Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 00:47, дипломная работа
Цель: выявление взаимосвязи между особенностями социально – психологического типа личности и психологической готовностью к браку
Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……17
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..24
Выводы по первой главе………………………………………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...29
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…31
Выводы по второй главе………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...44
Список использованной литературы………………………………………
1.2. Студенческий
возраст как сензитивный
Подростковый возраст является периодом выраженных социальных потребностей. У человека в юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость интегрировать свои различные проявления жизни я - он чувствует, как переживает возможностью этой ориентации течение жизни, но для осуществления интеграции нужна сила, мы нуждаемся в энергии, что позволяет преодолеть несостоятельность различных проявлений жизни, ее глобального несоответствия. Юношеский возраст — возраст роста силы Я, его способность выражать и сохранять свою индивидуальность; в это время уже существует основа для преодоления страха потерять, Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. В этих обстоятельствах, Я хочу испробовать свои силы, через конфронтацию с другими людьми, юношам найти точные границы их психологическое пространство, защищая их от опасности разрушительного влияния другого.16
В отличие от всех предыдущих концепций, с помощью которых молодежь традиционно оставались в детском возрасте, она впервые была названа Выготским Л.С. «началом зрелой жизни». Позже эта традиция была продолжена нашими учеными. Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке в 1960-х годах Ленинградской психологической школы под руководством Алешина Ю.Е. в исследовании психофизиологических функций взрослых. Как возрастная категория учащихся связана с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). [42, 159 с.] Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе. Студенчество является отдельной возрастной категорией. Этот возраст - это особый период в жизни. Студенческий возраст, по словам Алешиной, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека.17
Исследования показали, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, комплексной реструктуризации психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вступлением в новые, более крупные и более разнообразные социальные сообщества (Алешина Ю.Е., Дворяшина М.Д., Грановская Л.C., Лисовский В.Т., Зимняя И.А., Кон И.С. и др.). Изучение структуры человеческого развития в студенческом возрасте как период интенсивного интеллектуального развития, формирование учебно-профессиональной деятельности, изучение роли студента, поступающего в новую "взрослую" жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста. С точки зрения общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, формирования интеллектуальных систем и личности в целом.
Возрастные новообразования – это качественные сдвиги в развитии личности для различных возрастных этапов. Они проявляются в особенности психических процессов, состояний личностных черт, которые характеризуют переход к более высокой степени организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую психику. Они также рассматриваются в структуре личности: в интересах, потребностях, наклонности, характера. Смысл жизни - это важнейшее новообразование ранней юности. Ковалев С.В отмечает, что в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобальной, всесторонней, с учетом ближнего и дальнего будущего. Также важным является появление нового роста жизненных планов молодежи, и это проявляется, установив сознательное строительство своей собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.18
Период юности уже давно рассматривается как период подготовки к взрослой жизни человека, хотя в разные исторические эпохи ему давали разный социальный статус. Юность однозначно оценивается как этап полного физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и было связано с взрослением, хотя знание этого периода развивалось с течением времени и в разных исторических обществах, было отмечено различными возрастными ограничениями. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. Указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов Силяева Е.Г. считает, что периодизация образа жизни человека, начиная с юности, больше не совпадают с возрастной периодизации и становится личным. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения проблем профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. [6, 322 с.] В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в рабочей силе, способность строить жизненные планы, социальную активность, утверждается независимость личности, выбора жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора.19
За время обучения в вузе совпадает со вторым периодом молодости, или первый период зрелости, который предусматривает комплексное формирование черт личности (работ Ананьева Б.Г., Дмитриев А.В., Ковалев С.В., В.Т. Лисовского и др.). Характерной особенностью нравственного развития личности в этом возрасте является укрепление сознательных мотивов. Заметно более высокие качества, которые нужны в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Растущий интерес к проблемам морали (цели, образ жизни, долг, любовь, преданность и др.).
Этот период характеризуется завершением процесса роста, ведущие, в конечном счете, к расцвету тела, которые создают основу не только для специального положения молодого человека в учении, но и для освоения других функций, ролей и претензий. С точки зрения возрастной психологии, университет возрастных изменений и функций внутреннего мира и самосознания, перестроением психических процессов и свойств личности, изменения в эмоционально-волевой системе жизни.20
Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного взросления. [14, 505 с.]
В юности есть стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Молодость - это период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку. [28, 79 с.]
В этот период жизни человек решает, в каком порядке он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни. Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Сторонники студенческого брака приводят свои аргументы. Сегодня в обществе есть серьезные экономические реформы, растущие темпы социального, эмоционального и морального раскрепощения молодежи, становится половой зрелости, происходит раньше. Все это вызывает ряд вопросов морально-психологического и медико-биологических порядке. В связи с этим, семья представляет собой уникальную микросреду для студентов в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять ряд жизненных потребностей в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.21
Студенческая семья создается в результате активного поиска молодых людей близкого и дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Природа будущего брака во многом определяется рядом причин, которые привели к заключению брачного союза. В работах советских социологов Голод С.И. Файнбург З.И. Харчева А.Г. и др. показали, что преобладающим мотивом для брака молодых студентов мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания. Наблюдаются довольно большой выбор мотивов, лежащих в основе решения вступить в брак - это любовь, общие интересы, совпадение вкусов, образа жизни, материальными соображениями и т.д. При этом каждый специалист пользуется своим «набором» наиболее значимых с его точки зрения мотивов.
Любовь как эмоциональная основа брака преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке является одним из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и интенсивность эмоций определяют уровень "социального оптимизма" супругов, а именно устойчивость к неблагоприятным внешним условиям жизни для семьи, особенно материально-бытовых.
Любовь должна быть подлинной и действенной, т.е. предполагать «не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого». Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов. [17, 84 с.]
Эмоциональная сторона брака для молодых пар имеет первостепенное значение. Семейное удовлетворение каждого из них связано с характером и силой чувств. Никакие материальные условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не имеют никакого влияния на удовлетворенность браком столько, сколько от характера и силы чувств молодых супругов студентов.
Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины. [5, 88 с.] Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение — необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.22
Многолетние социологические исследования социальной ориентации молодежи показывают, что радикальные изменения в социально-экономических и социально- культурных ориентиров произошли недавно. Вносят определенные изменения как в структуру ценностных ориентации молодежи, так и в содержание брачно-семейных установок. Таким образом, в структуре ценностных ориентаций молодежи на протяжении многих лет преобладают психологические значения: общение, любовь, семья. Недавние исследования показывают, что значение экономического характера, сосредоточить внимание на высокий уровень жизни и личного благополучия начинают занимать приоритетное место в структуре ценностных ориентаций, постепенно вытесняя значение психологического характера, которые до сих пор остаются в силе для 83% респондентов в качестве основных ценностей и мечтами о "настоящей любви". Высокая значимость семейной жизни в структуре ценностных ориентаций молодежи сохраненных, только 2 % респондентов ориентируются на безбрачие. Однако вступление в брак молодежь связывает с достижением экономической самостоятельности, необходимой для создания благополучной семьи, поэтому на ранние браки ориентируется сравнительно небольшая группа респондентов (11%).
Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначального вступления в мире друг с другом, распределения трудовых и семейных обязанностей, решении жилищного, финансового вопросов и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, процессом приобретения жизненного опыта. Этот период семейной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.
Молодые семьи сегодня живут в очень сложных экономических условиях. Большинство молодых людей в начале их супружеских жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, слышали раньше, и, но не думали, как их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства, поэтому необходимы хотя бы элементарные знания и умения. [37, 555 с.] Студенчество призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества и для этого ему должны создаваться необходимые условия.23
Резюмируя данный параграф, можно сказать, что студенты студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи, от развития, которого зависит будущее общества и станы в целом. Поэтому изучение молодых семей студентов и наиболее благоприятного времени для их создания очень важно, потому что молодость, в частности студенческий возрастной период с позиций физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения первенцев. Браки в студенческие годы, в большинстве случаев проявляют высокую степень сплоченности , на основе общих интересов, групповой идентичности, определенной субкультуры и образа жизни. Но в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к семейной жизни, психологической перегрузки и повышенные требования к партнеру часто приводит к конфликтам, которые разрушают устои семьи. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создадут реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме. [21, 65 с.]
1.3.Особенности
социально – психологического
типа личности как фактор
В каждую историческую эпоху господствовали свои системы воспитания, которые были нацелены на формирование определенного типа личности.
Изучение условий воспитания и социально - психологической типов личности, основанных на строго детерминированном процессе, вы можете выбрать определенные стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы, связанные с отношением между ребенком и родителями, которые используют определенные средства и методы педагогического воздействия, которое выражается в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. (См. приложение).