Теоретико-методологические основы исследования психологической готовности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблеме психологической готовности к различным видам деятельности уделено много внимания, как в отечественной, так и в зарубежной психологи. Само понимание термина готовность, психологическая готовность претерпело ряд изменений. Так, в психологическом словаре готовность к действию определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий»1. Конкретное состояние готовности к действию определяется сочетанием факторов, характеризующих разные уровни готовности: физическую подготовленность, необходимую нейродинамическую обеспеченность действия, психологические условия. В зависимости от условий выполнения, ведущей может стать одна из этих сторон готовности к деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

4 Гл1.docx

— 68.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования психологической готовности

§1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности в отечественной и зарубежной психологии

 

Проблеме психологической  готовности  к различным видам деятельности уделено много внимания, как в отечественной, так и в зарубежной психологи. Само понимание термина готовность, психологическая готовность претерпело ряд изменений. Так, в психологическом словаре готовность к действию определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека,  обеспечивающее эффективное выполнение  определенных  действий»1. Конкретное  состояние  готовности к действию определяется сочетанием факторов,  характеризующих разные  уровни  готовности: физическую подготовленность,  необходимую нейродинамическую обеспеченность действия,  психологические условия.  В зависимости  от условий  выполнения,  ведущей может стать одна из этих сторон готовности к деятельности.

Вклад в развитие понятия «состояние  психологической  готовности»  как в общетеоретическом, так и в прикладном плане внесли  Виноградова М.И.,   Газаева Г.М.,  Ганюшкин А.Д., Гаспарян В.А., Ильин Е.П., Ефимов В.Е., Козлов Е.Г., Котик М.А., Левитов Н.Д., Ломов Б.Ф., Лурия А.Р., Мазмазян М.А., Нерсесян Л.С.,  Пушкин В.Н., Рудик П.А., Пуни А.Ц. Ухтомский А.А.,  и др.

Начиная с 60-х годов,  эта проблема входит в круг задач, решаемых  и отечественной  военной психологией.  Различные ее аспекты разработаны в работах Варварова В.И., Глоточкина А.Д., Давыдова В.Ф., Дьяченко М.И., Дубяги В.Ф., Илпаева А.Ю., Кандыбовича Л.А., Коробейникова М.П., Корчемного П.А., Кузнецова Л.Н., Лазарева С.В., Минаева Ю.Н.,  Мощенко А.В., Новожилова М.П., Пономаренко Н.А., Столяренко А.М., Сысоева В.В., Съедина С.М.,  Утлика Э.П., Феденко Н.Ф.

Различные авторы по-разному определяют и соотносят категории «психологическая  готовность»,   «мобилизованность»,   «боеготовность», «настроенность», «устойчивость» и т.д.

Так Рубинштейн С.Л. отмечал, что «всякое волевое действие предполагает  в  качестве отправного пункта состояние, которое складывается в результате предшествующей ему более или менее длительной и сложной внутренней работы и которое можно было бы охарактеризовать как состояние готовности,  внутренней  мобилизованности.  Иногда переход человека к действию совершается с внутренней необходимостью естественного процесса, и действие вырывается у него как бурный поток  со  снежных  вершин; иногда же,  несмотря на то, что определенное решение уже принято, нужно еще как-то собраться,  чтобы от решения перейти к  исполнению»2. 

Подчеркивается, что готовность это состояние, характеризующееся динамической концентрацией  внутренних сил человека, позволяющее ему целесообразно регулировать свою деятельность.  В то же время указывается,  что реализация в действиях может происходить по-разному. В одних случаях требуется волевое усилие, а в других – действие является естественным ответом психики человека на внешние раздражители.

Филатова-Шуева М.М. указывает,  что «психологическая  готовность есть активное состояние личности, результат регуляции целесообразного поведения   и   предугадывания   назревающего   события»3. Однако ею не  рассматривается  психологическая  готовность к экстремальным ситуациям,  функционирование психики в непредвиденных обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни.

 Ухтомский А.А.,  изучая состояние готовности к деятельности, назвал его «оперативным покоем»4.  По его мнению, это есть готовность,  которая может устанавливаться на различных  уровнях. Механизм данного состояния опирается на подвижность «нервных приборов»,  которые обеспечивают переход от «оперативного  покоя»  к срочному действию.  Используя термины «оперативного покоя»,  «потенциальной доминанты» и др., рассматривал готовность на физиологическом уровне, понимая при этом, мозг как орган предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды.

Левитов Н.Д. выделяет  длительную готовность и временное состояние готовности5.  Первая понимается в качестве определяющей уровень профессиональной пригодности,  а вторая - как  предстартовое состояние к деятельности.  Здесь фиксируется потенциальное различие общих и ситуационных  характеристик  психологических систем, но предполагается, кроме того существование и некоего индивидуального,  личностного барьера профессионально-психологической готовности. 

Автор отличает три вида предстартового состояния готовности - обычное,  повышенное и пониженное.  Так, обычная готовность как правило,  бывает у людей, начинающих привычную работу,  к которой временно не предъявляется  повышенных  требований.

Повышенная готовность вызывается новизной и творческим характером работы,  особым стимулированием,  хорошим физическим  состоянием.

Пониженная готовность может вызываться сильной или неконтролируемой эмоциональностью личности и проявляется в отвлеченном  внимании и т.д.

Левитов Н.Д. классифицирует психологические состояния по аналогии с разделением психологических процессов.  Он различает состояния в зависимости от того,  какие психологические функции преобладают  - познавательные,  волевые или эмоциональные.  Заслугой Левитова Н.Д.  является определение им психологической готовности к  деятельности как  состояния,  которое может быть длительным или кратковременным («предстартовое состояние»),  а также указание на зависимость этих состояний от индивидуальных особенностей личности и  типа высшей нервной деятельности человека,  а также  от  тех условий, в которых протекает деятельность человека.

Гагаева Г.М. связывает состояние психологической  готовности  к  соревновании с эмоциональным состоянием и характеризующимся оптимальным уровнем работоспособности афферентных  и  эфферентных систем6.

Проблема психологической готовности нашла достаточно широкое отражение в  работах   военных   психологов.   Так,   Феденко Н.Ф., анализируя  различные  виды  психических состояний военнослужащих, пришел к пониманию психологической готовности как целостного  состояния,  взаимосвязанного  и  взаимообусловленного всеми психическими процессами личности7. 

Пушкин В.В. и  Нерсесян  Л.С. понимают готовность к экстренному действию как «бдительность», определяя необходимость наличия у субъекта образа структуры действия выражающегося в:

- определенном функциональном  и психическом состоянии, обеспечивающем  быстроту реализации трудового действия,

- постоянную направленность сознания  на выполнение необходимых действий8.

Дьяченко М.И., рассматривая боевую деятельность, отмечает,  что «поведение воина в новой ситуации предполагает приспособление, известную перестройку уравновешивание организма в соответствии  с изменившимися условиями»,  и далее «важным условием быстрого,  мгновенного перехода от  мирной  обстановки  к  боевым действиям  является высокая морально-психологическая готовность к войне...»9. По мнению Дьяченко М.И., психологическая готовность «это избирательная,  прогнозирующая  активность  на стадии подготовки, настраивающая организм, личность на будущую деятельность ... есть результат  деятельности  и,  как таковая включается в общий поток ... действий, ... активно-действенное состояние личности, отражающей содержание стоящей задачи и условие предстоящего ее выполнения»10. Автор приходит к выводу о том, что возникновение психологической  готовности  определяется  пониманием  предстоящей задачи, осознанием ответственности,  и выделяет  длительную и  ситуативную готовность. Важным  моментом,  на  наш взгляд,  является выделение автором  социально-психологических аспектов этого состояния,  а также необходимость его системно-генетического, динамического анализа.

Столяренко А.М. исследовал зависимость боевого состояния от состояния готовности решать задачу в данный момент. По его мнению, состояние готовности имеет ряд уровней: боевое состояние, состояние повышенной,  обычной (средней) и пониженной готовности11. Автором различаются виды состояния готовности: готовность к решению конкретных боевых задач и повседневная готовность.

Интересным является подход Варварова В.И., который определил следующие компоненты психологической готовности:

1) отражательный - высокое профессиональное развитие познавательных... и устойчивых качеств личности, которое обеспечивает устойчивое реагирование воина  на  все  воздействия  окружающей  среды с учетом предстоящей деятельности.

2) побудительный (центральный) - система мотивов с их взаимозависимостью и соподчинением.

3) исполнительный - прочные и высокоразвитые умственные и  сенсорные способности.

4) регулирующий - волевые качества личности,  эмоционально-волевая устойчивость,  способность произвольно снижать отрицательное  влияние вредных факторов, управлять своим поведением в состоянии напряженности12.

Автор отмечал,  что «состояние готовности обеспечивает переход к выполнению новой задачи,  либо к выполнению задачи в  изменившихся условиях»13.  Отсюда видно,  что сформированная готовность позволяет адекватно реагировать  на  изменение  внешних  условий, обеспечивая взаимосвязь внутреннего состояния индивида с внешними целями деятельности. Более того, утверждается потенциально «многоцелевой»  характер этого состояния и необходимость его рассмотрения как «системы многих готовностей».

Сысоев В.В.,  исследуя готовность воина-десантника к выполнению прыжка с парашютом,  определял  ее  как «сложное психическое состояние,  возникающее на основании предвидения ...  ситуации и характеризующееся настроенностью  и  мобилизованностью  психики  на преодоление возникающих трудностей и препятствий,  на достижение определенного  результата»14.  Важно, что явным образом отмечено, сущностное свойство состояния психологической готовности быть фактически «готовностью  к преодолению», а не готовностью к запуску автоматизированной программы «полевого» поведения. 

Корчемный П.А.,  исследуя пути психологической подготовки летного состава к активным боевым  действиям,  рассмотрел структуру  и содержание психологической готовности как системного качества.  Автором было отмечено,  что психологическая готовность является сложным состоянием,  в котором проявляются как психические процессы,  так и качества, свойства личности в целом. В то же время  автором  указывается,  что  «в наибольшей степени в ней активизированы и оптимизированы  те  возможности психики, которые обеспечивают выполнение операций, действий, как в начале войны,  так и в ходе ее ведения»15.  Здесь  важным,  на  наш взгляд, является указание на состояние психологической готовности не только как на предвосхищающее состояние перед каким-либо действием, но и на проявление готовности в ходе выполнения какого-либо действия.

В данном случае,  несомненно,  имеет место готовность не как некое ограниченное по времени явление, а как состояние, проявляющееся перед началом, при выполнении и при завершении боевой задачи. Причем, как указывает автор, «состояние готовности к реакции, к какому-либо акту,  длящемуся мгновение...  связано только с активностью каких-то отдельных психических процессов; проявление же готовности к деятельности в течение часов и суток,  а порою и  по несколько лет (поведение,  ратный труд, боевая деятельность) требует более широкой и глубокой активизации психики». Следовательно,  речь здесь идет о том, что глубина воздействия для активизации психики на различное время может быть также различной.

Также автор указывает на недостаточную разработанность механизмов  преобразований  в  психике для сохранения психологической готовности к повторным действиям,  к ведению боевых  действий  на протяжении длительного  времени.  Отмечается  место  устойчивости психики как формы проявления состояния психологической  готовности.

Кузнецов Л.Н.,  раскрывая  сущность  готовности  офицера-оператора к боевой деятельности в процессе боевого  дежурства, рассматривает готовность как «мотивационно-волевое состояние личности,  обеспечивающее актуализацию профессиональной подготовленности в процессе перехода к новой цели деятельности, что отражает психическую регуляцию при переходе от обычного состояния к состоянию интенсивного  функционирования  всех психических процессов»16.

Мощенко А.В.,  рассматривая данную  проблему,  отмечает, что в случае, когда «психологическая готовность продолжается длительное время (учебная,  служебная, общественная, трудовая, спортивная  деятельность) требует широкой и глубокой активизации психики».  И далее - «в данном случае речь идет о единстве временной (ситуативной) и длительной (устойчивой) психологической готовности суворовцев»17. Такая точка зрения отражает взгляд автора на состояние  психологической готовности как на  комплексное состояние и является  некоторым  развитием  предыдущей  позиции.  По   мнению Мощенко А.В., для становления психологической готовности характерна тенденция перехода от узкой временной сферы действия готовности  к более широкой,  понимая под этим расширение входящего в готовность реального психологического содержания.

Захарик С.В., рассматривая психологическую устойчивость как важнейшую профессиональную характеристику  личности,  многоуровневый и системный объект профессиональной подготовки в динамике протекания и целостного взаимодействия компонентов, выделяет в понятии  психологической  готовности  внутреннюю настроенность на самоотверженное поведение,  мобилизованность всех сил на активные и  целесообразные действия.  В то же время автор определяет,  что для обозначения психологического компонента сохранности эффективности  деятельности в экстремальных условиях воинской службы термин «психологическая устойчивость» полнее отражает проблему.  Однако  недостаточно выделяется взаимосвязь между понятиями «психологической готовности» и «психологической устойчивости», проявление  устойчивости не рассматривается как качественная сторона готовности, хотя в исследовании и указывается, что на стадии выполнения действия может идти речь о готовности к устойчивости18.

Дубяга В.Ф. психологическую  готовность  воинов  оперативных частей ВВ МВД РФ к СБД по ООП видит как «системное состояние психологических ресурсов личности (отдельных психических процессов, свойств, состояний, образований), обеспечивающих регуляцию деятельности перед началом выполнения служебно-боевых задач, в ходе их выполнения и после их завершения». Особенностями психологической готовности, по мнению автора, являются временные, динамические и  ресурсно-продуктивные характеристики служебно-боевой активности военнослужащего, а также особенности осознания им ситуативного состояния мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных и операционально-исполнительных компонентов психологической структуры индивидуальной СБД19.

Информация о работе Теоретико-методологические основы исследования психологической готовности