Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
1) Определение понятия темперамент и его свойств,
2) Рассмотрение основных теорий темперамента
3) Описание основных типов темперамента

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Общая характеристика темперамента................................................................5
1.1Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека....................................................................................................................5
1.2 Характеристика типов темперамента............................................................13
2 Темперамент: управленческий аспект..............................................................22
2.1 Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа..........................................................................................................22
2.2 Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов темперамента.........................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................43
Список используемой литературы.......................................................................44

Вложенные файлы: 1 файл

SiPU_kursovaya.docx

— 94.27 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Сибирский государственный  университет путей сообщения

Кафедра   «Социальная  психология управления»

 


«Темперамент  в профессиональной деятельности и  управленческом общении».

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Социология  и психология управления»

 

 

 

            

                   Руководитель                                                                 Разработал

                   Кандидат философских наук                                 студент гр. УПБ-312

 

                   ________________Николаенко. В.М.             __________________Карташев.В.А

                        (подпись)                                                       (подпись)

                   _____________                                                    _______________

     (дата проверки)                                                      (дата сдачи на проверку)

 

Краткая рецензия:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

_________________________________

        (запись о допуске к защите)

________________________________       

        (оценка по  результатам защиты)        

 

               

   2011 год


 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1 Общая характеристика  темперамента................................................................5

1.1Темперамент: понятие,  теории, свойства, значение в жизнедеятельности  человека....................................................................................................................5

1.2 Характеристика типов  темперамента............................................................13

2 Темперамент: управленческий  аспект..............................................................22

2.1 Руководитель как носитель  темперамента: особенности проявления  каждого типа..........................................................................................................22

2.2 Взаимодействие руководителя  с подчиненными разных типов  темперамента.........................................................................................................30

Заключение.............................................................................................................43

Список используемой литературы.......................................................................44

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы заключается в том, что руководителям и менеджерам в своей работе приходится ежедневно общаться с людьми разного темперамента, и для достижения  наибольшей эффективности  работы с людьми, и, вследствие, организации в целом,  важно знать и учитывать особенности деятельности, общения, взаимоотношений и поведения людей, в соответствии с их темпераментом. На основе этих знаний создавать комфортные условия и психологический климат для работы персонала, находить подходящие способы воздействия на подчиненных, клиентов и партнеров, выбирать формы общения, необходимые для того, чтобы строить взаимоотношения и избегать конфликтов.

Хотя темперамент не влияет на способности людей, руководителям все же стоит учитывать, то, что люди с определенным типом темперамента склонны к тому или иному виду работы. Эти знания помогут руководству правильно распределять сотрудников в организации и задания для них, поскольку те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха, в других – мешать, или потребуют больших усилий человека для выполнения задач. Так же учитывая свойства темперамента, можно предсказать реакцию человека в той или иной ситуации.

Объектом данного исследования выступает темперамент, предметом  –  темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении.

Целью данной  курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и  управленческом общении. Цель работы будет  достигаться путем решения следующих  задач:

  1. Определение понятия темперамент и его свойств,
  2. Рассмотрение основных теорий темперамента
  3. Описание основных типов темперамента
  4. Выявление особенностей проявление темперамента в деятельности руководителей
  5. Рассмотреть особенности взаимодействия руководителя с подчиненными разных типов темперамента

Работа состоит из двух глав: первая посвящена теоретическим  аспектам феномена темперамент, вторая темпераменту в управленческом аспекте.

 

 

 

  1.  Общая характеристика темперамента

 

1.1 Темперамент: понятие,  теории, свойства, значение в жизнедеятельности  человека

 

В природе невозможно встретить  двух абсолютно одинаковых людей. Нас  отличает внешность, личные качества, ценности, мировоззрение, характер и, конечно  же, темперамент.  Темперамент относится  к структуре врожденных, устойчивых черт, характеризующих индивида.

Несмотря на то, что термин «темперамент» - один из наиболее древних  терминов, введенный около двух с  половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет  строгого определения этого понятия. В зависимости от общих концепций  психики и личности разные психологи  нового и новейшего времени относили к темпераменту очень различные  особенности, например:

  1. Р. С. Немов: «Темперамент  – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках». [8,227] Плюс этого определения, что оно достаточно доступно, полно и точно дает представление о данном феномене.
  2. В. С. Мерлин: «Темперамент – отличный от личности феномен, основанный исключительно на особенностях взаимодействия свойств нервной системы». [5, 3] Плюсом определения В.С. Мерлина является то, что он разграничивает личность и темперамент, тем самым указывая на то, что он является врожденным, а не приобретаемым свойством и прямую зависимость от типа нервной системы.
  3. Г. С. Абрамова: «Темперамент – совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности». [1,74]. Минусом этого определение является то что, оно не точно отражает данный феномен, так как темперамент, в первую очередь, это динамические свойства психики, которые характеризуют не только степень возбудимости, но и скорость, эмоциональность, активность.
  4. П. Ф. Лесгафт: «Темперамент – это степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т. е. силу и быстроту проявлений действий и чувствовании, а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица».[4, 105]. К плюсам данного определения можно отнести, то что в нем подробно описывается проявления темперамента. К минусам этого определения, можно отнести то, что оно тяжело воспринимается и не дает представления о том, от чего зависят «действий и чувствований, и «распределение этого проявления по времени».
  5. Г. С. Никифоров: «Темперамент – это устойчивое сочетание свойств нервной системы, обусловливающее типичные проявления личности на психологическом и социально-психологическом уровнях». [9, 428] Плюсами данного определения является то, что автор делает акцент на том, что темперамент это, прежде всего, «устойчивое сочетание свойств нервной системы», К минусам этого определения, можно отнести то что, оно не точно отражает суть данного феномена, так как «типичные проявления личности» могут быть обусловлены не только темпераментом, но и характером и волей.
  6. О. Д. Волкогонова и А. Т. Зуб:  «Темперамент – индивидуальные особенности человека, характеризующие скорость и ритм протекания его психических процессов, степень устойчивости его чувств». [2, 124] К минусам этого определения, можно отнести: так же не совсем точно, так как темперамент это прежде всего динамические особенности психики человека.
  7. Б. Мещеряков, В. Зинченко: «Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности». [6, 485] К минусам этого определения, можно отнести, то что, темперамент является врожденной особенностью человека, а не приобретается в процессе социализации.
  8. В. Д. Небылицын: «Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний». [7,6] Плюс этого определения хорошо тем, что наиболее точно отражает суть феномена и то, на что он влияет.

Наиболее точным, и в  полной степени отражающим понятие  «темперамент» является последнее определение, которое и будет использоваться далее.

Начало эпохи соматотипирования  связывают с работами Э. Кречмера, предложившего вначале 1920-х годов классификацию человеческого телосложения, также Кречмер пришёл к заключению о существовании связи между типами телосложений и психическими расстройствами:

1) Пикник (широкий, с округлыми формами, сильный и коренастый) имеет циклотимический тип темперамента (коммуникабелен, легко идет на контакт с другими, добродушен и правдив). Склонен к маниакально-депрессивному психозу.

2) Атлетический тип (мускулистый, с широкой грудной клеткой и узкими бедрами) имеет иксотимический тип темперамента (самоуверенный, деятельный, слабо впечатлительный, сдержанный, спокойный). Склонен к эпилепсии.

3) Астенический тип (длинный, тонкий и хрупкий) имеет шизотимический тип темперамента (скрытен, может испытывать страдание за народ и одновременно быть абсолютно недоброжелательным к человеку, внешне робок, упрям, не любит различного рода изменений). Склонен к шизофрении.

4) Диспластический тип (плохо сформированный, непропорциональный) - отклоняющийся от любой из трех основных категорий люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение). [10,43]

Находясь под влиянием взглядов Кречмера, У. Шелдон предложил теорию соматотипов, иначе связывавшую телосложение с темпераментом.

3 основные измерения для  оценки физической конституции:

Эндоморфия - проявляется в мягкой округлости в разнообразных частях тела и тенденции к доминированию в его общей структуре внутренних пищеварительных органов.

Мезоморфия связана с относительным преобладанием мускулатуры, костей и соединительных тканей. Мезоморфное телосложение обычно выглядит тяжелым, прочным и прямоугольным, с выраженным преобладанием мускулов и костей.

Эктоморфия – длинные, тонкие конечности со слабо выраженной мускулатурой. В общей массе тела эктоморфа выделяется крупный головной мозг.

В предложенной Шелдоном методике соматотипирования каждый индивидуум ранжируется по степени выраженности в его телосложении каждого из трех первичных физических измерений.

Параллельно с тремя основными  физическими компонентами Шелдон выделил 3 темпераментальных компонента:

Висцеротония характеризуется любовью к комфорту, еде, общительностью и привязчивостью.

Соматотония проявляется в повышенной склонности к мышечной активности и в целом связано с жаждой власти, безжалостностью, доходящей иногда до жестокости, и любовью к опасности и риску.

Церебротония в ее крайнем выражении означает чрезмерную сдержанность в проявлении чувств, скованность и боязнь социальных контактов. 
Каждый тип телосложения соответствует типу темперамента:

Эктоморф – церебратония (человек с длинными, тонкими конечностями сдержан в проявлении чувств, скован и боится социальных контактов).

Эндоморф – висциратония (человек с мягкими округлостями в разнообразных частях тела характеризуется любовью к комфорту, еде, общительностью и привязчивостью).

Мезаморф – соматотония (человек с преобладанием мускулатуры, костей и соединительных тканей характеризуется повышенной склонностью к мышечной активности и в целом связан с жаждой власти, безжалостностью, доходящей иногда до жестокости, и любовью к опасности и риску). 

Конституциональные теории наряду с гуморальными теориями имеют  лишь историческое значение.

Теория, раскрывающая суть такого феномена как темперамент, принадлежит русскому физиологу Ивану Петровичу Павлову (1849-1936), который обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения нервной системы:

  1. силу – слабость нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т. е. вырабатывать условные связи;
  2. уравновешенность – неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой;
  3. подвижность – малоподвижность;  подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. [8, 120]

И. П. Павлов установил, что из большого числа возможных их сочетаний в природе имеются четыре основных, соответствующих четырем классическим темпераментам, названия которых исторически сохранилось: холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, малоподвижный) и меланхолик (слабый, неуравновешенный, малоподвижный). По мнению Павлова, сильный неуравновешенный тип склонен к ярости, слабый неуравновешенный тип – к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных эмоциональных реакций на окружающее. [12, 9]

Информация о работе Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении