Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
1) Определение понятия темперамент и его свойств,
2) Рассмотрение основных теорий темперамента
3) Описание основных типов темперамента
Введение...................................................................................................................3
1 Общая характеристика темперамента................................................................5
1.1Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека....................................................................................................................5
1.2 Характеристика типов темперамента............................................................13
2 Темперамент: управленческий аспект..............................................................22
2.1 Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа..........................................................................................................22
2.2 Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов темперамента.........................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................43
Список используемой литературы.......................................................................44
Рекомендации для продуктивной деятельности:
Руководитель должны делать основной на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно можно перешагнуть порог очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, так и будет бросать очередное задание, как только оно потребует от него непривычных усилий. Не позволяйте ему пропускать тренинги и семинары, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько плохо и ненадежно выглядит его работа, если оно выполнено без соблюдения "ненужных, правил, терпеливо объясните как его нужно оформлять. И, конечно, хвалите его, удивляйтесь результатам.
Наиболее подходящие работы:
благодаря своим
Меланхолик: человек со слабым типом нервной системы, неуравновешен, малоподвижный, его отличает высокая эмоциональная чувствительность, при слабом внешнем выражении, часто реакция не соответствует силе раздражения. Слабые стороны:
Сильная сторона:
Рекомендации для продуктивной деятельности:
Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, треннинги, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Ему нужна помощь окружающих включиться в игру,занятие, нужно научиться знакомиться с партнерами, новыми коллегами; порепетировать фразы, с которыми он подойдет к незнакомцам. Нужно так же убедиться, что неудача не делает его хуже остальных. Девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".
Для меланхолика важно
постоянно получать поддержку
близких людей. Нужно его
Ему нужно научиться воспринимать
ошибку как подсказку к будущим
успехам, спокойно разбирать без
отрицательных оценок, в чем была
неудача, и обсуждать с кем-то,
как действовать в следующий
раз. Так же ему нужно поручать
дела, с которыми он наверняка справится
и результат которых сможет оценить
как можно больше окружающих. Это
поможет ему набраться
Общение. Такие люди чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно прийти в новый коллектив, участвовать в общих делах и развлечениях. Окружающим, в том числе и руководителю, нужно постараться стать для него тем самым человеком, которому он может довериться, не разглашать его тайн, не критиковать слишком сильно, философствовать вместе с ним, обсуждать ситуации, которые вы наблюдали, демонстрировать, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем "мире".
Если меланхолик чувствует
себя уютно в коллективе, он
может играть роль мозгового
центра, эдакого серого кардинала,
и пользоваться уважением за
свою выдумку и
Наиболее подходящие работы: меланхолики это чаще всего люди искусства: писатели, поэты, художники, музыканты.
От темперамента зависит отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник – рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову. [12, 6]
Взаимосвязь способа реагирования с темпераментом ярко и образно иллюстрирует А.Ф.Кони : "Для характеристики влияния темперамента на показание, на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно, в виде примера, представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно. Сангвиник, волнуясь, скажет: "Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей; эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнует и тревожит". Меланхолик скажет: "При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе". Холерик, негодуя, скажет: "Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего? И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить!" А флегматик скажет: "Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят: я привстал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!". Так же можно вспомнить книгу Круга "Торопись не спеша": "Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю. "Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезенье! Что же ждать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет", – приговаривал он сквозь слезы. "Чего тут ворчать, вышибем ворота и все дела!" - горячился второй, дубася кулаком в ворота. "Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка", - успокаивал попутчиков третий. "Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем", - взял в свои руки инициативу четвертый".
В зависимости от темперамента изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций: одни склонны к гневу, радости, удивлению (сангвиники); другие – к гневу, отвращению, враждебности (холерики); третьи – к грусти (меланхолики).
Подводя итог можно сделать
вывод, что у каждого темперамента
можно найти как положительные,
так и отрицательные свойства.
Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль
дает возможность проявиться меланхолику,
как человеку впечатлительному с
глубокими переживаниями и
2. Темперамент: управленческий аспект
2.1 Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа
Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результат
Руководитель-холерик: руководители с данным типом темперамента, являются незаменимыми в организациях с авторитарной системой руководства, где необходим постоянный контроль и умение быстро реагировать и принимать решения в сложных ситуациях, поскольку данный тип темпераментах характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Врабатываемость у холерика быстрая, но ритм работы неравномерный.
Такой менеджер или руководитель легко берется за новые дела, правда не всегда доводит их до конца. При выполнении ответственных заданий у него может возникнуть повышенная напряженность и обостриться чувство ответственности. Наиболее продуктивен холерик на цикличных работах, когда максимальное напряжение сил сменяется более спокойным периодом.
Для поведения руководителя-
Холерику противопоказаны монотонные, однообразные виды работы, требующие терпения и усидчивости. Наоборот, работа, требующая самостоятельного поиска или смены обстановки, условий и инструмента, выполняется им более продуктивно. [14, 124]
Руководители с холерическим
темпераментом любит учиться
и всегда стремится к
В общении с подчиненными
руководитель-холерик
Руководитель холерик нередко имеет авторитарный стиль управления с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки.
Информация о работе Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении