Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа
Целью исследования является выявление возможностей сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе.
Выделить основные этапы и показатели речевого развития детей среднего дошкольника.
Рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство речевого развития.
Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста
1.1. Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе……………………………..
1.2. Динамика речевого развития в дошкольном возрасте…………..
1.3. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………
Глава II. Сюжетно-ролевая игра дошкольника как средство речевого развития
Понятие и содержание сюжетно-ролевой игры………………….
Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте…………………………………………………..
Глава III. Исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей среднего дошкольного возраста
3.1. Исследование состояния речи детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………
3.2. Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одни тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришёл папа; нет папы; папа, подойди и т.п. [32].
Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний. накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши. отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей [24].
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, затем - примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата», «Мама, дай Тате попить молока»). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие [27].
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.
К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Параллельно с развитием словаря идет в развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это везет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории [11].
Дети 4-го года жизни пользуются
в речи простыми и сложными
предложениями. Наиболее распространенная
форма высказываний в этом
возрасте — простое распространенное
предложение («Я куклу в такое
красивое платье одела стану большим сильным
дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью [26].
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки. далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок. рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта. его собственных переживаний, впечатлений [5].
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
Средний дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими. Главным образом через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этом возрасте общение детей становится более регулятивным и продолжительным.
Новый значительный шаг развития общения в условиях взаимоотношения происходит в связи с поступлением ребенка в школу. Он определяется: во-первых, тем, что существенно расширятся круг общения, вовлекаются много новых людей. Во-вторых, в связи с изменениями внешних и внутренних позиций младшего школьника, расширяется тематика его общения с людьми.
В круг общения включаются вопросы, относимые с учебой и трудовой деятельностью. Параллельно круг общения ребенка быстро растет, появляются постоянные привязанности [23].
Для успешного решения задач воспитания подрастающего поколения необходимо знание закономерностей физического и психологического развития детей.
Становление речи у детей, сущность и закономерности, механизмы этого сложного процесса изучают и представители разных наук - психологи, физиологи, лингвисты, педагоги, фольклористы.
Необходимым условием развития речи ребенка является речь окружающих людей, подражая которой он постепенно практически овладевает родным языком [37]. Первые попытки что-то сообщить окружающим, далеко не совершенны, однако мать и близкие родные помогают сказать то, что хочет выразить ребенок. Даже не совершенная речь уже служит ребенку средством общения.
Пятый год жизни - период наибольшего увеличения активного увеличения словарного запаса. К пяти годам количество слов доходит до 2500. Уровень речевого развития может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце).
При благоприятных условиях усвоение звуковой системы языка происходит к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние ребенка активно формируются обобщающие функции слов [31].
Через слово ребенок
овладевает основными
Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа [10].
На данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если до этого отмечается доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе, напротив, речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, в свою очередь формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, входящих в лексику языка, но и научиться, грамматически правильно строить свою речь.
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа [6].
Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к четырем годам во всех её наиболее типичных проявлениях. По данным А.Н. Гвоздева [3] морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано. Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного - единственное и множественное число, именительный, винительный и родительный падежи, глагольные категории.
Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения.
Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависит от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано с логикой детской мысли, то есть то, что не ясно по значению.
Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметно окружают, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.
На первых порах появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия. Слово дополняется мимикой, жестами и представляет по существу целую заключительную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются нормально.
Дети пятого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. Структура употребляемых ими предложений проста, общее количество не велико и мало увеличивается с возрастом.
Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:
Неправильно иногда оформляется союзная связь:
Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей.
Особенности развития связной речи. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в функции общения [21].
На пятом году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи - диалогической.
Дети четырех лет активно вступают в разговор, могут участвовать в беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам.
Особенности восприятия детьми литературных произведений. Восприятие художественной литературы рассматривается ваш активный волевой процесс, предлагающий не пассивное созерцание деятельность, которая воплощается во внутреннем действии, сопереживании героям, перенесении на себя события, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
В среднем дошкольном возрасте для понимания произведения ребенку уже не требуются иллюстрации [4] пятом году жизни ребенок осмысленно воспринимает художественное произведение, легко устанавливает простые причинные связи.
Таким образом, внимание вопросам развития речи уделялось еще в древности. Многие годы речевому развитию детей посвящали свои труды педагоги, психологи, методисты. Разработанные программы и методики сегодняшний день являются основой работы дошкольных учреждений по развитию речи.
Развитие речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Её становление изучают представители разных наук - психологи, физиологи, лингвисты, педагоги. Важно помнить, что даже не совершенная речь является для ребенка средством общения и мышления, а для её развития необходим ряд условий. Для полноценного усвоения ребенком родной речи должны развиваться все отдельные стороны речи: словарь, грамматический строй языка, связная и образная речь.
Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности. практических речевых навыков, осознания речевой действительности. Это связано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими.
Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития