Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 13:24, курсовая работа
Проблеме психологической готовности к различным видам деятельности уделено много внимания, как в отечественной, так и в зарубежной психологи. Само понимание термина готовность, психологическая готовность претерпело ряд изменений. Так, в психологическом словаре готовность к действию определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий»1. Конкретное состояние готовности к действию определяется сочетанием факторов, характеризующих разные уровни готовности: физическую подготовленность, необходимую нейродинамическую обеспеченность действия, психологические условия. В зависимости от условий выполнения, ведущей может стать одна из этих сторон готовности к деятельности.
Длительная психологическая готовность, по мнению Дьяченко М.И. и Кандыбовича Л.А., представляет собой структуру, в которую входят: положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии; адекватные требованиям деятельности, профессии черты характера, способности, темперамент, мотивация; необходимые знания, навыки, умения; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов.
Следовательно, проведенный теоретический анализ позволяет уточнить структуру психологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности как единство ситуативной и длительной готовности, между компонентами которой существуют устойчивые зависимости.
Ситуативная психологическая готовность курсантов характеризуется следующими компонентами: мотивационным (побуждающим к действиям); познавательным (позволяющим понимать окружающее); эмоциональным (связанным с переживаниями отношения к происходящему); волевым (обеспечивающим преодоление трудностей).
Компонентами длительной психологической готовности курсантов являются: военно-профессиональная направленность личности, адекватные требованиям профессии офицера черты характера и способности, необходимые знания, навыки и умения. Особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов по результатам диссертационных исследований были включены в структуру временной психологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет уточнить сущность психологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности как целостное проявления личности, обеспечивающее переход от условий обучения в ВВУЗе к будущей профессиональной деятельности с наименьшими психологическими нагрузками, а также ее структуру как единство ситуативной готовности, которая включает мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой компоненты, а также длительной готовности, включающей военно-профессиональную направленность личности, адекватные требованиям профессии офицера и военного психолога черты характера и способности, необходимые знания, навыки и умения.
§3. Критерии и показатели психологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности
В практической деятельности командирам и органам по работе с личным составом важно иметь такие индикаторы, которые позволяют спрогнозировать успешность деятельности их подчиненных в различных видах деятельности. Такие индикаторы должны быть чувствительны к явлениям психической жизни курсанта в процессе подготовки и выполнения различных видов деятельности, а так же к готовности курсанта к последующим действиям.
В научной литературе и проведенных исследованиях сделаны попытки определить критерии и показатели психологической готовности в различных видах боевой деятельности.
Как отмечал Дьяченко М.И., применение различных методов изучения и оценки состояния психологической готовности основывается на установлении объективных и субъективных показателей психологической готовности к деятельности, что «выбор показателей и методов выявления готовности зависит от содержания деятельности и конкретной задачи, которую предстоит решить»25.
Так, выявляя степень готовности к выполнению задач, по его мнению, можно использовать следующие критерии: точность выполняемых действий; внешние проявления чувств, способностей, мотивов поведения в различных условиях жизнедеятельности; субъективное отношение к происходящему; умение управлять собой; быстрота реакций.
Сысоев В.В. приходит к выводу о том, что при выявлении психологической готовности необходимо руководствоваться следующими правилами: а) для обеспечения достоверности требуется система внешних и внутренних показателей; б) оценку количественной и качественной стороны изучаемого явления, его сущности производят с помощью критерия, который показывает степень соответствия показателя требованиям, предъявляемым к уровню готовности; в) каждый показатель готовности, признак выявлять не одним, а целой системой объективных и субъективных методов26.
Автор предлагает следующую классификацию показателей психологической готовности: внешние – характеризующие процесс деятельности курсанта в моделированных условиях боя; результаты деятельности в условиях, приближенных к реальным; сам характер общения с другими курсантами в учебно-боевой ситуации; поведение курсанта в ходе преодоления трудностей учебного боя; речевые акты; внутренние – мотивы и установки, отражающие необходимость и возможность преодолевать трудности боевых ситуаций и выполнять поставленную задачу; взгляды и убеждения в своей возможности преодолевать трудности и качественно выполнять задачи; особенности познавательной сферы; особенности эмоционально-волевой сферы.
В исследовании П.А.Корчемного, при обосновании критериев и показателей психологической готовности летного состава выделяются: устойчивая положительная установка на выполнение летного задания; высокая эмоционально-волевая устойчивость; умение контролировать, сдерживать, управлять своими мыслями и чувствами; безошибочность действий или выполнение их с ошибками, не влияющими на безопасность полета и исход боевого вылета; быстрая и правильная оценка боевой обстановки; решительность при принятии и реализации решения; типичные для летного состава физиологические реакции или незначительные отклонения от них; полная или неполная уверенность в безотказности техники, в своих силах и возможностях27.
Основываясь на анализе данных полученных в ходе изучения материалов различных исследований, нами были определены критерии психологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности.
Осознание курсантами социального и личностного смысла продолжения службы на должностях военного психолога является одним из наиболее важных критериев, отражающим содержательные особенности стремления курсанта выполнять свои служебные обязанности, показывает сформированность и характеристики мотивационной сферы в состоянии психологической готовности курсанта. Направленность на выполнение своих служебных обязанностей оказывает влияние на все компоненты. От нее в решающей степени зависит эффективность деятельности курсанта, его нацеленность на успешное и эффективное выполнение учебной деятельности.
Выделяются несколько ведущих групп мотивов:
а) мотивы, направленные успешность в учебной деятельности;
б) интерес к учёбе;
в) стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны.
Кроме того, очевидна необходимость выделения специальной ситуативной мотивации. Здесь возможна фиксация мотивов, которые побуждают и регулируют деятельность курсантов в рамках конкретных занятий, при выполнении учебных задач. При этом возможно действие мотивов различного плана.
В одной ситуации могут действовать мотивы достижения личного успеха, в другом – стремление избежать снижения авторитета среди своих товарищей. Особо могут быть выделены ситуации, когда в сознании курсантов сталкиваются разнонаправленные мотивы, которые могут ослаблять готовность к эффективным действиям.
Таким образом, данный критерий отражает состояние ценностно-смысловой сферы личности военнослужащего, сложившуюся иерархию служебных мотивов, их содержание и проявление в конкретной ситуации.
Уровень развития познавательной сферы – критерий, который определяет понимание будущих должностных обязанностей, предстоящих служебно-боевых задач, оценка их значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.
Ситуативная эмоциональная устойчивость является критерием, который определяет готовность психики курсанта к функционированию в процессе будущей профессиональной деятельности, проявление им профессионально-важных качеств на стадии исполнения служебных действий, а также регулируемость курсантом своего состояния в условиях воздействия травмирующих факторов.
Данный критерий тесно связан с показателями личностной и ситуативной тревоги, которые, в конечном счете, отражают особенности готовности курсанта к действиям в ожидаемых трудных ситуациях его будущей профессиональной деятельности.
Устойчивость и адаптивная регулируемость действий – критерий, который показывает, насколько курсант способен управлять собой, мобилизовывать свои силы на выполнение различных задач, сосредоточиваться на задаче, отвлекаться от мешающих воздействий, преодолевать сомнения, тревогу, боязнь.
Психологическую готовность курсанта к выполнению задач можно определить по таким показателям, как настроенность, мотивация и установка на выполнение задач, уверенность или неуверенность в своей подготовленности, степень волевого контроля за своими мыслями, речью, чувствами и действиями перед началом деятельности и в ходе нее.
В ходе достижения определенных задач показателями могут быть решительность и уверенность, стремление выполнить поставленную задачу, уровень переживаемых при этом состояний, чувств, степень регуляции своих состояний, волевого контроля за своим действиями, нацеленность при выполнении определенных действий.
Одним из наиболее важнейших показателей, на наш взгляд является травматическое воздействие реальных условий деятельности на психику курсанта.
Таким образом, в ходе исследования были выделены следующие показатели, с помощью которых мы подошли к изучению и оценке состояния психологической готовности курсантов вузов к будущей профессиональной деятельности (см.таб. 1.).
Таблица 1
Критерии и показатели состояния психологической готовности курсантов вузов к будущей профессиональной деятельности
Критерии и показатели психологической готовности |
1. Осознание курсантами социального и личностного смысла продолжения службы на должностях военного психолога: - стремление принять участие в действиях, субъективный контроль; - сознание долга и - желание и целеустремленность; - высказываемые суждения и убежденность; - направленность и - нацеленность (достижение успеха – избегание неудач).
2. Уровень развития познавательной сферы: - понимание будущих должностных обязанностей, - осознание предстоящих служебно-боевых задач, оценка их значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), - представление вероятных изменений обстановки и т. д.
3. Ситуативная эмоциональная устойчивость: - готовность психики курсанта к функционированию в процессе будущей профессиональной деятельности, - проявление им профессионально-важных качеств на стадии исполнения служебных действий, - регулируемость курсантом своего состояния в условиях воздействия травмирующих факторов, трудных ситуаций.
4. Уровень социально-психологической адаптации к условиям военной службы: - способность курсанта управлять собой, мобилизовывать свои силы на выполнение различных задач, - умение сосредоточиться на задаче, отвлекаться от мешающих воздействий, - умение преодолевать сомнения, тревогу, боязнь. |
Для состояния высокой психологической готовности характерна наилучшая продуктивность мыслительных процессов, доминирование желания достигнуть успеха, чувство уверенности в своих возможностях. Курсант в таком состоянии способен испытывать внутренний подъем, прилив энергии, бодрость, способен свободно ориентироваться в обстановке, наиболее целесообразно применять свои знания, реализовывать свои навыки и умения на практике, осуществлять непрерывный контроль за своим психическим состоянием.
В зависимости от индивидуально-психологических особенностей, опыта курсанта, его психической устойчивости, могут возникать различные качественные степени психологической готовности. Проведенные исследования позволили выделить следующие степени состояния психологической готовности курсанта оперативных частей: высокая, средняя и низкая28.
Средняя степень готовности характеризуется некоторой психической напряженностью, неустойчивым желанием выполнить ту или иную деятельность, наличием навязчивых мыслей, рисующих мрачные картины и трудные ситуации. Внимание концентрируется на наиболее ответственных моментах деятельности, а также на элементах, от которых в первую очередь зависит безопасность. В таком состоянии курсант несколько скован, однако способен действовать в различных ситуациях учебной деятельности лишь по распоряжению и проявлять некоторую растерянность в непредвиденных ситуациях.
Для низкой степени готовности характерна неуверенность в себе и своих товарищах, нежелание выполнять задачи деятельности, полная сосредоточенность на своих переживаниях, подавленность настроения, расстройство координации движений, появление нецелесообразных действий и как результат – пассивность, эмоционально-волевая лабильность.
Выводы по главе.
1. Психологическая готовность рассматривается нами как состояние, предшествующее определенной деятельности; это состояние, в котором концентрируются возможности человека, достигающие высшей степени; оно проявляется перед, при выполнении и при завершении боевой задачи; состояние психологической готовности имеет различные уровни и компонентную структуру; проявление психологической готовности зависит от особенностей личности и условий деятельности. Состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, познавательных, операциональных сторон, процессов, свойств, образований, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами.
Информация о работе Теоретико-методологические основы исследования психологической готовности