Теоретические аспекты изучения личности лиц с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

ЛИЧНОСТЬ - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр. 3-6
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности лиц с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью, деменцией, ЗПР)…………..........стр. 7
1.1 Понятие личность…………………………………………...………..стр. 8-10
1.2 Развитие личности в онтогенезе………………………………….стр. 11-13
1.3 Этиология нарушений интеллекта (умственной отсталости, деменции, ЗПР)……………….........................................................................стр. 14-16
1.4 Клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями интеллекта…………………………………………………………..стр. 17-25
1.5 Особенности личности лиц с нарушениями интеллекта…………стр. 26-34
Заключение…………………………………………………………….стр. 35-37
Список литературы…………………………………………………….стр. 38-39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая у.о. 1.docx

— 72.58 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..стр. 3-6

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности лиц с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью, деменцией, ЗПР)…………..........стр. 7

    1. Понятие личность…………………………………………...………..стр. 8-10
    2. Развитие личности в онтогенезе………………………………….стр. 11-13
    3. Этиология нарушений интеллекта (умственной отсталости, деменции, ЗПР)……………….........................................................................стр. 14-16
    4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями интеллекта…………………………………………………………..стр. 17-25
    5. Особенности личности лиц с нарушениями интеллекта…………стр. 26-34

Заключение…………………………………………………………….стр. 35-37

Список литературы……………………………………………………. стр. 38-39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

ЛИЧНОСТЬ - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

В развитии личности постоянно осуществляется переход родовых, социально-типических качеств личности в ее индивидуальные личностно-смысловые качества. Эти идеи возникли из культурно-исторической теории развития психики Л. С. Выготского, из его представлений о психологических системах как возникающих в ходе онтогенеза новых группировках высших психических функций. Личность с этой точки зрения представляет собой относительно устойчивую психологическую систему интегративного уровня (Выготский Л. С., 1983. Т 5).

Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна  для ряда отечественных психологов: Б.Г. Ананьева; Б.Ф. Ломова; А.В. Петровского; А.Г. Ковалёва; С.Л. Рубинштейна; Е.В. Шорохова; К.Л. Абульханова; В.Н. Мясищева; Д.Н. Узнадзе;  Б.В. Зейгарник; И.М. Палей; Б.С. Братусь.

Также проблемой личности занимались такие психологи как: Бодалёв Л.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф.; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности.

Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Посмотрите на героев сказок, песен, народных былин и сказаний. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая сила, выносливость.

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Церковь (а именно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм, и объявило их греховными. В этих условиях идея сочетания духовной и физической красоты считалось еретической, и совершенно заглохла.

Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки. Они видели идеал разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром.

Актуальность темы курсовой состоит в том, что знания, полученные в процессе изучения личностных особенностей лиц с нарушениями интеллекта, помогут  педагогу в коррекционной работе, психологической и педагогической помощи этим людям.

Цель курсовой работы – изучить особенности лиц с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью, деменцией, ЗПР).

Объект изучения – лица с нарушениями интеллекта.

Предмет изучения – особенности личности лиц с нарушениями интеллекта.

К задачам данной работы относится:

  1. Рассмотреть понятие личность.
  2. Изучить развитие личности в онтогенезе.
  3. Рассмотреть этиологию нарушений интеллекта.
  4. Рассмотреть клинико – психолого – педагогическую характеристику лиц с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью, деменцией, ЗПР).
  5. Выявить особенности личности лиц с нарушениями интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности лиц с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью, деменцией, ЗПР)

1.1 Понятие личность.

В  широком  плане  личность  человека   является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая  основа  личности  охватывает  нервную  систему,  систему желез, процессы обмена  веществ  (голод,  жажда,  половой  импульс) половые различия,  анатомические  особенности,  процессы   созревания   и   развития организма.

Социальное «измерение» личности  обусловливается  влиянием  культуры  и структуры  общностей,  в  которых  человек  был  воспитан  и  в  которых  он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности  являются  социальные роли,  выполняемые  ею  в  различных   общностях   (семье,   школе,   группе ровесников), а также  субъективное  «Я»,  то есть  созданное  под  влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное  «Я»,  то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других  людей о нас самих.

В  современной  психологии  нет  единого  понимания  личности.   Однако большинство  исследователей   считает,   что   личность   есть   прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность  черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

В  основе  личности  лежит  ее  структура  -  связь  и   взаимодействие относительно  устойчивых  компонентов   (сторон)   личности:   способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности  человека  определяют  его  успехи   в   различных   видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий  мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет  его поступки в отношении других людей.

Волевые  качества  характеризуют  стремление  человека   к   достижении поставленных целей. Эмоции и мотивация -  это,  соответственно,  переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Практически   никто   из исследователей не возражает против того, что ведущим  компонентом  структуры личности, ее системообразующим  свойством  (признаком,  качеством)  является направленность —  система  устойчивых  мотивов  (доминирующих  потребностей, интересов,  склонностей,  убеждений,  идеалов,  мировоззрения  и   т.   д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только  на  компоненты структуры личности (например, на нежелательные  черты  темперамента),  и  на психические  состояния  (например,  преодоление  отрицательных   психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации)  и  познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая  мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с  доминирующими  мотивами  имеет  и  иные  формы протекания:  ценностные  ориентации,  привязанности,  симпатии  (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах,  но  и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например,  можно  говорить  о направленности  морально-политической  (либеральной   или   консервативной), профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой  (человек  для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).

Направленность  личности  характеризуется  уровнем  зрелости,  широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается,  а становится. Однако в современной психологии нет единой  теории  формирования и развития личности. Например, биогенетический подход (С. Холл, 3.  Фрейд  и др.) считает основой развития  личности  биологические  процессы  созревания организма, социо-генетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и  др.)  -  структуру общества, способы социализации,  взаимоотношения  с  окружающими  и  т.  д., психогенетический  (Ж.  Пиаже,  Дж.  Келли  и  др.).   -   не   отрицая   ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает  на  первый  план  развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо,  считать,  что  личность не просто результаты биологического  созревания  или  матрица  специфических условий жизни, но субъект активного взаимодействия  со  средой,  в  процессе которого индивид постепенно  приобретает  (или  не  приобретает)  личностные черты.

Развитая личность обладает  развитым  самосознанием.  Субъективно,  для индивида, личность выступает как его Я («образ Я»,  «Я-крнцепция»),  система представлений  о  себе,   обнаруживающая   себя   в   самооценках,   чувстве самоуважения,  уровне  притязаний.  Соотнесение   образа   Я   с   реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить  свое  поведение и осуществлять цели самовоспитания.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости  ее поведения,  в  закономерности  ее  поступков.  Но  следует  учитывать,   что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а  не  заложены  с  рождения (темперамент,  задатки),  личность  менее  устойчива,   что   позволяет   ей адаптироваться  к  различным  жизненным  обстоятельствам,   к   изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных  ориентации и  т.  д.  в  таких  условиях  является положительным  свойством  личности, показателем  ее  развития.  Типичным  примером  этого   является   изменение ценностных ориентации личности  в  современный  период,  в  период  перехода России к рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Развитие личности в  онтогенезе

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн ), который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б. Г. Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т. д. «Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство» (Ананьев Б.Г., 1977, с . 266).

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально - политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является.

В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С.Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л. С.Выготскому, социальная ситуация развития «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» (Выготский Л.С, 1984, с. 258-259).

Информация о работе Теоретические аспекты изучения личности лиц с нарушениями интеллекта