Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 13:24, курсовая работа
Проблеме психологической готовности к различным видам деятельности уделено много внимания, как в отечественной, так и в зарубежной психологи. Само понимание термина готовность, психологическая готовность претерпело ряд изменений. Так, в психологическом словаре готовность к действию определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий»1. Конкретное состояние готовности к действию определяется сочетанием факторов, характеризующих разные уровни готовности: физическую подготовленность, необходимую нейродинамическую обеспеченность действия, психологические условия. В зависимости от условий выполнения, ведущей может стать одна из этих сторон готовности к деятельности.
Лазарева С.В. в соей работе о развитие психологической готовности молодых авиаинженеров к военно-профессиональной деятельности писал, что психологическая готовность молодых авиаинженеров в военно-профессиональной деятельности – это интегративное образование личности авиаинженера, представляющее собой выраженное положительное отношение (настрой) к эффективной подготовке авиатехники, наличие необходимых навыков и умений, а также черт характера, адекватных требованиям деятельности Ее уровень опосредован характером взаимосвязей внутренних (личностных) детерминант и внешних условий20.
Различные аспекты психологической готовности продолжают рассматриваться и в наше время, прежде всего в тех отраслях психологических знаний, которые изучают деятельность человека в особых и экстремальных условиях.
Таким образом, подводя итог обзору выполненных работ, необходимо отметить, что авторы вкладывают в понятие «состояние психологической готовности» различное содержание.
Так, готовность к трудовой деятельности, рассматривается как динамика врабатываемости человека. Готовность спортсмена к старту - как мобилизационная уверенность в своих силах, стремление проявить себя и добиться победы, оптимальное эмоциональное возбуждение, высокая помехоустойчивость и способность управлять своим поведением в спортивной борьбе. Под готовностью оператора понимается состояние ожидания экстренных действий на сигнал, время поступления которого не определено. Готовность летчика предполагает сформированность образа будущего полета.
Содержание понятия «психологическая готовность» определяется во многом сходными теоретическими представлениями, связанными с доминированием деятельностного подхода в отечественной психологии.
В функционально-системном отношении
психологическая готовность определяет,
прежде всего, целевые, временные, ресурсные,
операционально-
В целях дальнейшего исследования выделим, что психологическая готовность рассматривается как состояние, предшествующее определенной деятельности; это состояние, в котором концентрируются возможности человека, достигающие высшей степени; оно проявляется перед, при выполнении и при завершении боевой задачи; состояние психологической готовности имеет различные уровни и компонентную структуру; проявление психологической готовности зависит от особенностей личности и условий деятельности. Состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, познавательных, операциональных сторон, процессов, свойств, образований, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами.
В выполненных исследованиях, на наш взгляд, не отражены особенности формирования психологической готовности курсантов вузов к будущей профессиональной деятельности.
§ 2. Теоретический анализ психологической готовности курсантов вузов к будущей профессиональной деятельности
Для анализа психологической готовности курсантов вузов к будущей профессиональной деятельности необходимо рассмотреть ее соотношение с понятиями ситуативной готовности, длительной готовности, эмоционально-волевой устойчивости и установки, а также ее место в структуре личности и деятельности.
В исследованиях психологов рассматривается два вида психологической готовности: состояние психической готовности, или ситуативная готовность, и психологическая подготовленность, или длительная готовность.
Несмотря на различия в конкретном толковании понятия психологической готовности, большинство авторов придерживаются мнения, что это особое психическое явление. Психологическая готовность трактуется, прежде всего, как целостное проявление личности, ее психических процессов и состояний с одной стороны, а также психических образований и свойств личности с другой стороны.
Психические познавательные процессы, которые обеспечивают быстрое и прочное овладение знаниями, навыками и умениями, целесообразно рассматривать как специфические особенности психологической готовности курсантов.
Психические состояния составляют важнейшую область внутреннего мира курсантов, и характеризуют их деятельность в целом в данный период времени. Однако вне психических процессов нет и не может быть психических состояний.
Состояние психической готовности курсантов к какому-либо действию, длящемуся непродолжительное время встречается редко и связано с новыми ситуациями учебной деятельности. Такие ситуации деятельности требуют актуализации ситуативной готовности курсантов.
Многие психологи считают, что готовность к тому или иному виду деятельности характеризуется, прежде всего, психическим состоянием личности. Барабанщиков А.В., Белоусов Н.А., Сысоев В.В. рассматривают психологическую готовность как сложное психическое состояние, возникающее на основе предвидения ситуации предстоящего действия и характеризующееся настроенностью и мобилизованностью его психики на преодоление возникающих трудностей и препятствий, на достижение определенного результата21.
Обычная готовность часто бывает у курсантов перед учебной деятельностью, к которой они привыкли и к которой в данное время не предъявляется повышенных требований. Состояние повышенной готовности вызывается у курсантов новизной и творческим характером работы, особым стимулированием, хорошим самочувствием. Пониженная готовность может вызываться сильной и неконтролируемой эмотивностью личности курсантов и проявляться в отвлечении внимания, несобранности, ошибочных действиях.
По мнению Столяренко А.М., психологические слагаемые внутренней боевой готовности по форме проявления делятся на две подструктуры:
В целом, положительными сторонами состояния психической готовности или ситуативной психологической готовности являются: сочетание динамизма и пластичности, легкость актуализации и включения в ведущую деятельность.
Однако, состояние психической готовности характерно в основном для спортсменов, летчиков, операторов и других специальностей с резкими изменениями ситуаций в процессе профессиональной деятельности. Следовательно, в отношении психологической готовности курсантов нельзя эквивалентно применять понятие ситуативной готовности или состояния психической готовности.
Помимо готовности как психического состояния, существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности курсанта. Ее называют по-разному: подготовленностью, длительной или устойчивой готовностью. Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность – существенная предпосылка успешности обучения курсантов.
Психические свойства личности курсантов способствуют надежным и стабильным результатам в обучении. Важнейшими свойствами личности, определяющими особенности психологической готовности курсанта, являются его мотивационные установки, уровень интереса к учебной деятельности, характерологические особенности личности (настойчивость, твердость характера, волевые черты), темперамент. Психологическая подготовленность или длительная готовность курсантов включает знания, навыки, умения, качества, установки, отношения и устойчивые мотивы деятельности.
Положительными сторонами длительной психологической готовности курсантов являются: соответствие содержания условиям учебной деятельности, относительная устойчивость, действенность влияния на процесс становления и развития личности.
Для уточнения сущности психологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности важное значение имеет ее соотношение с понятием эмоциональной и волевой устойчивости.
В ходе повседневной деятельности у курсантов вырабатывается эмоциональная и волевая устойчивость – способность противостоять различным трудностям, проявлять психологическую выносливость и стойкость, волевыми усилиями преодолевать отрицательные чувства и психические состояния.
Эмоциональная и волевая устойчивость позволяет курсанту управлять своим поведением, сохранять хладнокровие и стойкость, целесообразность поступков и эффективность действий в опасной ситуации. Для формирования эмоциональной и волевой устойчивости нужны специальные упражнения по действиям в трудных ситуациях. Систематические тренировки в таких условиях приводят к эмоциональной адаптации.
Однако, трудные ситуации учебной деятельности предъявляют высокие требования не только к эмоциональной и волевой, но и к мотивационной и познавательной сфере психики. Понятие эмоциональной и волевой устойчивости не учитывает отрицательного влияния опасной ситуации на мотивы ответственности и долга, способствующие возникновению волевого состояния уверенности или неуверенности при отсутствии этих мотивов. Кроме того, трудная ситуация оказывает отрицательное влияние на мотивы конкретной деятельности, способствует возникновению волевого состояния решительности или нерешительности при отсутствии этих мотивов.
Опираясь на исследования Кузнецова Л.Н. в которых защищено понимание сущности состояния психологической готовности как мотивационно-волевого состояния личности, обеспечивающего реализацию профессиональной подготовленности в процессе перехода к новому ведущему виду деятельности23. Следовательно, понятие психологической готовности более широкое и включает основные элементы эмоциональной и волевой устойчивости.
Психологическая готовность курсантов к будущей профессиональной деятельности проявляется и формируется в процессе учебной деятельности курсантов. В связи с тем, что в мотивационной сфере выделяются мотивы, побуждающие к деятельности, а также сопутствующие и способствующие деятельности, очевидно, правомерно говорить о преддеятельностной и деятельностной мотивации, на границе между которыми и находится психологическая готовность.
Основными компонентами структуры деятельности курсантов являются: потребности, мотивы, цели и способы ее осуществления. Мотив – это побуждение курсанта к деятельности, цель – представляемый результат деятельности, способы – это операции и приемы, с помощью которых достигается цель.
Многообразны мотивы деятельности курсантов: мотивы, определяемые особенностями самой личности, ее потребностями и идеалами, общим отношением к офицерам, преподавателям, товарищам, к труду; мотивы, порождаемые характером обстановки, ее сложностью, динамичностью; мотивы, возникающие под влиянием требований других людей, понимания общественной значимости совместных согласованных действий.
Цели учебной деятельности курсантов реализуются в определенных внешних условиях. Для достижения дальних целей учебной деятельности курсантам необходимо соотнести их с конкретной обстановкой и средствами, определить и реализовать ближние цели.
Возникновение психологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Далее идет выработка плана, модели, схемы предстоящих действий. Затем курсант приступает к воплощению появившейся психологической готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход и промежуточные результаты со стоящей целью, вносит коррективы. Причем анализ ситуации, определение замысла, принятие решения, проявление эмоций, изменение готовности определяются, прежде всего, доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности.
Психологическая готовность курсантов к будущей профессиональной деятельности рассматривается нами как единство ситуативной и длительной готовности. Готовность к будущей профессиональной деятельности рассматривается как наличие у курсантов личностных качеств, теоретических знаний, практических навыков и умений, позволяющих успешно выполнять стоящие задачи с наименьшими психологическими нагрузками.
В то же время психологическая подготовленность курсантов к будущей профессиональной деятельности еще не означает готовность в определенный момент совершить эти действия, тем более результативно и с наименьшими психологическим напряжением. Психологическая готовность курсантов к будущей профессиональной деятельности продолжается длительное время (учебная, служебная, общественная, трудовая, спортивная деятельность), требует широкой и глубокой активизации психики. Многое зависит от внутренней собранности курсантов, их волевой настроенности, способности в данный момент выполнить необходимый вид деятельности и добиться желаемых результатов. В данном случае речь идет о единстве ситуативной и длительной психологической готовности курсантов.
Следовательно, на основании теоретического анализа научных работ по данной проблеме, можно уточнить сущность психологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности как целостное проявление личности, обеспечивающее переход от условий обучения к будущей профессиональной деятельности с наименьшими психологическими нагрузками.
Исследователи по-разному определяют структуру психологической готовности. Наиболее разработанными являются взгляды Дьяченко М.И. и Кандыбовича Л.А.24. Мы приняли за основу, предложенную ими, структуру ситуативной психологической готовности, которая включает компоненты: мотивационный (потребность успешно выполнить задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); познавательный (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки); эмоциональный (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); волевой (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).
Информация о работе Теоретико-методологические основы исследования психологической готовности