сама  по  себе  становится  достаточно

привлекательным делом как  средство проверки и развития  способностей.  Такая

деятельность всегда связана  с  созданием  чего-либо  нового,  открытием  для

себя нового  знания,  обнаружения  в  самом  себе  новых  возможностей.  Эта

деятельность   укрепляет   положительную   самооценку,   повышает    уровень

притязаний, порождает уверенность  в  себе  и  чувство  удовлетворенности  от

достигнутых успехов.

   Если выполняемая  деятельность находится  в   зоне  оптимальной  трудности,

т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет  за  собой  развитие  его

способностей,  реализуя  то,  что  Выготский  называл зоной потенциального

развития. Деятельность, не находящаяся  в  пределах  этой  зоны,  гораздо  в

меньшей степени ведет  за собой развитие способностей; если же она  чрезмерно

сложна, то становится невыполнимой и, следовательно,  также не  приводит  к

формированию новых умений и навыков.

    Поддержание   интереса  к  деятельности  через  стимулирующую   мотивацию

означает  превращение  цели  соответствующей   деятельности   в   актуальную

потребность человека. Что  же касается нужного эмоционального настроя, то  он

создаётся таким чередованием успехов и неудач в  деятельности,  при  котором

за  неудачами  (они  не  исключены,  если  деятельность  находится  в   зоне

потенциального  развития)  обязательно  следуют  эмоционально  подкрепляемые

успехи, причём их количество в целом является большим, чем  число неудач.

   Проблема своевременного  выявления задатков и способностей  очень важна,  и

в том плане, что в соответствие с  возможностями  выбирается  тот  или  иной

жизненный путь.

    Проблема  профессионального   определения  стоит  сегодня   перед   каждым

старшеклассником. И  не  только  современным.  В  1835  г.  семнадцатилетний

выпускник гимназии Карл Маркс  написал сочинение на тему: «Размышления  юноши

при выборе профессии». «Возможность  выбора,  -   писал  Маркс,  -  является

огромным преимуществом  человека перед другими существами мира, но  вместе  с

тем, выбор этот является  таким  действием,  которое  может  уничтожить  всю

жизнь человека, расстроить все его  планы  и  сделать  несчастным.  Серьезно

взвесить этот выбор  –  такова,  следовательно,  первая  обязанность  юноши,

начинающего свой жизненный  путь и не  желающего  предоставить  случаю  самые

важные свои дела».

   Значит, чтобы найти  себя и  правильно  определить  своё  место  в  жизни,

необходимо ответить  на  главные  вопросы:  в  чём  больше  всего  нуждается

сегодня моя страна, что  она ждёт  от  меня,  на  что  я  способен,  в  какой

области деятельности я могу полнее всего раскрыть себя.

    Как  оказаться   «человеком  на  своём  месте»,  как  правильно   выбрать

профессию, если их тысячи, а  ты один?

   Хороший компас  в  мире  профессий  предлагает  советский  психолог  Е.А.

Климов. Он  выделяет  5  основных  типов  профессий  по  принципу  отношения

человека к различным  объектам окружающего мира.

   Профессии первого  типа – «человек – природа» - все  профессии  связаны   с

растениеводством,  животноводством  и  лесным  хозяйством;  второго  типа  –

«человек – техника» - все технические профессии. К  третьему типу «человек  –

знак» - все профессии, связанные  с расчетами, цифрами и буквенными  знаками,

в  том  числе  и  музыкальные  способности.  Четвертый  тип  –  «человек   –

художественный образ» - все творческие специальности. Пятый  тип  –  «человек

– человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

    Разумеется,  человек   по  склонностям   и   способностям   может   иметь

предпосылки не к одной, а  к  нескольким  профессиям.  Что  же,  тогда  нужно

выбирать между ними. Значительно  труднее принять решение, когда  выясняется,

что к профессии, которая  вам очень нравится, у вас данных маловато.

   В соответствии  с классификацией типов профессий  Е.А.  Климова  существует

«Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО), по  результатам  ответов

на вопросы,  даются  рекомендации,  на  какие  направления  профессиональной

деятельности и профессии  обратить внимание.

 

 

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

   Поработав над  темой, можно сделать вывод,  что весь склад личности  влияет

на проявление и развитие способностей,  в  то  же  время  способности  и  их

осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления  в

поведении и деятельности личности.

   Исключительное увлечение  чем-то одним  при  определенных  условиях  может

привести к отрицательным  результатам – одностороннему, и  даже  ограниченному

развитию личности. В то же время, если  вовремя  осознать  важность  знаний,

можно самообразованием восполнить пробелы и достигнуть высокого  культурного

уровня.  Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность  и  создавать

соответствующие  условия  для  развития  способностей,  но   и   влиять   на

формирование активного  отношения к жизни, знаниям, своим  обязанностям.

   Когда личность  ощущает не только тяготение  к какой-то деятельности, но  и

начинает  сознавать  свои  способности,  она   при   определенных   условиях

переживает чувство ответственности  перед обществом,  коллективом,  и  больше

требует от себя. И наоборот, при чрезмерном захваливании,  без формирования

трудолюбия образуется лажное сознание того,  что  при  больших  способностях

незачем трудиться, напрягать  силы,  что  всё  придёт  само  собой.  Всё  это

вместе взятое приводит не только к застою в развитии способностей,  но  даже

к их торможению. Нередко  родители стремятся развивать у  ребенка то,  к  чему

у него  нет  склонностей  и  природных  предпосылок.  Поэтому  необходимо  с

осторожностью оценивать  способности  ребенка,  внимательно  следить  за  его

развитием и успехами, главное  внимание обратить  на  воспитание  необходимых

для жизни качеств характера: трудолюбие, организованность – они  никогда  не

помешают развитию способностей.

   Если у человека  сформированы  положительные   черты  характера,  если  он

осознал свои способности  и значения  для  собственного  развития,  то  такой

человек  пробьётся  сквозь  любые  трудности   и   препятствия,   преодолеет

неблагоприятные условия  и реализует свои планы, овладеет той  профессией,  к

которой чувствует тяготение  и для которой у него имеются  предпосылки.

 

 


Информация о работе Способности человека