Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
1) Определение понятия темперамент и его свойств,
2) Рассмотрение основных теорий темперамента
3) Описание основных типов темперамента
Введение...................................................................................................................3
1 Общая характеристика темперамента................................................................5
1.1Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека....................................................................................................................5
1.2 Характеристика типов темперамента............................................................13
2 Темперамент: управленческий аспект..............................................................22
2.1 Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа..........................................................................................................22
2.2 Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов темперамента.........................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................43
Список используемой литературы.......................................................................44
О темпераменте человека можно судить по нескольким основным его свойствам. С точки зрения психолога Вольфа Соломоновича Мерлина (1892—1982) одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят и от эмоций и от воли, поэтому, в конечном счете, они определяются соотношением эмоциональных и волевых особенностей.
1. Сензитивность (или чувствительность). Она определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения у человека какой-либо психической реакции, и какова скорость возникновения этой реакции.
2. Реактивность. Это свойство характеризуется степенью (т.е. силой и энергией) реагирования человека на какое-то воздействие одинаковой величины. Например, мы по-разному реагируем на одно и тоже обидное слово или критическое замечание. Реактивность проявляется в большей или меньшей вспыльчивости.
3. Активность. О ней можно судить по тому, с какой энергией, настойчивостью человек сам воздействует на окружающую среду и преодолевает при этом внешние и внутренние препятствия на пути достижения целей. Это свойство помогает сделать профессиональную карьеру и добиться успеха.
4. Соотношение реактивности и активности. Это свойство определяет, от чего зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних причин (настроение, случайные события) или от сознательно поставленных целей, убеждений.
5. Темп реакций. Данное свойство характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, находчивость ума и т.д.).
6. Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции.
7. Пластичность и ригидность. Они проявляются в том, насколько человек легко и быстро приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно его поведение (ригидность).
8. Экстраверсия – интроверсия. Экстраверсия и противоположная ей интроверсия говорят о направленности реакций человека. У экстраверта реакции зависят от внешних впечатлений, получаемых в данный момент, для него главное «здесь и сейчас». У интроверта реакции зависят от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим, он любит погружаться в воспоминания. [10, 45]
На протяжении всего периода истории разные ученые и психологи находили различные подходы к объяснению такого феномена как темперамент, и только XX в., Павловым было доказано, что особенности темперамента обусловлены свойствами нервной системы и являются врожденными, поэтому на протяжении жизни человека темперамент не изменяется и служит основой развития характера. В жизнедеятельности человека он оказывает влияние на скорость реакции и восприятия, быстроту мышления, темп и ритм деятельности, силу эмоций и активность индивида.
С древних времен выделяют четыре типа темперамента.
Холерический, сангвинический, флегматичный и меланхоличный.
Рассмотрим подробно каждый тип:
Холерик: в классификации Павлова соответствует сильный неуравновешенный, подвижный тип. Люди холерического темперамента – активные, целеустремленные, эмоционально страстные, отличающиеся большой жизненной энергией, отважные, бескомпромиссные, импульсивные с ярко выраженными эмоциональными переживаниями, обычно экстраверты. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку.
Сильные стороны:
Рекомендации для продуктивной деятельности.
Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои эмоции, движения. Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, ему нужно осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов можно заняться, ручным трудом, рукоделием. Нужно знать, что нужно постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Нудно не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Нужно обучить его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану. Его стремление быть первым можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль руководителя и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Не нужно пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что специалист, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.
Для холерика в большей степени характерна должность руководителя руководитель, так как холерику присущи энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть лидером, умелое командование подчиненными, умение легко устанавливать деловые связи и межличностные контакты.
Флегматик: является сильным, уравновешенным и неподвижным типом темперамента. Характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, невыразительность мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. Сильные стороны:
Рекомендации для продуктивной деятельности:
Не бойтесь доверять работу, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных
Благодаря своей выдержке и умению качественно и сосредоточенно выполнять любую, даже самую монотонную, работу, флегматики становятся прекрасными юристами, врачами. Их усидчивость, умение в течение долгого времени концентрироваться на определенных проблемах, позволяет сделать им карьеру программиста или системного администратора.
Сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный. Сангвиник жизнерадостен, в работе продуктивен (при условии множества интересных дел), энергичен и бодр, пластичен по отношению к внешней среде, благодаря подвижности нервной системы. Сангвиник – это экстраверт, он общителен, легко сходится с новыми людьми, поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он не отличается постоянством в общении и достаточно часто меняет свои привязанности. Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?"-обычно отвечают: "Со всеми".
Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Сильные стороны:
Информация о работе Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении