Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:04, реферат
В структуре нравственных качеств личности младшего школьника В.Т. Чепиков выделил следующие компоненты: а) потребностно-мотивационный компонент, представляющий со¬бой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника; б) интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития нравственного сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства); в) поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.
Поэтому
недостатком своей работы по
формированию духовно-
-активно привлекать родителей к воспитательному процессу;
-вовлекать их в совместную внеурочную деятельность;
-проводить родительский
лекторий по нравственной
-знакомить через ИКТ
с инновационными методами
-больше работать
Школа
для ребёнка – та адаптивная
среда, нравственная атмосфера
которой обусловит его
В заключении
мне бы хотелось сравнить
Смотреть, как растёт маленький человек, - всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветёт, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребёнок.
«Характеристика уровней сформированности духовно-нравственной личности младших школьников»
Уровни духовно-нравственного развития младших школьников |
Структурная характеристика ДНСЛ мл. школьника(психологические компоненты) |
Содержательная характеристика ДНСЛ мл. школьника (проявление нравственных качеств в поведении) |
Оценка духовно-нравственного М-мотив Д-действия П-поступок Н-нравственный Б-безнравственный |
Уровень нравственного выбора |
Первый уровень - уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения |
Доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие осознанной системы этических знаний; устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества. («имею» нравственные знания и убеждения и «умею» ими пользоваться) |
Самостоятельное нравственно-мотивированное поведение; постоянная положительная устремлённость в поведении и деятельности; осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм; положительное отношение к ним (выполнение всех педагогических требований); устойчивое привычное поведение; активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам |
«хочу» и «надо» совершенствоваться НМ+НД=НП |
Нравственный выбор полностью
соответствует этическим |
Второй уровень - уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения |
Появление в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие системы нравственных представлений и понятий; достаточное количество нравственных навыков и сформированность нравственных привычек поведения («имею» нравственные знания
и убеждения и достаточно « |
Устойчивая положительная |
«не очень хочу» и «надо» совершенствоваться НМ+НД=НП |
Нравственный выбор в основном
соответствует этическим |
Третий уровень – уровень позитивного ситуативного единства нравственных чувств и поведения |
Наличие нравственных потребностей и мотивов; усвоение значительной части нравственных представлений о нравственных правилах и нормах; сформированность не только умений и навыков, но и отдельных нравственных привычек («имею» нравственные знания и убеждения, но не совсем достаточно «умею» ими пользоваться) |
Достаточно определившаяся устремлённость ученика улучшить своё поведение; неплохое знание нравственных правил и норм, но индифферентное к ним отношение; ситуационный характер поведения, возможно проявление отдельных безнравственных действий. |
«не хочу», но «надо» совершенствоваться НМ+Н/БД=Н/БП |
Нравственный выбор в основном
соответствует этическим |
Четвёртый уровень - уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения |
Наличие некоторых нравственных потребностей и мотивов; сформированность отдельных представлений, умений и навыков поведения. («имею» нравственные знания и убеждения, но «не умею» ими пользоваться) |
Появление стремления улучшить своё поведение; чисто информационное, неосознанное (репродуктивное) знание некоторых правил и норм; реализация в поведении нравственных умений требует от ученика больших волевых усилий и постоянного контроля со стороны взрослых, иногда проявление негативных действий и поступков |
«не хочу», но «надо» совершенствоваться БМ+Н/БД= Н/БП |
Нравственный выбор в частично
соответствует этическим |
Пятый уровень - уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения |
Отсутствие нравственных потребностей и мотивов; наличие отдельных разрозненных представлений о нравственных правилах и нормах поведения, несформированность нравственных умений («не имею» нравственные знания и убеждения и «не умею» ими пользоваться) |
Преобладание нездоровых (эгоистических) устремлений; незнание нравственных правил и норм и отрицательное к ним отношение (игнорирование педагогических требований); проявление негативных действий и даже аморальных и противоправных поступков |
«не хочу» и «не надо» БМ+БД= БП |
Нравственный выбор – |
Первый уровень (высокий, оптимальный) - уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения («имею» нравственные знания и убеждения и «умею» ими пользоваться) - доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие осознанной системы этических знаний; устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества. Самостоятельное нравственно-мотивированное поведение; постоянная положительная устремлённость в поведении и деятельности; осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм; положительное отношение к ним (выполнение всех педагогических требований); устойчивое привычное поведение; активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам; «хочу» и «надо» совершенствоваться; нравственный выбор полностью соответствует этическим нормам: поступоквысоконравственный.
Второй уровень (выше среднего, хороший) - уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения («имею» нравственные знания и убеждения и достаточно «умею» ими пользоваться) - появление в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие системы нравственных представлений и понятий; достаточное количество нравственных навыков и сформированность нравственных привычек поведения. Устойчивая положительная устремлённость ученика на совершенствование своего поведения; осознание социальной значимости нравственных правил и норм, положительное к ним отношение; заметное проявление тенденции к самостоятельному нравственно-мотивированному (непроизвольному) поведению; «не очень хочу» и «надо» совершенствоваться; нравственный выбор в основном соответствует этическим нормам: поступок – нравственный.
Первый и второй уровни духовно-нравственного развития младших школьников характеризуются наличием в духовно-нравственной структуре личности младшего школьника и довольно высокой степенью интеграции всех её компонентов. Поведение и деятельность таких учащихся регулируются совокупностью имеющихся нравственных качеств и устойчивых нравственных привычек, сформированных на основе доминирующих нравственных потребностей и здоровых мотивов, а также прочно усвоенной и осознанной системы этических знаний.
Третий уровень (средний, достаточный) – уровень позитивного ситуативного единства нравственных чувств и поведения («имею» нравственные знания и убеждения, но не совсем достаточно «умею» ими пользоваться) - наличие нравственных потребностей и мотивов; усвоение значительной части нравственных представлений о нравственных правилах и нормах; сформированность не только умений и навыков, но и отдельных нравственных привычек. Достаточно определившаяся устремлённость младшего школьника улучшить своё поведение; неплохое знание нравственных правил и норм, но индифферентное к ним отношение; ситуационный характер поведения, возможно проявление отдельных безнравственных действий; «не хочу», но «надо» совершенствоваться;
нравственный выбор в основном соответствует этическим нормам: поступок – нравственный.
Что касается поведения и деятельности младших школьников, имеющих третий уровень духовно-нравственного развития, то одни из них могут демонстрировать нравственно безукоризненное поведение не в силу хорошей воспитанности, а в силу каких-то узколичных, эгоистических потребностей и
мотивов; другие проявляют «поведенческий дуализм» (А.В.Зосимовский); третьи из-за недостатка нравственных знаний и неосознанности их значимости, а также неустойчивости нравственных умений, навыков и привычек могут нарушать отдельные правила и нормы поведения, поддаваться отрицательному влиянию сверстников и более старших ребят.
Четвёртый уровень (ниже среднего, пограничный) - уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения («имею» нравственные знания и убеждения, но «не умею» ими пользоваться) - наличие некоторых нравственных потребностей и мотивов; сформированность отдельных представлений, умений и навыков поведения. Появление стремления улучшить своё поведение; чисто информационное, неосознанное (репродуктивное) знание некоторых правил и норм; реализация в поведении нравственных умений требует от ученика больших волевых усилий и постоянного контроля со стороны взрослых, иногда проявление негативных действий и поступков
«не хочу», но «надо» совершенствоваться. Нравственный выбор частично соответствует этическим нормам: в поведении наблюдаются как нравственные, так и безнравственные поступки.
Четвёртый уровень сформированности духовно-нравственного развития младших школьников явление довольно распространенное и объясняется недостатками и просчетами в организации духовно-нравственного воспитания, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Совершение младшими школьниками отдельных негативных и аморальных действий и поступков свидетельствует зачастую не столько о низкой духовно-нравственной воспитанности их личности в целом, сколько о несформированности у них того или иного нравственного качества или же его отдельных структурно-содержательных психологических компонентов. Так, проявление младшими школьниками недисциплинированности и отсутствие вежливости (например, проявление нетактичности в общении со взрослыми, грубости и даже физической силы со сверстниками) связаны, как правило, не с наличием прочно укоренившихся отрицательных привычек, а скорее, обусловлены эгоистическими потребностями, незнанием правил и норм поведения или же отсутствием поведенческих навыков и устойчиво сформированных положительных привычек.
Пятый уровень (низкий, неудовлетворительный, нулевой) - уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения («не имею» нравственные знания и убеждения и «не умею» ими пользоваться) - отсутствие нравственных потребностей и мотивов; наличие отдельных разрозненных представлений о нравственных правилах и нормах поведения, несформированность нравственных умений. Преобладание нездоровых (эгоистических) устремлений; незнание нравственных правил и норм и отрицательное к ним отношение (игнорирование педагогических требований); проявление негативных действий и даже аморальных и противоправных поступков; «не хочу» и «не надо» совершенствоваться. Нравственный выбор – бездействие, безнравственный поступок. При этом обнаружено, что пятый уровень сформированности духовно-нравственного развития младших школьников встречается крайне редко и характерен в основном для педагогически запущенных детей.
Таким образом, предложенная система критериев и уровней сформированности духовно-нравственного развития младших школьников отражает духовно-нравственное содержание внутренней структуры личности, учитывает степень ее сформированости и проявления в поведении и деятельности младших школьников.
С.В. Питенко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Подписано к печати 06.05.09. Формат 60х84 1/16.
Печать ризографическая. Усл. п. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № .
Дата сдачи в печать 07.05.09.
214000 Смоленск, проспект Гагарина, 21
Программа
эксперимента включала в себя констатирующий
этап, в ходе которого анализировалась
массовая практика решения проблемы
формирования трудолюбия у детей
младшего школьного возраста в условиях
общеобразовательных
На констатирующем этапе эксперимента использовались следующие методики: а) вопросы для интервьюирования, анкетирования, опроса учащихся, учителей, родителей учащихся; б) практические задания для младших школьников; в) методики «Акт добровольцев», «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков»; «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности»; г) «Тест самоконтроля и самооценки»; д) хронометраж «Режим дня»; е) целенаправленные наблюдения; ж) анализ продуктов детского творчества. Результаты одной методики дополнялись другими, что давало возможность получить более полную и достоверную информацию.
Результативность экспериментальной работы отслеживалась по выявленным критериям и уровням сформированности трудолюбия у младших школьников, характеристика которых представлена в таблице 1.
Сопоставительный анализ начальных показателей сформированности отдельных компонентов трудолюбия позволил обнаружить доминанты эмоционально-потребностного компонента. Наименьшие показатели выявлены в развитии контрольно-оценочного компонента. Выявленные данные объясняются особенностями психического развития детей 6-7-летнего возраста и низким уровнем сформированности умений произвести контроль и самооценку деятельности.
Проявление трудолюбия у младших школьников мы фиксировали также с учётом сформированности активности, самостоятельности, ответственности, творчества, старательности и аккуратности. Анализ результатов позволил выявить, что у большинства учащихся на среднем и низком уровне развиты ответственность (80% детей), творчество (85% детей) и аккуратность (90% детей). Полученные данные носят вспомогательный характер для выявления уровня трудолюбия младших школьников и позволяют определить направления педагогической деятельности.
Полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента данные свидетельствуют, что большинство учеников (61 человек – 53,5%) имеют средний уровень сформированности трудолюбия. У значительной части младших школьников (37 человек – 32,5%) выявлен низкий уровень сформированности трудолюбия и у меньшей части (16 человек – 14,0%) – высокий.
Формирующий этап эксперимента проводился диссертантом на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочное время в соответствии с авторской программой «Азбука трудолюбия» в специально организованных условиях.
Таблица 1
Характеристика уровней
у младших школьников
Компоненты и критерии трудолюбия |
Уровень сформированности трудолюбия | ||
Высокий (достаточный) |
Средний (нормативный) |
Низкий (исходный) | |
Когнитивный: знания о труде |
Знание последовательности трудовых операций, рациональных приёмов работы; стремление к пополнению знаний о труде |
Наличие представлений об основных приёмах работы; стремление овладевать знаниями в отдельных видах деятельности |
Поверхностные представления о трудовых операциях; отсутствие потребности к овладению новыми знаниями |
Мотивационно-ценностный: отношение к труду как ценности |
Положительная мотивация к труду; потребность к участию в различных видах труда; ориентация на получение новых способов действия в труде |
Понимание роли труда для человека; участие в работе при соответствующей мотивации; проявление желания участвовать в знакомых видах труда |
Неверное представление о ценности труда; отсутствие мотивации к труду; проявление пассивности, лени; готовность выполнять работу за вознаграждение |
Эмоционально-потребностный: эмоционально-положительное отношение к разным видам труда |
Проявление положительных эмоций от процесса и результата труда; проявление ответственного отношения к порученному делу; стремление выполнять задания повышенной сложности |
Проявление положительных эмоций в отдельных случаях; готовность проявлять заботу о других эпизодична; проявление ответственности к порученному делу зависит от обстоятельств |
Преобладание отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с трудом; выполнение работы после неоднократных просьб и требований взрослых; стремление уклониться от труда |
Деятельностно-преобразующий: трудовые умения и навыки, опыт нравственного поведения в труде |
Способность к самостоятельному преодолению трудностей; проявление творчества, старательности и аккуратности в труде; обладание трудовыми умениями и навыками, проявление активности и инициативы в коллективном труде; бережное отношение к орудиям и продуктам труда |
Способность к работе в
течение ограниченного отрезка
времени; преодоление трудностей при
поддержке взрослого; эпизодическое
проявление старательности и аккуратности
в труде; проявление неорганизованности,
безынициативности в |
Способность к кратковременным действиям; желание действовать привычными способами работы; выполнение работы лишь с посторонней помощью, чаще всего неаккуратно, без особого старания; довольствование ролью либо пассивного наблюдателя, либо дезорганизатора работы коллектива |
Контрольно-оценочный: умение осуществлять контроль и оценку труда |
Умение самостоятельно
проводить контроль и оценку процесса
и результата труда; стремление достигать
положительных высоких |
Умение проводить контроль и оценку своего труда под контролем взрослого; внесение изменений в продукт труда в некоторых случаях; достижение положительных результатов в труде |
Несформированность умения проводить контроль процесса труда, завышенная или заниженная оценка труда; удовлетворение результатами работы, выполненной на низком уровне |
Информация о работе Структура нравственных качеств личности младшего школьника