Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление возможностей сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе.
Выделить основные этапы и показатели речевого развития детей среднего дошкольника.
Рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство речевого развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Глава I. Психолого-педагогические основы речевого развития детей дошкольного возраста
1.1. Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе……………………………..
1.2. Динамика речевого развития в дошкольном возрасте…………..
1.3. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………

Глава II. Сюжетно-ролевая игра дошкольника как средство речевого развития
Понятие и содержание сюжетно-ролевой игры………………….
Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте…………………………………………………..

Глава III. Исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей среднего дошкольного возраста
3.1. Исследование состояния речи детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………
3.2. Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

syuzhetnorolevaya_igra_kak_sredstvo_rechevogo_razvitiya_dete.docx

— 173.09 Кб (Скачать файл)

 

Повторная диагностика по методике «Лексико-грамматические средства» показала, что после проведения сюжетно-ролевых игр средний показатель объема словаря, навыков словоизменения и словообразования и употребление грамматических категорий у детей составляет 77%.

Таким образом, показатель объема словаря, навыков словоизменения и словообразования, употребление грамматических категорий у детей средней группы по данной методике увеличился на 17%. Сводные показатели первичного и повторного обследования детей по методике «Лексико-грамматические средства» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 1.

Диаграмма 1.

Результаты диагностики речевого развития детей по методике «Лексико-грамматические средства»

Результаты  повторного обследования детей по методике «Связная речь» представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты проведения методики «Связная речь»

Фамилия, имя

Пересказ, творческий рассказ

Рассказ    по

серии картинок

Рассказ по

картине

Описательный

рассказ

Всего баллов

1 .Бугаева Е.

3

2

2

3

10

2. Ганин Д.

3

2

2

2

9

З. Грошев А.

3

3

3

3

12

4.  Гызов А.

3

3

2

3

11

5. Ефимов И.

1

2

2

1

6

6. Кинеев М.

3

3

3

2

12

7. Конышев В.

3

3

2

3

11

8. Кулебакин Е.

3

3

3

3

12

9. Павлов К.

2

3

3

2

10

10. Пименов Д.

3

3

3

3

12

11.Потапова С.

3

3

3

3

12

12. Шанина К.

3

3

3

3

12


 

Повторная диагностика показала, что после проведения сюжетно- 
ролевых игр средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, связного повествования у детей составляет 90%.

Таким образом, средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, связного повествования у детей увеличился на 19%.

Сводные показатели первичного и повторного обследования детей по методике «Связная речь» каждого ребенка были внесены в Диаграмму 2.

Диаграмма 2.

Результаты диагностики речевого развития детей по методике «Связная речь»

Для того, чтобы наглядно отразить эффективность мероприятий формирующего эксперимента, мы совместили данные диаграммы 1 и 2 в диаграмму 3.

 

 

Диаграмма 3.

Показатели речевого развития детей на разных этапах экспериментального исследования

Так как средний показатель речевого развития по итогам эксперимента составил 18%, можно сделать вывод о том, что результаты повторной диагностики уровня развития речи детей доказывают эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе речевого развития.

Следовательно, планомерная, целенаправленная, систематическая организация сюжетно-ролевой игры позволяет обеспечить полноценное речевое развитие детей среднего дошкольного возраста. Наша гипотеза подтверждена.

 

Заключение

 

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста - одна из важнейших проблем детского развития. От ее решения зависит формирование всесторонне развитой личности.

Изучением проблемы речевого развития занимались в своих трудах еще древнегреческие философы. В последующие годы данной проблеме уделяли большое внимание такие педагоги и психологи как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Фребель, Константин Дмитриевич Ушинский и многие другие. Отмечена важность и необходимость речевого развития именно в дошкольном возрасте, так как он наиболее сензитивен для правильного формирования речи.

В период дошкольного детства речь ребенка проходит большой путь развития: пополняется словарь, речь становится средством общения, ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. Существует множество вариантов возрастных этапов речевого развития, предложенных различными психологами и рассматриваемых с разных позиций.

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста имеет свои особенности. Её становление изучают представители разных наук -психологи, физиологи, лингвисты, педагоги. Важно помнить, что даже не совершенная речь является для ребенка средством общения и мышления, а для её развития необходим ряд условий. Для полноценного усвоения ребенком родной речи должны развиваться все отдельные стороны речи: словарь, грамматический строй языка, связная и образная речь. Качественно меняются взаимоотношения между активной речью и пониманием. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Исследования Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева показали, что деятельность ребенка представляет линию сложного пути становления человека. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. Содержание сюжетных игр в среднем дошкольном возрасте обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание.

Данные проведенного исследования показали, что специально организованная сюжетно-ролевая игра позволяет обеспечить полноценное речевое развитие детей среднего дошкольного возраста. Практическая значимость работы состоит в доказательстве эффективности применения сюжетно-ролевых игр для речевого развития детей.

Практическое применение сюжетно-ролевых игр в эксперименте способствовало увеличению объема словаря, навыков словоизменения и словообразования у детей средней группы. Доказательством этого утверждения являются результаты повторной диагностики детей после проведения цикла сюжетно-ролевых игр, направленных на увеличение объема активного словаря и развития связной речи. В ходе эксперимента увеличился показатель речевого развития детей на 18%.

Таким образом, можно считать, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение в практике в ходе целенаправленного педагогического эксперимента.

 

Список литературы

 

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних пед.уч. заведений / М.М. Алексеева, В.И.Яшина - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 400с.
  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высш. и средн. педагогических учебных заведений / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - 2-е издание, стереотип. - М.: Академия, 2003. - 160с.
  3. Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 240с.
  4. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. - 2-е издание - М.: Просвещение, 2005. - 255с.
  5. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков. Н.В. Волкова. - М.: Сфера, 2006. - 256с.
  6. Воспитание и обучение младших дошкольников [Текст] / Под ред. Т.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 2007. - 146с.
  7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Каро, 2001. - 327с.
  8. Выгодский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] В 6 т. Т.4 Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - СПб: Педагогика, 2004. - 143с.
  9. Гербова,     В.В.  Занятия  по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст]: Пособие для воспитателей дет. Сада / В.В. Гербова, Максакова А.И. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006.-128с.
  10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / О.Б. Дарвиш. - М.: Владос - Пресс, 2003. - 264с.
  11. Добрынин, Н.Ф. Возрастная психология [Текст]: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение, 2007. - 294с.
  12. Дьяченко, О.М. Психолог в детском дошкольном учреждении    [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: Новая школа, 2006. - 258с.
  13. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 127с.: ил.
  14. Изгаршева, В.М.  Детский сад [Текст]: Кн. для заведующих / В.М. Изгаршева, Т.П.Сафонова, Е.А. Лебедева и др.; Под ред. Л.П.Тарасовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2002. - 256с, ил.
  15. Инхельдер, Б. Психология ребенка [Текст] / Б. Инхельдер, Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. - 160с.
  16. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольное педагогика и психология» / Сост. Н.Б. Логиновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение,2008. - 447с.
  17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ.  сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Куликова Т.А. - 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2002.- 416с.
  18. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 251с.
  19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17лет) [Текст]: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 3-е изд. - М.: УРАО. 2007.-176с.
  20. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. - 3-е  изд., испр. и  доп. - М.: Просвещение, 2004. - 223с, ил.
  21. Львов, М.Р. Основы теории речи [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 248с.
  22. Миронова, P.M. Игра в развитии активности детей [Текст] / Р.М. Миронова. - Минск.: Народная асвета, 2000. - 147.
  23. Мухина, B.C. Возрастная психология [Текст] / В.С.Мухина. - М.: «Академия», 2006. - 608с.
  24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Ф.Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 442с.
  25. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. – М.: ЭТРОЛ, 2005. – 192с.
  26. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология    [Текст]: Учебное пособие / Н.Н. Палагина. - М.: Моск. псих.- соц. ин-т, 2005. - 288с.
  27. Петрова, О.О. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / О.О. Петрова. - Ростов/Дон.: Феникс, 2004. - 224с.
  28. Романова, И.А. Психология и педагогика [Текст]: Студенту, ответы на вопросы / И.А. Романова. - М.: Экзамен, 2004. - 132с.
  29. Рубинштейн, Л.С.  Речь и мышление [Текст] / Рубинштейн Л.С. - М.: Просвещение, 2001. - 432с.
  30. Стародубцева  Н.А.   Теория  и  методика  развития  речи дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубцева. - М.: Академия, 2007. - 256с.
  31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2001.-216с.
  32. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336с.
  33. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: Пособие для высших и средних учебных заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2001. - 336с.
  34. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное методич. пособие для воспитателей ДОУ / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос - 2004. - 288с.
  35. Шаргаева,  О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.А. Шаргаева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 368с.
  36. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2001. - 112с.
  37. Эльконин Д.  Б.  Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение,2004. - 367с.
  38. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2003. - 368с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1.

 

Методика «Лексико - грамматические средства»

Задания направлены на изучение объема словаря, навыков словоизменения и словообразования и употребление грамматических категорий. Максимальная оценка 12 баллов. 1-3 Лексика:

При оценке лексики используются баллы:

3 балла - называние 7 и более слов

2балла - называние 5-6 слов

1балл - называние 3-4 слов 

0 баллов - называние 1-2 слов

1. Предметный словарь: назвать предметы: игрушки, посуда, фрукты

2. Словарь  признаков: подобрать  к предметам основные цвета (игрушка, посуда, фрукты)

3. Словарь действий: назвать, что делает: кошка, птица, повар.

4. Словоизменение и словообразование: При оценке словоизменения и  словообразования:

3 балла - ни одной ошибки.

2 балла - не более двух  ошибок.

1 балл - три ошибки.

0 баллов - более трех ошибок.

Назвать предметы во мн. числе; сказать ласково: стул, кукла, ведро; образование относительных прилагательных (сумка из кожи, мяч из резины, стол из дерева, кофта из шерсти...).

 

Приложение 2.

 

Методика «Диагностика связной речи»

Цель: изучение уровня владения навыками последовательного, логичного, связного повествования.

Связность речи оценивается в баллах в соответствии с таблицей. Максимальная оценка - 12 баллов.

    • Пересказ рассказа « Кот»
    • Рассказ по серии сюжетных картинок «Кошка и мышка» (По пособию Каше)
    • Рассказ по сюжетной картине «Испугались» (По пособию Каше)
    • Описательный рассказ «Яблоко».

Таблица оценки связной речи

 

Балы

Пересказ

Рассказ по серии сюжетных картинок

Описание

предмета

Рассказ по сюжетной картине

3

Составлен самостоятельно; полностью передается содержание; изложения, соблюдаются связность и последовательность изложения, грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства

Составлен самостоятельно; полно и адекватно отражен сюжет; соблюдены грамматические нормы языка

Описан самостоятельно, последовательно полностью и точно

Составлен самостоятельно; Полно, точно, связно и последовательно, с соблюдением языковых норм

2

Составлен с некоторой помощью, полностью передается содержание, отмечаются отдельные нарушения связности, отсутствие художественно-стилистических элементов, единичные ошибки в структуре предложений

Составлен с помощью, достаточно полно отражено содержание, возможны пропуски отдельных деталей, в целом  не нарушающие соответствия сюжету; неявно выраженные нарушения связности; единичные ошибки в построении фраз

Описан самостоятельно или с небольшой помощью; в целом правильно, но не полно; морфолого-синтаксические нарушения

Составлен с небольшой помощью; нарушена связность; пропуски эпизодов и отдельные морфолого-синтаксические нарушения

1

Используются повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствия

Составлен с

помощью

наводящих вопросов и указаний; нарушена связность, отдельные смысловые несоответствия. Пропуски нескольких эпизодов.

Описан по наводящим вопросам, неполно, неточно, лексические и синтаксические затруднения

Составлен с помощью наводящих вопросов, смысловые несоответствия, нарушена связность, пропуски

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлен по      наводящим вопросам; связность значительно нарушена, пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается; последовательность, бедность и      однообразие

языковых

средств

Составлен с помощью наводящих вопросов; резко нарушена связность, отдельные смысловые несоответствия, пропуск существенных эпизодов и целых фрагментов, что  искажает сюжет; рассказ подменяется перечислением действий

Описан с помощью наводящих вопросов; крайне бедный словарь, нет последовательности и выраженный грамматизм, затрудняющий восприятие предмета

Задание не выполнено даже с помощью вопросов, большая часть рассказа простое перечисление предметов и действий; бедность содержания, нет связности, грубые лексико-грамматические ошибки


 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей

среднего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Игра - наиболее доступный ребенку, интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Сюжетная игра -любимый вид деятельности дошкольников, в котором максимально раскрываются их способности. Поэтому, особое внимание следует обратить на планирование руководства игрой, анализ возможностей игры для полноценного речевого развития.

Целью создания сборника сюжетно-ролевых игр является повышение качества жизни детей дошкольного возраста и уровня их речевого развития на основе комплексного изучения и внедрения современных подходов к игровой деятельности в практику работы с детьми.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.

У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно 50—70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.

Руководство играми детей средней группы педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.

Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать косвенные приемы руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной - двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.

Воспитатель также должен использовать разнообразные приемы формирования у детей умения организовать совместные игры.

 Проявляя интерес к  играм детей и задавая отдельным  группкам вопросы, педагог постепенно  приучает детей обдумывать тему  и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом воспитатель  может использовать короткие  разговоры с детьми о содержании  предстоящей игры, о распределении  ролей в ней, помогает детям  справедливо распределить роли, направляет внимание детей на  подбор игрушек и т. д.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития