Теоретико-методологические основы исследования психологической готовности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблеме психологической готовности к различным видам деятельности уделено много внимания, как в отечественной, так и в зарубежной психологи. Само понимание термина готовность, психологическая готовность претерпело ряд изменений. Так, в психологическом словаре готовность к действию определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий»1. Конкретное состояние готовности к действию определяется сочетанием факторов, характеризующих разные уровни готовности: физическую подготовленность, необходимую нейродинамическую обеспеченность действия, психологические условия. В зависимости от условий выполнения, ведущей может стать одна из этих сторон готовности к деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

4 Гл1.docx

— 68.59 Кб (Скачать файл)

2. Сущностью психологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности является целостное проявления личности, обеспечивающее переход от условий обучения в ВВУЗе к будущей профессиональной деятельности с наименьшими психологическими нагрузками, а также ее структуру как единство ситуативной готовности, которая включает мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой компоненты, а также длительной готовности, включающей военно-профессиональную направленность личности, адекватные требованиям профессии офицера и военного психолога черты характера и способности, необходимые знания, навыки и умения.

3. Критериями и показателями состояния психологической готовности курсантов вузов к будущей профессиональной деятельности являются:

  • Осознание курсантами социального и личностного смысла продолжения службы на должностях военного психолога:

- стремление  принять участие в действиях, субъективный контроль;

- сознание долга и ответственности;

- желание и целеустремленность;

- высказываемые суждения  и убежденность;

- направленность и настроенность  на выполнение служебно-боевых  действий;

- нацеленность (достижение  успеха – избежание неудачи).

  • Уровень развития познавательной сферы:

- понимание будущих должностных  обязанностей,

- осознание предстоящих  служебно-боевых задач, оценка их  значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса),

- представление вероятных  изменений обстановки и т. д.

  • Ситуативная эмоциональная устойчивость:

- готовность психики курсанта  к функционированию в процессе  будущей профессиональной деятельности, 

- проявление им  профессионально-важных  качеств на стадии исполнения служебных действий, 

- регулируемость курсантом  своего состояния в  условиях  воздействия травмирующих факторов, трудных ситуаций.

  • Устойчивость и адаптивная регулируемость действий:

- способность курсанта  управлять собой, мобилизовывать  свои силы на выполнение различных задач,

- умение сосредоточиться  на задаче, отвлекаться от мешающих  воздействий,

- умение преодолевать  сомнения, тревогу, боязнь.

В зависимости от индивидуально-психологических особенностей, опыта курсанта,  его психической устойчивости,  могут возникать различные качественные степени психологической готовности: высокая, средняя и низкая.

 

 

 

 

1 Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. Изд.  2-е,  перераб. и доп. – М.:Педагогика-Пресс, 1996.

2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.,1946.

3 Филатова-Шуева М.М. Готовность к экстремальным действиям (бдительность) в трудовой деятельности операторов: Автореф.дис. ...канд. психол.наук. -М.,1969. С.27.

4 Ухтомский А.А.  физиологический покой и лабильность как биологические факторы. Собр. соч.т.2.-Изд-во ЛГУ,1951.

5 Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. -М.: Просвещение, 1964.

6 Гагаева Г.М. Психологическая подготовка спортсменов-футболистов к предстоящему соревнованию // Проблемы психологии спорта. -М.,1962. Вып.2.

7 Феденко  Н.Ф.  Морально-психологическая  подготовка советских   воинов    в    современных    условиях // Труды    академии. -М.: ВПА,1968. Вып.60. С.189-220.

8 Нерсесян Л., Пушкин В. Психологическая структура готовности  оператора  к  экстренному  действию  //  Вопросы  психологии. 1969. N 5. С.60-68.

9 Дьяченко  М.И.  Формирование  психологической готовности воинов к выполнению учебно-боевых задач // Коммунист  Вооруженных Сил. 1973. N 6. С.34-39.

10 См.: Там же.

11 Столяренко А.М. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ. -М.,1973. С.34-46.

12 Варваров  В.И.  Психология  личности   советского   воина. -М.: ВПА, 1974.

13 См.: Там же.

14 Сысоев В.В. Психологическая готовность к десантированию и ее   формирование у воинов-десантников // Сб.науч.статей. -М.:ВПА,1978. N 8.

15 Корчемный П.А.  Психологическая подготовка  летчиков  и летных  экипажей  к выполнению боевых задач // Пути повышения эффективности морально-политической  и  психологической  подготовки личного состава в подразделении части. -М.,1989. С.57-63.

16 Кузнецов Л.Н. Формирование состояния психической готовности  к  боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства: Дис. ...канд. психол.наук. -М.,1989.

17 Мощенко А.В. Формирование психической готовности  суворовцев к обучению в ВУЗах Вооруженных Сил: Дис. ...канд. психол.наук. -М.,1993.

 

18 Захарик С.В.  Формирование психологической устойчивости у  воинов-десантников  к  влиянию  факторов современного боя: Дис. ... канд.психол.наук. -М., 1993.

19 Дубяга В.Ф. Формирование психологической  готовности  воина  оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Дис. ... канд.психол.наук. -М., 1993.

20 Лазарев С.В.: Развитие психологической готовности молодых авиаинженеров к военно-профессиональной деятельности: Дис. ... канд.психол.наук. -М., 2000.

21 Барабанщиков А.В., Белоусов Н.А., Сысоев В.В. Готовность к прыжку с парашютом.      -М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1982. С.30.

22 Столяренко А.М. Психология бдительности и боевой готовности. -М.: МО СССР, 1975. С.32.

23 Кузнецов Л.Н. Формирование состояния психической готовности  к  боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства: Дис. ...канд. психол.наук. -М.,1989.

24 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности 
   к деятельности. -Минск: Университетское, 1976. С.51.

25 Дьяченко М.И.,  Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: Изд-во БГУ,1976.

26 Сысоев В.В. Психологическая готовность к десантированию и ее   формирование у воинов-десантников // Сб.науч.статей. -М.: ВПА,1978. №8.

27 Корчемный П.А.  Психологическая подготовка  летчиков  и летных  экипажей  к выполнению боевых задач // Пути повышения эффективности морально-политической  и  психологической  подготовки личного состава в подразделении части. -М., 1989. С.57-63.

28 Дубяга В.Ф. Формирование психологической  готовности  воина  оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Дис. ... канд.психол.наук. -М., 1993.


Информация о работе Теоретико-методологические основы исследования психологической готовности