ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.

Содержание

Введение …………………………………………………………….........
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у
детей старшего дошкольного возраста …………………………………
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста ……
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста …………………………………………………...
1.3. Роль ТРИЗ-технологий в развитии связной речи у детей
старшего дошкольного возраста ………………………………………..
Выводы по первой главе ………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной
речи у детей старшего дошкольного возраста посредством
ТРИЗ-технологий ………………………………………………………...
2.1. Констатирующий этап эксперимента ……………………….
2.2. Экспериментальная программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий ………………………………………………………………..
Выводы по второй главе ………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………….
Библиографический список ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Образец второй курсовой работы 2015 - копия.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

- активность  в речевом общении;

- связность и  целостность изложения;

- гладкость и  плавность изложения, отсутствие  прерывистости и повторений, пауз в связной речи;

- грамматическая  правильность построения предложений;

- разнообразие  лексических средств;

- самостоятельность  – наличие или отсутствие необходимости  в подсказках взрослого.

На основе данных критериев были выделены уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень (17 - 21 баллов):

Ребенок поддерживает непринужденную беседу, активен в речевом общении. Составляет самостоятельно описательный рассказ по игрушке, творческий сюжетный рассказ, соблюдая композиционную целостность, используя выразительные средства раскрытия образа (описание внешнего вида, портрета героя, его настроения, обстановки), придумывает оригинальный сюжет. Осознает структуру связного высказывания: выделяет в тексте начало, середину, конец, правильно определяет тему. Уместно использует средства связи (синонимическую замену, лексический повтор, местоименную связь).  Без затруднений, самостоятельно пересказывает литературное произведение: связно, последовательно выразительно. Языковое оформление соответствует грамматическим нормам языка.

Средний уровень (12 – 16 баллов):

Ребенок поддерживает беседу со взрослым, отвечает на его вопросы, но иногда затрудняется в формулировке вопросов собеседнику. В составлении описательных и сюжетных рассказов нуждается в плане и помощи взрослого. Пересказывает литературное произведение с небольшой помощью взрослого. Выделяет не все структурные части текста, затрудняется в определении темы. Использование средств связи не отличается разнообразием (в основном местоименная связь или лексический повтор). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Низкий уровень (7 – 11 баллов):

Ребенок неплохо участвует в беседе со взрослым, но навыки в составлении рассказов недостаточно сформированы, нуждается в активной помощи взрослого. У ребенка нет осознания структурных частей текста. Затрудняется в определении темы. Пересказывает литературное произведение с помощью взрослого. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Констатирующий этап эксперимента проходил в процессе индивидуального обследования в комфортной и знакомой для ребенка обстановке.

Для выявления уровня развития связной речи детям были предложены следующие задания:

Задание 1.

Цель: проверить умение детей поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и задавать их.

Оборудование: игрушка-медвежонок Винни-Пух.

Ход: «Помнишь, мы играли с воздушным шариком? Сегодня к нам на этом шарике прилетел медвежонок Винни-Пух, он хочет поближе с тобой познакомиться и рассказать о себе: «Я медвежонок, зовут меня Винни-Пух. Я очень люблю гулять со своим другом Пятачком, ходить в гости, придумывать песенки и есть мед. А ты что любишь? Расскажи мне о себе».

- Что тебе хотелось бы узнать  про Вини-Пуха? Спроси его об  этом.

Методические указания: взрослый организует с ребенком сюжетно - ролевую игру и в процессе игры наблюдает за развитостью умений ребенка поддерживать речевое общение; наблюдение необходимо вести во всех видах деятельности ребенка.

Задание 2.

Цель: проверить умение детей придумывать фактический описательный рассказ об игрушке.

Оборудование: медвежонок Винни-Пух.

Ход: «Представь, что тебе надо было рассказать о Винни-Пухе человеку, который никогда его не видел. Как бы ты рассказал о нем?»

Если ребенок затрудняется, то воспитатель предлагает ему план:

- Кто это?

- Как его зовут?

- Что у него есть?

- Чем он любит заниматься?

Задание 3.

Цель: выявить умеет ли ребенок составлять небольшой рассказ творческого характера по теме, предложенной воспитателем.

Ход: «Винни-Пух спрашивает, есть ли у тебя любимый праздник? Медвежонок спит зимой и не знает, что это за праздник - Новый год. Давай представим, что у нас скоро Новый год и нужно украсить елку. Какую бы игрушку ты повесил на елку?»

План:

1 . Название игрушки.

2. Какая игрушка? (описание игрушки)

3. С какими игрушками она будет  висеть рядом на елке?

Задание 4.

Цель: выявить умения детей в придумывании рассказа на тему, предложенную воспитателем.

Ход: «Медвежонку стало очень интересно узнать, что такое Новый год, и он решил во что бы то ни стало побывать на елке. Придумай рассказ о том, как медвежонок встречал Новый год».

План:

1. Кто разбудил медвежонка?

2. Как они готовились к встрече  Нового года? 

3. Как проходила новогодняя елка?

4. Чем закончился праздник?

Задание 5.

Цель: выявить, как ребенок осознает структуру связного высказывания, определяет его тему.

Ход: взрослый читает главу о том, как Винни нашел дупло с медом и как он пытался достать мед.

- Какое название можно придумать  для этой истории?

- Если бы мы  решили рассказать об этом  случае с Винни-Пухом, то о чем бы рассказали сначала?

- Что произошло потом?

- О чем бы мы рассказали  в заключение?

Задание 6.

Цель: выявить умение связно, последовательно пересказывать небольшое литературное произведение, связно излагать художественный текст, опираясь на готовое содержание и речевую форму.

Ход: «Медвежонок очень любит слушать сказки про медведей. Какие сказки про медведей ты знаешь? Расскажи ему сказку «Маша и медведь».

Если ребенок затрудняется, то взрослый читает ему сказку и задает вопросы:

- Куда отправилась Маша?

- Что произошло в лесу, куда  пришла Маша?

- С кем встретилась Маша?

- Как Маша обхитрила медведя?

Задание 7.

Цель: выявить умение составлять рассказы из личного опыта.

Ход:

- У тебя есть бабушка?

- Как ее зовут?

- Ты ее любишь?

- Она была бы очень рада, если  бы ее любимый внучек написал  письмо.

- О чем бы ты хотел ей написать?

Если ребенок затрудняется, то взрослый предлагает ему план:

1. Как ты обращаешься к бабушке?

2. Чем ты занимаешься дома?

3. Что ты делаешь в детском  саду?

4. Какие вопросы ты хочешь  задать бабушке?

Выполнение заданий оценивалось по баллам: низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла.

Первичные данные по выявлению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровень развития связной речи у детей ЭГ

на констатирующем этапе эксперимента

 

п/п

Задание

№ 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

Задание № 6

Задание № 7

Общее количество баллов

Уровень развития связной

речи

1.

3

2

2

1

3

2

3

16

средний

2.

3

1

2

1

2

1

2

12

средний

3.

3

2

2

2

3

2

2

16

средний

4.

3

2

1

2

2

2

3

15

средний

5.

2

1

1

1

2

1

1

9

низкий

6.

2

1

1

1

1

-

1

7

низкий

7.

3

2

2

1

2

1

2

13

средний

8.

2

1

1

1

2

1

2

10

низкий

9.

3

2

1

2

2

2

2

14

средний

10.

2

1

1

1

1

1

1

8

низкий

11.

2

-

1

1

2

1

2

9

низкий

12.

3

3

3

3

3

2

3

20

высокий

13.

3

1

2

3

3

1

3

16

средний

14.

2

2

2

2

2

1

2

13

средний

15.

2

-

1

1

1

1

1

7

низкий

16.

3

1

1

1

1

1

2

10

низкий

17.

3

1

2

1

3

2

3

15

средний

Общий уровень

развития связной речи

Высокий – 5,9%

Средний - 52,9%

Низкий – 41,2%


Сравнительный анализ уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента показал, что 5,9% детей имеют высокий уровень развития связной речи, у 52,9% детей выявлен средний уровень владения связной речью и 41,2% детей имеют низкий уровень её развития.

Наибольшие затруднения у детей вызвали второе, третье, четвертое и шестое задания. При описании игрушки дети с трудом подбирали и использовали выразительные средства. При выполнении заданий была отмечена бедность словарного запаса, неадекватное использование слов. Рассказы сопровождались паузами, дети ждали подсказок. При пересказе дети с трудом воспроизводили текст, опираясь на подсказки воспитателя. Вышеописанные затруднения говорят о низком уровне сформированности самостоятельности при составлении рассказа описательного и творческого  характера, о недостаточном уровне развития умений воспроизводить, пересказывать небольшой текст.

Выполнение первого задания не вызвало у детей особых затруднений, что говорит о хорошем уровне развития диалогической речи. Пятое и седьмое Задания дошкольники выполняли на разном уровне, поэтому закономерностей в освоении  дошкольниками структуры рассказа и умения составлять рассказ из личного опыта не выявлено.

Рисунок 1 – Итоговые данные диагностики уровня развития связной речи

на констатирующем этапе эксперимента

 

Анализ выполненных заданий выявил, что большинство детей испытывают трудности при построении высказываний на уровне фразы. Резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении заданий на составление рассказа и пересказ. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для детей практически недоступным. Исследования показали, что дети не владеют навыками самостоятельного составления рассказа, для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых ошибок, нарушающих связность повествования.

Это обусловлено недостаточным методическим уровнем подготовки воспитателей и педагогов в сфере работы по развитию связной речи, использованием в образовательной деятельности нерациональных методов и приемов; неосведомленностью и незаинтересованностью членов семьи в развитии связной речи ребенка.

Таким образом, перед нами встала задача разработать экспериментальную программу, направленную на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

2.2. Экспериментальная программа по развитию связной речи у детей

старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий

 

Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы разработали программу, в которой использовали рекомендации М.М. Алексеевой, Т.А.Сидорчук, О.С. Ушаковой, Н.Н. Хоменко, Б.И. Яшиной по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологий.

Цель программы: развитие связной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.

Задачи:

- обучать детей выразительности речи, образности слова;

- обучать творческому  рассказыванию с использованием  моделей;

- обучать осознанному пересказу  литературных текстов, установлению  причинно-следственных связей;

- обучать составлению рассказа  по картине, основываясь на алгоритмах  мышления;

- развивать системное мышление детей, внимательность, наблюдательность;

- развивать умение  избирательно пользоваться языковыми  средствами, употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, которые  служат наиболее точной передаче  замысла;

- формировать  умение создавать творческий продукт в речевой деятельности.

Для реализации целей и задач предусматривалось следование следующим принципам:

- принцип свободы выбора, который базируется на том, что в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора;

- принцип обратной связи. Воспитатель может контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих;

- принцип системности предполагает формирование у ребенка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира;

- принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения;

- принцип взаимосвязи работы  над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи;

- принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Основными средствами развития связной речи на этапе формирующего эксперимента являлись:

Информация о работе ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста