Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 00:47, дипломная работа
Цель: выявление взаимосвязи между особенностями социально – психологического типа личности и психологической готовностью к браку
Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……17
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..24
Выводы по первой главе………………………………………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...29
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…31
Выводы по второй главе………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...44
Список использованной литературы………………………………………
• моральные качества, такие как ответственность, верность, честность, смирение, доброта, человечность и чувство долга перед своей женой (мужем), семьи, детьми;
• осознание необходимости сбалансировать семейные и социальные обязанности.3
Связывая успешность брака с готовностью к нему, и в первую очередь со стилем жизни человека и с его прототипом, Шнейдер Л.Б. считал, что, прежде всего, необходимо иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Он также утверждал, что все способности и наклонности неспособности к любви и браку заложены в прототипе, который формируется впервые годы жизни. Зная качество прототипа, может указывать на трудности, которые возникают в последующей взрослой жизни. Помимо обычных качеств социальной адаптации, отношения любви и брака требуют от партнера исключительного чувства симпатии, способность идентифицировать с другим человеком и сопереживать с ним.4
Такими предпосылками являются:
• переживание присутствия в себе силы собственного «Я», наличие возможности воздействовать на собственное «Я», действовать не только спонтанно, но и по принятому в отношении себя и других обязательству;
• креативность, семейная жизнь - это "творчество друг друга и работать вместе сообщество - общий дом для двух разных, но общих душ»;
• ощущение создателя в себе как переживание своих интегративных возможностей, наличия интеллектуального потенциала как возможность дифференцировать различные проявления жизни, свободно испытывать и выражать свои чувства, управлять отношениями с целью создания, наличие концепции жизни, переживание цели и смысла жизни, уникальности жизни (собственной и другого человека); [9, 98 с.]
В контексте концепции идентичности Рубинштейн С.Л. рассматривает психологические условия строить долгосрочные отношения с другим человеком. По его словам, на стадии несовершеннолетних (от 12 до 19 лет) человек находит эго идентичности как чувство внутренней идентичности и целостности, что обеспечивает верным, как способность быть верным своим обещаниям и привязанностям, несмотря на неизбежные противоречия в системе ценностей, способность принимать и соблюдать мораль, этику. На следующем этапе - в начале взрослой жизни (от 20 до 25 лет) развивает способность к новым межличностным отношениям, на одном полюсе которой является близость, и в противоположность - изоляция, которая обеспечивает способность любить. Достижение идентичности как определенного уровня личностной зрелости Рубинштейн С.Л. рассматривает как необходимое условие для прочного брака. Очень опасным для брака является недостигнутая идентичность личности. В этом случае, желание выйти замуж может быть продиктовано необходимостью, чтобы проверить или найти свою собственную идентичность в другом человеке или благодаря этому человеку.6
В рамках изучения других проблем Силяева Е.Г., основанной на исследованиях условиях сохранения молодых пар, предлагает рассматривать через призму психологических навыков готовности и отношения. По своему положению, психологической готовности к браку - это система, которая определяет эмоциональное и позитивное отношение к семейной жизни. Способность изменить свой образ жизни, способность к браку, как наличие определенных личностных черт - понимание, забота, активного доброты, сочувствия, творчества в отношениях, способность к сотрудничеству, навыки общения, высокой этической культуры, предполагающая толерантность, принятие другого человека таким, какой он есть, умение подавлять собственный эгоизм; восприятие и усвоение целого комплекса требований, обязанностей и стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.7
В контексте социальной психологии Сысенко В.А. подходит к определению психологической готовности к семейной жизни через понимание социально- психологических характеристик брака и семьи как микрообщности и социально- психологических факторов в формировании и стабильности брака. По мнению Сысенко В.А., с одной стороны, брак и семья у человека связано самый высокий уровень ожидания тепла, взаимного внимания, глубины понимания, полноты эмоционального контакта и радости взаимной любви. С другой стороны, институт брака не влечет за собой жесткое разделение обязанностей. Основными факторами в формировании брака и его стабильности являются психологическая содержательность, полнота и гармония отношений, которые складываются между супругами. [4, 185 с.] Поэтому Сысенко В.А. предлагает определить психологическую готовность к браку, как готовность к адекватному представлению и действию в реальной, а не воображаемой среде семьи, к адекватному отношению друг к другу, к самому выбору спутника жизни, к совместному преодолению трудностей, кризисов, конфликтов, неизбежно возникающих на жизненном пути. Основной акцент автор делает на готовности к адекватному реальности восприятию и пониманию брака.8
Шапиро Б.Ю. при изучении типичных трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди на стадии пары, отметил следующее, что роль подготовленности будущих супругов к выбору партнера важна. Самым опасным, по его мнению, является не осознавание мотивов в выборе спутника жизни, которые возникают под влиянием традиций и социально одобряемых стандартов (например, сосредоточиться на внешних данных партнера, сосредоточиться на "сценарии романтической любви"). Шапиро Б.Ю. описывает так называемый "любовную ловушку": чувство долга (долго общаться, родители знают, все согласились, и все довольны, обещал закрыть); интимное счастье (на основе мифа, что брак является основой гармоничного сексуальной совместимости); жалость или благодарность. Кроме того, это могут быть браки «по легкомыслию» (стремление перейти из инфантильной категории ребенка в категорию взрослых семейных людей, уйти из родительского дома) и «стимулированные» браки» (как правило, по причине добрачной беременности). Незнание мотивов снижает ответственность. Чаще всего, брак не используется в качестве независимого значения, но как способ удовлетворения других потребностей. Это, в свою очередь, является источником проблем в период формирования пары. Именно поэтому наиболее важной профилактической мерой Шапиро B.Ю. считает работу, направленную на понимание мотивов молодых людей к браку.9
Мотивация вступления в брак, считает Ковалев С.В., содержит по меньшей мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния семейного удовлетворенности мотивации брака подтверждает важность первых двух причин. Среди тех, кто вступил в брак по любви и общности взглядов, максимально довольны и минимально недовольны. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.
По мнению некоторых исследователей, во многих случаях любовь фактор, препятствующий сохранению семьи. "Прежде всего, - говорит Сергей Ковалев - в любви мы не ищем супруга, а любимого человека. [13, 157 с.] Забывая, что мы должны жить с не одна это прекрасное чувство, но с его субъектом и носителем - вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы». Во-вторых, под прикрытием романтической любви, мы часто забываем, что, независимо от того, сколько пара любили друг друга, в их семье, они не будут просто выполнять обычные функции каждой пары ".
Западногерманский психолог Чернов А утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом для вступления в брак, основной смысл семейной жизни с ее повседневной работой, уходом за маленькими детьми снижает гибель этих иллюзий, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.10
Другой взгляд на отношения любви и брака придерживаются Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В.В., представляя ее в описании механизма "эмоциональной идентификации с семьей". Авторы считают, эмоциональные отношения симпатии как цементирующей силы в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в некоторой степени нейтрализуют состояние фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга.11
Степень эмоциональной близости, как указал Питер А., - это особое качество этой семьи, и трудно представить себе любую другую группу, где будут разработаны такие качества в той же степени. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский А.В. замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. И так может продолжаться недели, месяцы. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви». [22, 423 с.]
Во многом сходным по психологической сути, по мнению Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкого В.В., является действие симпатии в супружеских отношениях. В этом отношении, эффектом "разочарований растворения". Отношения сочувствие вызывают увеличение интереса к объекту симпатии (например, человек, который любил). Следует подчеркнуть, что этот доброжелательный интерес, связанный с желанием помочь, вместе радоваться или горевать, в свою очередь, производит большее взаимное откровенность и, соответственно, увеличивает сочувствие. Отсюда важность отношений симпатии в предотвращении и смягчении межличностных конфликтов в семье.12
В настоящее время брак является добровольным для двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от своих родителей, часто не посвящают их в своих намерениях. Говоря о браке, мы не должны забывать, что желание вступить в брак и готовность к его заключению - это не то же самое понятие. По мнению психологов, морально-психологическая готовность личности к браку означает восприятие целого ряда требований, обязанностей и социальных норм поведения, которые регулируют семейную жизнь.
К ним относятся:
Высокая этическая и психологическая культура, имеющая, способность быть терпимыми и снисходительными, щедрыми и добрыми, принять другого человека со всеми причудами и недостатками, подавлять эгоизм.
Все эти способности являются индикаторами способности человека быстро изменить свое поведение в ответ на изменяющиеся условия, терпимости, стабильности и предсказуемости их поведения, способности идти на компромисс.
Отмечая высокую значимость готовности каждого человека к браку, Дружинин В.Н. отмечает, что сила и судьба брака зависит от многих факторов, так как в него вступают две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями.
К психологической зрелости, по мнению Дружинин В.Н., относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессии и наоборот - особенности доступности признать собственные ошибки и стремление к постоянному совершенствованию в супружеских отношениях.13
Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость человека в семейных отношениях и, следовательно, входит обязательный элемент в подготовке молодых людей к семейной жизни также включает в себя: навыки общения; владение психотехникой общения и саморегуляции; психологическую поддержку; добродушие и отходчивость в ссоре; терпимость к недостаткам другого; умение преодолевать конфликтные ситуации; желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении; социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел; умение прощать. [17, 87 с.] Такая зрелость не достигается одновременно и зависит от многих факторов. Первый фактор выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает в себя определенные ожидания, которые относятся к ее исполнителям. Таким образом, роль готовности для мужа и жены является точное знание этих ожиданий и желание реализовать их .14
Кроме психологической готовности, важнейшими составляющими семьи являются функциональная роль отношения между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует значительный разрыв между традиционными понятиями «мужские» и «женские» семейных ролей и фактическим распределением обязанностей в семье.
Реально самые обычные российские семьи основное бремя домашней работы несет женщина. Это часто создает психологически стрессовые ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактор стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.
Юношей и девушек, готовящихся связать себя узами брака, необходимо научить выявлять, ставить и соответственно решать совместно с другими членами семьи связанные с семейной жизнью задачи и проблемы так, чтобы нравственно-этическое содержание принимаемых решений реализовалось адаптивными и обогащающими себя и других путями.15
Резюмируя данный параграф, можно сказать, что в целом, в позициях исследователей нашли отражение три основные идеи: психологическая готовность личности к семейной жизни - является интегративное образование, которое включает в себя множество компонентов; психологическая готовность имеет решающее значение для успеха в решении проблем, возникающих в процессе семейной жизни и деятельности. Анализ литературы по проблеме психологической готовности к браку и уже имеющееся у нас определение психологической готовности позволяет определить готовность к браку как целостное интегративное психологическое образование, обеспечивающее личности успешное вхождение в семейную жизнь и осуществление семейной жизни (в его основе лежит определенный уровень зрелости личности), имеющее собственную структуру с функциональными связями между компонентами. Таким образом, психологическая готовность студенческой молодежи к браку рассматривается нами как система установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни. [41, 478 с.]