Структура нравственных качеств личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:04, реферат

Краткое описание

В структуре нравственных качеств личности младшего школьника В.Т. Чепиков выделил следующие компоненты: а) потребностно-мотивационный компонент, представляющий со¬бой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника; б) интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития нравственного сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства); в) поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.

Вложенные файлы: 1 файл

критерии качеств2.docx

— 215.73 Кб (Скачать файл)

Устойчивость ценностных убеждений у детей также проявлялась  частично (8 человек) или не проявлялась  вовсе (7 человек), и только у 5 детей  проявлялась ярко.

В задании, где нужно было ответить на вопросы после прочтения  текста, ученики давали ответы в  основном предложениями из самого текста, а на вопросы «почему они так  считают» так и не смогли дать внятных  ответов, некоторые писали «не знаю». Учащиеся обосновывали свой ответ ссылкой  на конкретные поступки героя. Например, после прочтения рассказа В.А. Осеевой  «Три товарища» предлагалось ответить на вопросы: «Кто из мальчиков проявил  внимательное отношение к Вите? Почему ты так считаешь?». Почти все дети написали «Володя», но при этом на вопрос «Почему?» были даны ответы «Володя  хороший», «Володя дал ему хлеб с маслом», «Дал ему поесть».

В методе незаконченных предложений  практически все учащиеся давали односложные, поверхностные ответы в одно-два слова, которые носили формальный характер. Вызвало опасение то, что ответы были не продуманы. Создалось  впечатление, что учащиеся не ответственно отнеслись к данному заданию. В незаконченном предложении  «Честный человек всегда…» присутствовали продолжения «Хороший», «Не врёт», «Помогает в беде». Остальные  предложения «Когда я вижу бабушку  с тяжелыми сумками, я…, Если мой  друг в беде…, Когда я сижу в  автобусе и вижу, что в автобус  вошли бабушка или дедушка, я…, Если родители попросили меня сходить  в магазин» многие дети заканчивали  одним словом «Помогу».

Из списка желаний половина детей выбрали нравственные ценности, а половина - материальные. Это доказывает, что многие дети удовлетворение своих  материальных потребностей ставят выше, чем нравственные ценности (наличие  в жизни друга, быть уважаемым  человеком и т.д.) и косвенным  образом подтверждают отсутствие нравственных ценностей в системе своих  ценностных ориентаций. Встречались  дети, которые выбирали и нравственные, и материальные ценности. Наибольшую тревогу представляют дети, которые  выбрали одни материальные ценности, это говорит о том, что нравственные ценности для них не приоритетны.

По эмоциональному критерию дети набрали 2 балла, также у подавляющего большинства детей положительные  эмоциональные переживания, связанные  с ценностью проявляются частично или не проявляются вовсе.

Наличие положительных эмоциональных  переживаний, связанных с ценностью, как показало наблюдение, у большинства  детей проявлялось частично. Причем при явном контроле со стороны  взрослых показатель проявлялся заметно  ярче, чем без явного контроля. Под явным контролем у 8 детей показатель проявлялся, у 12 - не проявлялся. Без явного контроля со стороны взрослых больше чем у половины детей показатель не проявлялся (12), у остальных проявлялся.

Дети с ярко проявляющимся  показателем в любых условиях и ситуациях испытывают эмоциональные  переживания, связанные с той  или иной ценностью. Они переживают, если у их одноклассников какие-то неприятности. При наблюдении можно было увидеть, как некоторые школьники переживают, если у товарища плохая оценка или  плохое самочувствие.

Устойчивость положительных  эмоциональных переживаний, связанных  с ценностью, ярко проявлялась только у двух детей, у 7 детей она проявлялась  частично, у остальных не проявлялась  вовсе. Для диагностики этого  показателя мы использовали ситуации выбора. Описание ситуаций см. выше. На просьбу о помощи параллельному  классу откликнулось только 3 человека. На вопрос: «Почему вы согласились  помочь?», дети отвечали: «Потому что  хочется сделать приятно, надо помогать другим, чтобы в следующий раз  и нам помогли». В данном ответе присутствует легкий оттенок прагматизма. Остальные с неохотой, под давлением  учителя согласились, некоторые  отказались вовсе. На вопрос: «Почему  вы отказались?», некоторые дети отвечали: «Нам никто не помогал, пусть сами делают». Вызывает некоторое опасение тот факт, что большинство детей так равнодушно отнеслось к чужой проблеме. Во время создания второй ситуации половина детей подошла, чтобы помочь бабушке, а половина осталась наблюдать в стороне. Тревогу вызывает то, что у детей, глядя на трудности другого человека, тем более пожилого, не было никакого эмоционального отклика.

В третьей ситуации, когда  детям не хватило игр, три школьника  смогли решить эту проблему мирным путем, кто-то договорился играть по очереди, кто-то решил уступить игру, а сам заняться другим делом. У  двух других учеников возник конфликт и ссора из-за нежелания делиться игрой и идти на компромисс.

По поведенческому критерию - 2,4. 5 учеников набрали максимальное количество баллов. У 11 школьников по 2-3 балла. Это говорит о том, что, несмотря на то, что дети не могут  сформулировать определение нравственной ценности, они понимают, как себя нужно вести. У 4 человек по одному баллу, и 0 баллов только у одного ученика (Слава Н.).

Проявление ценностей  в поведении. У 9 детей показатель проявлялся ярко, а у 9 проявлялся частично. У остальных учащихся показатель не проявлялся.

Показатель «устойчивость  проявления ценностей в поведении  под контролем взрослых» проявлялся у 15 человек. У остальных показатель не проявлялся. Без явного контроля со стороны взрослых у большей  части детей показатель не проявлялся (14). Вызывает тревогу тот факт, что  дети без явного контроля со стороны  взрослых перестают вести себя в  соответствии с нравственными ценностями. В основном из-за этого они и  не добирали баллы. Это говорит как  раз о несформированности нравственных ценностей. Под контролем взрослых учащиеся с ярко проявляющимся показателем ведут себя честно, внимательно, предупредительно. Школьники с частично проявляющимся или не проявляющимся показателем не всегда обращают внимание на проблемы других, а иногда ведут себя даже безнравственно. Примером может служить то, что многие мальчики не пропускают вперед девочек, обижают их, дети с не проявляющимся показателям могут посмеяться над чужой проблемой.

Всего в классе дети набрали 6,6 баллов из 12 максимально возможных, что говорит о невысоком уровне сформированности в классе нравственных ценностей. Только один ученик набрал 12 баллов (Григорий Д.), есть ученик с количеством баллов, равных 1 (Слава Н.)

Результаты констатирующего  эксперимента позволили выделить и  охарактеризовать уровни сформированности нравственных ценностей у учащихся начальной школы.

Высокий уровень: у детей  есть устойчивые ценностные убеждения; дети проявляют устойчивые положительные  эмоциональные реакции на ценности; нравственные ценности устойчиво проявляются  в поведении (9 - 12 баллов).

Средний уровень: нравственные убеждения не устойчивы, зависят  от мнения окружающих, эмоциональная  реакция на ценность не всегда имеет  место, поведение также во многом зависит от внешних факторов (8 - 6 баллов).

Низкий уровень: у детей  почти отсутствуют ценностные убеждения; нет положительного эмоционального отклика на ценности; в поведении  нравственные ценности никак не проявляются (5 - 0 баллов).

 

Таблица 3 Уровень сформированности у младших школьников нравственных ценностей в начале опытно-экспериментальной работы

Уровни сформированностиКоличество учащихсяВысокий5Средний9Низкий6

По итогам диагностирования уровня сформированности нравственных ценностей мы выяснили, что всего лишь у 5 человек уровень высокий (Григорий Д., Алина К., Ульяна Б., Даша П., Игорь Л.). У этих детей все показатели сформированности нравственных ценностей проявляются ярко. Эти дети отзывчивые, внимательные к одноклассникам и учителю, вежливые, добрые.

У 9 человек средний уровень  сформированности нравственных ценностей (Сергей Б., Лиза М., Светлана Г., Илья З., Настя А., Владислав К., Анна К., Сергей П., Варя Ц.). Наличие ценностных убеждений и их устойчивость проявляются частично, наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью также проявляется не всегда. Ценности в поведении проявляются только при явном контроле со стороны взрослых.

У 6 человек низкий уровень (Лиза К., Кирилл Б., Настя В., Слава  Н., Сергей Л., Даниил Р.). У этих детей  все показатели сформированности нравственных ценностей проявляются частично или не проявляются вовсе. Отсутствуют ценностные убеждения и положительные эмоциональные переживания, связанные с ценностью, ценности не проявляются в поведении.

Таким образом, проведенная  нами диагностика показывает, что  у большинства учащихся сформированность нравственных ценностей находится на среднем и низком уровнях, в связи с чем, нужно проводить целенаправленную работу по формированию нравственных ценностей у учащихся экспериментального класса.

На основе результатов  констатирующего этапа для учащихся 2В класса было разработано содержание формирующего этапа эксперимента, который  будет описан в п. 2.2. Во внеклассную  работу были включены приемы формирования нравственных ценностей на основе знакомства с произведениями В.А. Осеевой.

Список литературы

 

1.Азбука нравственного  воспитания [Текст]/ под ред. И.А.  Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2003. - 317 с.

.Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения [Текст]: Монография/ М.Н. Аплетаев.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 89 с.

.Аппаева, Ж. Г. Знания неотделимы от нравственности [Текст]/ Ж.Г. Аппаева// Начальная школа. -2009. - №8. - С. 105-107.

.Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студ.пед. вузов/ И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева. - М.: Академия, 2005. - 576 с.

.Артюхова, И.С. Ценности  и воспитание [Текст]/ И.С. Артюхова// Педагогика. - 1999.- №4.- С. 42-48.

.Архангельский, Н.В. Нравственное  воспитание [Текст]/ Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2002. - 176 с.

.Бобровская, Г.В. Формирование  нравственных представлений у  младших школьников в процессе  чтения произведений детской  литературы [Текст]/ Г.В. Бобровская// Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 5-7.

.Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2005. - 179 с.

.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 292 с.

.Болдырев, Н.И. Нравственное  воспитание школьников [Текст]/ Н.И.  Болдырев. - М.: Просвещение, 2003. - 155 с.

.Васильева, З.Н. Нравственное  воспитание учащихся в учебной  деятельности [Текст] / З.Н. Васильева. - М.: Просвещение, 1978. - 196 с.

.Величко, О.Ю. Методы  стимулирования нравственного развития  младших школьников [Текст]/ О.Ю. Величко//Начальная  школа. - 2010. - №7. - С. 97 - 100.

.Выготский, Л.С. Педагогическая  психология [Текст]/ под ред. В.В.  Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

.Даль, В.И. Толковый словарь  живого великорусского языка  [Текст]/ В.И. Даль. - Спб.: 4-е, под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2003. - 912 с.

.Додонов, Б.И. Эмоция  как ценность [Текст]/ Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

.Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности [Текст] / О.Г. Дробницкий. - М. : Просвещение, 2003. - 204 с.

.Иванова, Н.Г., Семенова  Л.И. Формирование нравственных  качеств личности [Текст]/ Н.Г. Иванова,  Л.И. Семенова// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 10-13.

.Калинина, Л.В. Ориентация  младших школьников на нравственные  ценности [Текст]/ Л.В. Калинина// Начальная  школа. - 2011. - №1. - С. 46 - 50.

.Кетова, Т.В. Классные часы духовно нравственной направленности [Текст]/ Т.В. Кетова// Начальная школа. - 2011. - №9. - С.76-78.

.Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.

.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКУ «МарТ», 2005. - 448 с.

.Леонова, Н.А. Младший  школьник: опыт нравственного поведения  [Текст]/ Н.А. Леонова// Начальная школа. - 2010.- №5. - С. 22-26.

.Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с.

.Макаренко, А.С. Лекции  о воспитании детей [Текст]:в 7-ми т. т. IV/А.С. Макаренкосоч. - М.: - 1979.

25.Марьенко, И.С. Нравственное  становление личности школьника  [Текст]/ И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1985. - 364 с.

.Маслов, С.И. Эмоционально-ценностный  компонент начального образования  [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ С.И. Маслов. - М.: 2000. - 302 c.

27.Матвеева, Л. И. Развитие  младшего школьника как субъекта  учебной деятельности и нравственного  поведения [Текст]/ Л.И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. - 242 с.

28.Мулярчик, Н.Н. Ступенька  к познанию, что такое хорошо  и что такое плохо [Текст]/ Н.Н.  Мулярчик// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 8-10.

.Нравственное развитие  младшего школьника в процессе  воспитания [Текст]/ под ред. И.А  Каирова., О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 1979. - 97 с.

.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/  Российская академия наук. Институт  русского языка им.В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.

.Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. / под. ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1998. - 479 с.

.Педагогика [Текст]: учеб. пособие  для студ.пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ С.П. Баранов, Л.Н. Болотина, В.А. Сластенин и др. /под. ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - 2-е изд.; доп. М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

.Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.

.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 575 с.

.Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / В.П. Проворотова// Начальная школа. - 2011. - № 1. - С . 51-53.

.Рапацевич, Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / Е.С. Рапацевич. - Беларусь: Интерпрессервис, 2010. - 928 с.

.Рожков, М.И. Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе[Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 450 с.

38.Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические  проблемы нравственного воспитания  школьников [Текст]/ С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1981. -112 с.

.Рубинштейн, С.Л. Основы  общей психологии [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 т. Т. 2. / С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989. -199 с.

.Рыжкова, Т.В. Литературное  развитие младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Т.В.Рыжкова. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. - 140 с.

Информация о работе Структура нравственных качеств личности младшего школьника