Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
1) Определение понятия темперамент и его свойств,
2) Рассмотрение основных теорий темперамента
3) Описание основных типов темперамента
Введение...................................................................................................................3
1 Общая характеристика темперамента................................................................5
1.1Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека....................................................................................................................5
1.2 Характеристика типов темперамента............................................................13
2 Темперамент: управленческий аспект..............................................................22
2.1 Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа..........................................................................................................22
2.2 Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов темперамента.........................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................43
Список используемой литературы.......................................................................44
Мотиваторами для подчиненных – холериков служат: Самостоятельность в работе , Публичная похвала за успехи в присутствии персонала компании, корпоративные знаки отличия за успехи, вертикальная карьера и возможность власти мотивируют его больше, чем заработная плата, также направление на обучение может выступить серьезным мотиватором.
Директивный стиль управления
со стороны непосредственного
Таким образом, если руководителю необходимо дать распоряжение подчиненному холерику или внести коррективы в его работу, то не стоит говорить с ним в приказном и в повышенном тоне. Указывать на недостатки в его работе и пожелания лучше в форме рекомендаций, чтобы не спровоцировать на конфликт.
Пример, иллюстрирующий неверное
взаимодействие с подчиненным-холериком:
«Руководитель, обнаружив ошибку в
отчете, выполненным сотрудником-
Пример, демонстрирующий неверное размещение подчиненного-холерика в организации руководителем: «Анна Николаевна, имеет диплом специалиста по управлению персоналом, общительна, инициативна, любит работать, стрессоустойчива, способна быстро генерировать идеи, правда склонна к перепаду настроений и может быть через чур импульсивной - по типу темперамента холерик. Более двух лет она работает в отделе кадров, и ее основными обязанностями является ведение кадровой документации и оформление бумаг. После работы она чувствует себя утомленной и работа не приносит удовлетворения, часто выплескивает накопившийся негатив на коллег. Через месяц она увольняется – компания теряет отличного специалиста». В данном примере иллюстрируется неумение руководителя правильно подобрать сотрудника на должность. Заметив, что Анна Николаевна имеет холерический темперамент, то ей противопоказаны однообразные, монотонные работы, ее следовало бы перевести в отдел, где необходимо общаться с людьми и где бы поощрялась инициатива.
Подчиненный-флегматик: такой работник послушный, тщательный, аккуратный, точный, ответственный, но не любит брать ее на себя, не проявляет инициативы, не стремится к новым задачам и проектам. Он лучше всех способен выполнить работу, которая требует усидчивости и монотонности, справляется с рутинными действиями. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые действия. Давать задание флегматику лучше в письменном виде, либо несколько раз объяснив, поскольку он очень медленно усваивает информацию. При вербальном формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи.
Флегматики - хорошие исполнители и очень ценные работники, главное, суметь грамотно организовать их труд. Им нужно четко ставить задачу, выделять время на выполнение и после этого давать другую задачу. В обычной обстановке флегматика необходимо поторапливать, но поторапливать, не упрекая в медлительности, а подбадривая и помогая. С подчиненными-флегматиками необходимо постоянно держать активный контакт привлекать их к деятельности, заинтересовывать, поощрять их инициативу. Иногда, для того, чтобы "оживить" флегматика, полезно организовать совместное дело и "подключить" к нему сангвиника или меланхолика.
Поскольку в стрессовых ситуациях
флегматик сохраняет
самообладание, можно использовать его при урегулировании конфликтов, активизировать инициативу, например, на совещаниях спрашивать его мнение и его оценку. Не использовать на участках работы, где требуется высокая скорость принятия решения и общительность, учитывать, что флегматик хорошо отдыхает и восстанавливает работоспособность в условиях уединения.
Мотиваторы для подчиненного-
Пример, демонстрирующий неверное взаимоотношение между руководителем и сотрудником-флегматиком: «Руководителю необходимо, чтобы кто-то за очень короткий срок написал отчет. Для этого задания он выбрал Алексея Алексеевича, так как он высококвалифицированный, ответственный и исполнительный специалист, правда, по типу темперамента флегматик. Он вызывает Алексея Алексеевича к себе в кабинет и дает два часа на выполнение задания. Через полчаса он звонит, чтобы поинтересоваться, как продвигается работа и напомнить, что через полтора часа все должно быть готово. Еще через час он вызывает его к себе, Алексей Алексеевич говорит, что для того, чтобы закончить отчет, ему необходим, еще как минимум час. На что последовала негативная реакция руководителя...». Этот на этом примере можно наблюдать, неумение руководителя выбирать исполнителя для задания. Поскольку Алексей Алексеевич по типу темпераменту флегматик, то ему сложно выполнять задания в короткие сроки, тем более, если все же руководитель поручил задание флегматику, его не стоит поторапливать и отвлекать. Для такой работы лучше выбрать подчиненного с холерическим или сангвиническим типом темперамента.
Пример, иллюстрирующий неверное размещение руководителем сотрудников с разными типами темперамента (холерика и флегматика): «На конвейерном производстве рядом поставили работников с флегматичным темпераментом и холерическим. Первое время производительность была высокая, но вскоре между рабочими начали происходить конфликты, что неблагоприятным образом отразилось на их работе. Холерику начала надоедать скучная работа, его раздражал медлительный напарник и он начал срывать свой гнев и недовольство на коллеге флегматике. Флегматик долго терпел и с пониманием относился к своему напарнику, но постоянные конфликты на работе не давали ему работать в полную силу». В данной ситуации руководителю следует переместить сотрудника с холерическим темпераментом туда, где требуется активность и где отсутствует монотония. А к флегматику в напарники поставить или меланхолика или лучше флегматика, тогда производительность работы увеличится.
Пример иллюстрирующий неверное отношение руководителя к подчиненному флегматику: «Роман Александрович работает инженером, он прекрасный специалист, зарекомендовал себя как ответственный сотрудник, по типу темперамента флегматик. Руководитель посчитал, что он заслуживает повышение и его необходимо поставить на освободившуюся должность главного инженера в другом отделе. Через некоторое время руководитель заметил, что Роман Александрович стал работать хуже и до него доходят слухи, что он подумывает вернуться на свою прежнюю должность». Ошибкой руководителя является то, что он не учел тот факт, что Роман Александрович являясь флегматиком, плохо приспосабливается и ориентируется в новой обстановке, они стремятся сохранить сложившийся стиль и условия жизни, не склонны к переменам.
Подчиненный – сангвиник: практически не отличается по характеристикам от руководителя - сангвиника. Он сдержанный, деловой, стремится повысить свой профессиональный уровень. Дисциплинирован, и умеет грамотно организовать свое время. Место работы оценивает только с точки зрения собственной выгоды. Если не видит перспектив, то быстро меняет работу. Инициативный, креативный, любит работать над новыми проектами, но может переключиться на новое дело, но завершив предыдущее.
С подчиненным-сангвиником можно строить формальные отношения: он не склонен к длительному и постоянному анализу личностных проблем. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой: сангвиник сам знает себе цену и не ищет подкреплений своей значимости у начальника. Он легко восстанавливается после напряженного дела, не впадая в грусть и уныние.
Перечисленные рекомендации относятся в большей степени к сангвинику-мужчине. С подчиненным женщиной, имеющей такой тип темперамента, следует строить несколько иные отношения. Необходимо учитывать, что женщина-сангвиник чувствительна к личным отношениям. Поэтому руководителю необходимо поощрять сотрудницу, положительно оценивать результаты ее труда. Критику со стороны руководителя воспринимает конструктивно, стремится исправить ошибку и улучшить свои показатели. Сангвиника можно ставить на участки работы, где требуется высокая интенсивность. Он хорошо общается с большим количеством разных людей, не «перегорает» и не переутомляется. Способен работать в стрессовых условиях, сохраняя самообладание и контроль.
Ему нравится все новое, поэтому
он с удовольствием берется за
новый проект. Его необходимо контролировать:
после этапа увлечения
Часто бывает неформальным деловым лидером в команде, но всегда поддерживает официального руководителя, не составляя ему конкуренцию. Сангвиник ждет своего часа. Но долго ждать он не будет: если в другой компании ему предложат лучшие карьерные перспективы, он уволится.
С сангвиником-подчиненным легко общаться, не требуется никакой особой тактики поведения, хотя следует помнить, то, что в отношениях с сангвиником нельзя злоупотреблять длительными поучениями и тщательным объяснением задач. Наиболее эффективно - спокойное и корректное к нему отношение, так же его легко и дисциплинировать. Но, учитывая его довольно беспечный образ жизни, надо стараться загружать его различными делами, конечно, не забывая при этом соблюдать меру.
Чтобы работа приносила удовольствие, такому сотруднику не следует давать задания, которые выполняются по шаблону, такая работа его раздражает, ему лучше поручить работу, требующую творческого подхода и креативности, такая работа не только воодушевит его, но и поможет расположить к себе. Таким образом, руководитель формирует у такого сотрудника впечатление его значимости и компетентности: «начальник доверил мне самому разработать программу мотивации, значит, он меня ценит и доверяет мне».
Пример, иллюстрирующий неверное поручение работы руководителем подчиненному-сангвинику: «Руководителю необходимо, чтобы кто-нибудь разобрал архивные данные за последние десять лет. Для этого задания он выбрал Людмилу Федоровну, активную, общительную, жизнерадостную женщину, по типу темперамента сангвиник. Через пару дней Людмила Федоровна стала выглядеть уставшей, угрюмой, у нее пропало желание ходить на работу». Перемена настроение Людмилы Федоровны говорит о том, что руководитель не подумал, что нельзя поручать монотонную работу сангвинику.
Пример неверной расстановки кадров руководителем: «Иван Иванович относится к людям с сангвиническим темпераментом, работает в компании третий год менеджером по маркетингу и успел зарекомендовать себя как высококвалифицированного специалиста. Он стремиться к самосовершенствованию, поэтому часто посещает различные тренинги, любит пробовать и внедрять новые технологии, благодаря стараниям и гениальным маркетинговым стратегиям Ивана Ивановича кампания стала занимать лидирующие место. Освободилось место начальника отдела маркетинга, и Иван Иванович приложил все усилия, чтобы занять данную должность. Но руководство посчитало, что Иван Иванович имеет слишком маленький опыт работы, и пусть он еще поработает в должности «рядового» менеджера по маркетингу. Через год Иван Иванович перешел в другую фирму на должность главы отдела маркетинга». Пример показывает то, что сангвиники стараются продвигаться по службе, он не любит долго находится в одной должности, особенно, если ему не светит перспектива повышения.
Подчиненный – меланхолик: эмоционален, не способен длительное время переносить нервные перегрузки, речь и движения у него медлительные, плавные. Работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе - низкая, он может быстро уставать. В работе меланхоликам необходима постоянная эмоциональная поддержка и регулярный отдых.
В коллективе меланхолики находятся часто в позиции ведомых, они избегают лишних волнений, стараются уйти от конфликтов, теряются от неожиданностей. Болезненно переживают всякие ошибки и неприятности, склонны их преувеличивать.
С подчиненными-меланхоликами
нельзя говорить резко, с иронией
и насмешкой, им следует оказывать
особое, но ненавязчивое внимание. Полезно
подчеркнуть те моменты в работе,
в которых такой сотрудник
был решительным, инициативным. Нежелательно
поручать меланхоликам задания, выполнение
которых требует частого
В общении с этим типом
руководителю не стоит строить сложных
длинных предложений. Необходимо стараться
говорить не очень громко. Во время
разговора останавливаться и
внимательно слушать
Такого сотрудника необходимо
хвалить в случае достижений, нежелательно
критиковать в присутствии
Информация о работе Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении