Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:11, реферат
Стресс является составной частью жизни каждого человека, и без него нельзя обойтись так же, как без еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах работы и обучения. Однако стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, в противном случае может возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.
Стресс:
психологические
и психосоматические
реакции на него.
ВВЕДЕНИЕ
Врачи давно обратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций с предрасположенностью к определенным заболеваниям. Так, например, сердце чаще поражается страхом, печень — гневом и яростью, желудок — апатией и подавленным состоянием.
Стресс — обычное и часто
встречающееся явление. Незначительные
стрессы неизбежны и безвредны.
Однако существуют ситуации и характеристики
работы, которые отрицательно воздействуют
на людей. Чрезмерный стресс может оказаться
в высшей степени разрушительным
для человека.
Автор теории стресса канадский психолог Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма (например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса. Разработав теорию стресса, Г. Селье выделил в нем три фазы. Первая фаза — реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и др.
Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма, т.е. стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение.
Стресс является составной частью жизни каждого человека, и без него нельзя обойтись так же, как без еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах работы и обучения. Однако стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, в противном случае может возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.
Психические и психосоматические заболевания, обусловленные воздействием стрессовой ситуации
Все люди
реагируют на одни и те же нагрузки
по-разному. У одних реакция активная,
при стрессе успешность их деятельности
продолжает расти до некоторого предела
(«стресс льва»), а у других —
пассивная, эффективность их деятельности
падает сразу («стресс кролика»). От
характера реакции зависят
Почему
стресс вызывает соматические заболевания?
Физиологические изменения при
сильных эмоциях нередко
Психологи
и психиатры установили зависимость
между соматическими
Для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким особенностям личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к выяснению отношений. Как правило, это сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся люди. Попав в неблагоприятную ситуацию или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными, поскольку для них характерны повышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких эмоциональных факторов, как дефицит времени, элементы соревнования.
Люди
с язвенной болезнью отличаются тревожностью,
раздражительностью, повышенной исполнительностью
и обостренным чувством долга. Им
свойственна пониженная самооценка,
сопровождающаяся чрезмерной ранимостью,
стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью
в себе и вместе с этим повышенная
требовательность к себе, мнительность.
Замечено, что эти люди стремятся
сделать значительно больше, чем
реально могут. Для них типична
тенденция к активному
Мощность
органических изменений при стрессе
определяется обобщенной оценкой ситуации,
а она, в свою очередь, тесно связана
с мерой ответственности
Спектр
болезней стресса довольно размыт.
Одно и то же заболевание может
оказаться результатом и
В списке заболеваний, связанных со стрессами, доминируют неврозы.
Под неврозами понимается группа нервно-психических заболеваний, возникающих в основном вследствие длительных психических переживаний, перенапряжений при выполнении чрезмерных по сложности и трудоемкости дел, недостаточного отдыха, сна, длительной внутренней борьбы, необходимости скрывать горе, гнева, страдания. Способствуют возникновению неврозов и внутренние болезни человека.
Невроз
возникает при острейшем
Повышенная
чувствительность выступает как
приспособительный механизм к недостатку
информации, обеспечивая приток дополнительных
сигналов, с помощью которых можно
разрешить ситуацию. Вместе с тем
она делает человека более восприимчивым
к любым раздражителям и
Невозможность внешнего проявления активности в целенаправленном действии и перенесение силы активности на внутреннее движение составляет один из основных факторов, определяющих вегетативные нарушения при неврозах. Поэтому существенным моментом снятия напряженности и облегчения состояния является обращение событий, т.е. изменение внутреннего движения на внешнее. Достижению этой цели могут способствовать все разновидности двигательной нагрузки.
Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышение эффективности деятельности человека. Однако эмоциональное перенапряжение может привести к снижению трудоспособности человека. Установлено, что зависимость продуктивности деятельности от уровня связанной с ней активации может быть описана U-образной кривой. Из этого следует, что по мере увеличения эмоционального возбуждения продуктивность вначале растет быстро, затем ее рост замедляется, начиная с некоторого критического уровня эмоциональное возбуждение уже ведет к падению уровня продуктивности — вначале медленному, затем резкому.
Указанная
зависимость неоднократно была подтверждена
психологическими исследованиями. При
этом было замечено, что чем сложнее
и труднее деятельность, тем раньше
наступает критическая точка
спада продуктивности. В этом случае
снижение работоспособности проявляется
в постоянном чувстве усталости,
вялости, иногда и сонливости. Одновременно
снижается способность к
Для одних людей более характерна активная реакция на стресс, для других — тормозная. При активной реакции мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий. Гиперактивная, импульсная реакция, порождая суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности. Тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при выработке новых навыков или переучивании.
Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно затрудняет восприятие полного объема информации.
Не только недостаток информации ведет к эмоциональному перенапряжению, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда и состоянии здоровья человека, но и полная информированность, стереотипность ситуации, порождая чрезмерный автоматизм, привычность, монотонность, устраняя эмоции вообще, приводит к состоянию безразличия, скуки — тогда труд становится утомительным и его продуктивность падает. Следует иметь в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже приводит к переутомлению.
Необходимо
также учитывать, что при сильном
эмоциональном возбуждении
Только
достаточная информированность
позволяет правильно определить
личную значимость события, поэтому
эффективным средством
В обстоятельствах,
когда продолжение усилий превращается
в бессмысленные попытки «
Информация о работе Стресс: психологические и психосоматические реакции на него