Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 00:47, дипломная работа
Цель: выявление взаимосвязи между особенностями социально – психологического типа личности и психологической готовностью к браку
Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……17
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..24
Выводы по первой главе………………………………………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...29
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…31
Выводы по второй главе………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………...44
Список использованной литературы………………………………………
Самовосприятие включает страхи, чувство вины, нереализованные возможности и отношение к своим способностям, прошлому и будущему. Установки, выраженные в этой области, дают психологу картину самовосприяти субъекта в настоящем, прошлом, каким он хочет быть и каким, по его мнению, он станет.
Тест по определению социально – психологического типа личности (Минияров В.М.) (см. Приложение 4)
В результате нашего исследования среди студентов из 50 человек были выявлены следующие социально-психологические типы личности.
Таблица 1
Социально – психологический тип личности | |
Гармоничный |
29,3% |
Сензитивный |
27,8% |
Интровертный |
14,7% |
Конформный |
3,9% |
Доминирующий |
13,6% |
Инфантильный |
4,9% |
Тревожный |
5,8% |
После проведения данного исследования, на основе его результатов, мы делаем сравнительный анализ с другими методиками.
2.3 Сравнительный анализ и обобщение результатов
Методика «Мотивы вступления в брак» (Голод С.И.)
О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорят результаты нашего исследования.
На выборке из 25 женщин и 25 мужчин были получены следующие результаты: 17% людей предпочитают выйти замуж по любви, у 15% опрошенных превалирующим считается материальное обеспечение будущего супруга/супруги по другим причинам собираются замуж/женится 17% респондентов.
Таблица 2
№ |
Мотивы вступления в брак | ||||||||
Любовь |
Общность взглядов |
Чувство одиночества |
Чувство сострадания |
Ожидание ребенка |
Случайность |
Материальная обеспеченность супруга/супруги |
Наличие у буд.супруг(и) жилплощади |
Другие мотивы | |
1 |
+ |
+ |
|||||||
2 |
+ |
+ |
+ |
||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
||||||
5 |
+ |
+ |
+ |
||||||
6 |
+ |
+ |
+ | ||||||
7 |
+ |
+ |
+ | ||||||
8 |
+ |
+ |
+ | ||||||
9 |
+ |
+ |
+ | ||||||
10 |
+ |
+ |
+ |
||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
||||||
12 |
+ |
+ |
+ |
||||||
13 |
+ |
+ |
|||||||
14 |
+ |
+ |
|||||||
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
16 |
+ |
+ |
+ |
||||||
17 |
+ |
+ |
+ |
||||||
18 |
+ |
+ |
+ | ||||||
19 |
+ |
+ |
+ |
||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
||||||
21 |
+ |
+ |
+ |
||||||
22 |
+ |
+ |
+ | ||||||
23 |
+ |
+ |
+ | ||||||
24 |
+ |
+ |
+ |
||||||
25 |
+ |
+ |
+ | ||||||
26 |
+ |
+ |
+ | ||||||
27 |
+ |
+ |
+ |
||||||
28 |
+ |
+ |
+ | ||||||
29 |
+ |
+ |
+ | ||||||
30 |
+ |
+ |
+ | ||||||
31 |
+ |
+ |
+ | ||||||
32 |
+ |
+ |
+ | ||||||
33 |
+ |
+ |
+ | ||||||
34 |
+ |
+ |
|||||||
35 |
+ |
+ |
|||||||
36 |
+ |
+ |
|||||||
37 |
+ |
+ |
+ |
||||||
38 |
+ |
+ |
+ |
||||||
39 |
+ |
+ |
+ |
||||||
40 |
+ |
+ |
+ |
||||||
41 |
+ |
+ |
+ |
||||||
42 |
+ |
+ |
|||||||
43 |
+ |
+ |
+ |
||||||
44 |
+ |
+ |
+ | ||||||
45 |
+ |
+ |
+ |
||||||
46 |
+ |
+ |
|||||||
47 |
+ |
+ |
+ | ||||||
48 |
+ |
+ |
+ | ||||||
49 |
+ |
+ |
|||||||
50 |
+ |
+ |
+ |
На основе полученных дынных из таблицы 2 мы можем сделать следующие выводы:
Таблица 3
Социально – психологический тип личности |
Методика «Мотивы вступления в брак» |
Гармоничный -29,3% |
64% |
Сензитивный - 27,8% |
18% |
Интровертный - 14,7% |
12% |
Конформный - 3,9% |
9% |
Доминирующий - 13,6% |
3% |
Инфантильный -4,9% |
2,4% |
Тревожный 5,8% |
1,6% |
У гармоничного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стала любовь – 54%;
У сензитивного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стала общность взглядов – 18%;
У интровертного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стало ожидание ребенка – 12%;
У комфортного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стала материальная обеспеченность супруга/супруги – 9%;
У доминирующего социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стали другие мотивы – 3%;
У инфантильного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стало наличие у буд. супруг (и) жилплощади – 2,4%;
У тревожного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стало чувство одиночества, чувство сострадания, случайность – 1,6%
Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, Модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина).
Таким образом, среди респондентов первой группы, мною было выявлено, что только у 10-ти респондентов есть «вторая половинка». Опросник позволил выяснить мне, что 90% имеют симпатию, а не любовь к своему партнеру. Большинство респондентов, а именно 78,5% на вопрос «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все» ответили «Вряд ли это так», а на вопрос «Мне хотелось бы быть похожим на него (нее)» ответили «Вероятно, это так» только 45% респондентов. Это лишний раз подтверждает, что в отношениях с противоположным полом доминирует симпатия.
Среди респондентов второй группы, было выявлено всего 6 человек имеющих вторую половинку, из них у 50% в отношениях с противоположным полом доминирует любовь и у 50%- симпатия. Это подтвердили ответы на следующие вопросы: «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Да. это так» 70%, на вопрос «3.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.» 60% ответили «Вероятно это так»- данные вопросы отвечают за шкалу любви, а за шкалу симпатии отвечали следующие вопросы: «14. Я уверен (а), что он (она) хорошо ко мне относится.» 100% респондентов ответили «Да, это так» и на вопрос «Мне хотелось бы быть похожим на него (нее)» ответили «Вероятно, это так» 40% респондентов.
Среди респондентов третьей группы было выявлено 12 человек имеющих «вторую половинку». В отношениях с противоположным полом у респондентов данной группы доминирует симпатия. Это подтверждают такие вопросы как: «3.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне» 45% ответили «Вряд ли это так», тогда как всего 20% ответили «Да, это так». На «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Вероятно это так» 85% респондентов.
Таблица 4
№ |
Шкалы | |
Шкала любви |
Шкала симпатии | |
1 |
27 |
26 |
2 |
26 |
21 |
3 |
27 |
24 |
4 |
23 |
20 |
5 |
24 |
17 |
6 |
25 |
16 |
7 |
20 |
17 |
8 |
22 |
23 |
9 |
26 |
23 |
10 |
25 |
21 |
11 |
24 |
22 |
12 |
24 |
18 |
13 |
23 |
19 |
14 |
18 |
22 |
15 |
26 |
23 |
16 |
21 |
24 |
17 |
25 |
16 |
18 |
25 |
23 |
19 |
18 |
22 |
20 |
25 |
20 |
21 |
16 |
23 |
22 |
17 |
23 |
23 |
16 |
19 |
24 |
26 |
20 |
25 |
20 |
23 |
26 |
17 |
22 |
27 |
22 |
24 |
28 |
16 |
21 |
29 |
26 |
22 |
30 |
28 |
25 |
31 |
15 |
20 |
32 |
25 |
22 |
33 |
28 |
25 |
34 |
26 |
22 |
35 |
27 |
22 |
36 |
19 |
23 |
37 |
22 |
24 |
38 |
24 |
22 |
39 |
26 |
23 |
40 |
28 |
25 |
41 |
22 |
24 |
42 |
28 |
24 |
43 |
26 |
24 |
44 |
22 |
26 |
45 |
21 |
16 |
46 |
20 |
24 |
47 |
22 |
27 |
48 |
23 |
21 |
49 |
27 |
22 |
50 |
24 |
17 |
Таблица 5
Социально – психологический тип личности |
Шкала любви |
Шкала симпатии |
Общая шкала |
Гармоничный - 29,3% |
23,4 |
17,6% |
41% |
Сензитивный – 27,8% |
10,1% |
8,9% |
19% |
Интровертный - 14,7% |
6% |
4% |
10% |
Конформный - 3,9% |
4,2% |
3,2% |
7,4% |
Доминирующий - 13,6% |
3,4% |
4,5% |
7,9% |
Инфантильный - 4,9% |
3,7 |
2,9 |
6,6% |
Тревожный - 5,8% |
4,5 |
1,6 |
6,1% |
Методика "Незаконченные предложения"
У испытуемых 2 группы присутствует ярко выраженное положительное отношение к семье, родителям, противоположному полу, позитивная оценка сексуальных отношений.
При этом между двумя группами испытуемых выявлены достоверные различия по следующим шкалам.
Прежде всего, достоверно различаются данные по шкале «отношение к семье» (при р <0,05): представители 2 группы более позитивно относятся к своей семье, чем испытуемые 1 группы, находят в ней плюсы по сравнению с другими семьями, с положительным эмоциональным настроем указывают на роль семьи в их развитии.
Средние величины по шкалам методики «Незаконченные предложения» в двух группах испытуемых
Таблица 6
Шкалы |
1 группа (n=20) M±m |
2 группа (n=23) M±m |
t-критерий Стьюдента |
Отношение к семье |
0,45±0,04 |
2,5±0,06 |
t=2,36 при р <0,05 |
Отношение к противоположному полу |
-1,2±0,03 |
2,5±0,04 |
t=2,27 при р <0,05 |
Отношение к себе |
-1,16±0,04 |
1,6±0,03 |
t=0,52 при р > 0,1 |
Отношение к прошлому |
1,5±0,4 |
1,6±0,3 |
t=0,4 при р > 0,1 |
Отношение к будущему |
1,4±0,4 |
1,2±0,3 |
t=0,8 при р > 0,1 |
Отношение к отцу |
-2,4±0,3 |
2,2±0,32 |
t=2,32 при р <0,05 |
Отношение к матери |
1,3±0,4 |
2,6±0,2 |
t=117 при р > 0,1 |
Нереализованные возможности |
-2,5±0,4 |
1,8±0,2 |
t=1,7 при р > 0,1 |
Страхи и опасения |
-1,6±0,3 |
1,9±0,2 |
t=1,5 при р > 0,1 |
Сексуальные отношения |
0,4±0,3 |
2,2±0,3 |
t=0,5 при р > 0,1 |
Отношение к семье |
0,45±0,04 |
2,5±0,06 |
t=2,36 при р <0,05 |
Также достоверно различаются данные по шкале «отношение к отцу» (при р<0,05): у представителей 2 группы присутствует более позитивная эмоциональная оценка своего отца, в то время как у испытуемых 1 группы она скорее негативная. Испытуемые 1 группы указывали на то, что отец мог бы проводить с ними больше времени, что он почти о них не думает и т.д.
Также достоверно различаются данные по шкале «Отношение к противоположному полу» (при р <0,05): у представителей 2 группы присутствует более позитивная эмоциональная оценка своего отца, в то время как у испытуемых 1 группы она скорее негативная. Испытуемые 1 группы указывали на то, что, например, девушки меркантильные, расчетливые, гулящие и т.д.; что юноши эгоистичные, ленивые, жадные и т.д.
Наиболее позитивные эмоции, у обеих групп испытуемых вызывает мать. Ее считают сильной, доброй, ласковой.
Таким образом, методика «Незаконченные предложения» показала достоверные различия между испытуемыми с конструктивными и деструктивными мотивами вступления в брак.
Таблица 7
№ |
Отношение к семье |
Мы - семья |
Положение лич-ти в стр-ре семьи |
Отношение к партнеру |
Отношение к себе |
Отношение к детям |
Отношение к любви роман.типа |
Отношение к сексу |
Отношение к разводу |
Отношение к конфликту |
Главенство и ответ-ть в семье |
Права и обяз-ти супругов |
Отношение к отдыху |
Отношение к родительской семь |
Отношение к матери |
Отношение к отцу |
1 |
4 |
5 |
7 |
5 |
6 |
8 |
5 |
5 |
3 |
4 |
6 |
8 |
6 |
5 |
7 |
4 |
2 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
1 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
2 |
1 |
-3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
7 |
5 |
4 |
6 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
7 |
6 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
1 |
2 |
-2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
5 |
4 |
6 |
4 |
6 |
5 |
3 |
-1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
7 |
8 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
8 |
5 |
5 |
6 |
8 |
4 |
4 |
7 |
5 |
2 |
4 |
6 |
1 |
-1 |
1 |
6 |
4 |
3 |
3 |
3 |
-1 |
9 |
7 |
4 |
3 |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
0 |
1 |
5 |
3 |
6 |
5 |
4 |
3 |
10 |
7 |
2 |
6 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
-1 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
11 |
8 |
3 |
6 |
5 |
4 |
6 |
6 |
5 |
-1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
12 |
8 |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
13 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
1 |
3 |
3 |
-2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
4 |
6 |
2 |
14 |
6 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
1 |
4 |
-1 |
0 |
4 |
4 |
6 |
3 |
3 |
2 |
15 |
5 |
3 |
6 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
-1 |
2 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
5 |
6 |
5 |
-2 |
-2 |
7 |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
17 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
-2 |
-2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
18 |
4 |
5 |
7 |
6 |
6 |
8 |
5 |
5 |
-1 |
4 |
6 |
8 |
6 |
5 |
7 |
4 |
19 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
7 |
4 |
5 |
-1 |
-1 |
5 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
20 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
4 |
4 |
5 |
-1 |
-2 |
6 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
21 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
0 |
4 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
4 |
22 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
3 |
4 |
-1 |
-1 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
23 |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
3 |
4 |
5 |
-2 |
-3 |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
24 |
7 |
4 |
3 |
6 |
5 |
6 |
5 |
6 |
-3 |
1 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
25 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
6 |
-2 |
-1 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
26 |
6 |
4 |
6 |
7 |
5 |
6 |
5 |
6 |
-1 |
0 |
5 |
4 |
6 |
4 |
6 |
3 |
27 |
6 |
6 |
7 |
6 |
5 |
3 |
5 |
4 |
-1 |
-4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
28 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
6 |
4 |
-1 |
-2 |
6 |
5 |
4 |
6 |
5 |
6 |
29 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
7 |
5 |
3 |
-2 |
-1 |
6 |
5 |
3 |
6 |
6 |
3 |
30 |
5 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
5 |
-1 |
-1 |
5 |
4 |
5 |
2 |
4 |
-2 |
31 |
6 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
-1 |
-3 |
-2 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
0 |
32 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
-1 |
-4 |
4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
5 |
33 |
6 |
4 |
4 |
7 |
7 |
4 |
5 |
2 |
0 |
-4 |
6 |
4 |
6 |
5 |
5 |
2 |
34 |
6 |
4 |
3 |
5 |
2 |
4 |
5 |
3 |
2 |
-3 |
4 |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
35 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
1 |
-1 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
4 |
36 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
2 |
3 |
4 |
1 |
-1 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
37 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
6 |
2 |
-1 |
-1 |
6 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
38 |
5 |
6 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
-1 |
-1 |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
39 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
2 |
4 |
2 |
-2 |
-1 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
40 |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
-4 |
-2 |
6 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
41 |
8 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
-3 |
-2 |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
6 |
42 |
5 |
7 |
5 |
6 |
6 |
5 |
6 |
3 |
-1 |
-2 |
5 |
6 |
7 |
5 |
5 |
4 |
43 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
5 |
4 |
3 |
-1 |
-1 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
44 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
3 |
4 |
-1 |
-2 |
5 |
6 |
5 |
3 |
6 |
4 |
45 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
-1 |
0 |
6 |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
46 |
4 |
4 |
5 |
7 |
5 |
5 |
7 |
6 |
-4 |
2 |
7 |
7 |
6 |
7 |
5 |
5 |
47 |
6 |
3 |
4 |
7 |
6 |
5 |
5 |
3 |
-4 |
-2 |
8 |
5 |
5 |
3 |
7 |
0 |
48 |
7 |
4 |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 |
6 |
-1 |
-2 |
4 |
6 |
5 |
5 |
6 |
5 |
49 |
7 |
4 |
5 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
-1 |
0 |
6 |
6 |
7 |
6 |
8 |
1 |
50 |
5 |
4 |
4 |
5 |
7 |
4 |
6 |
5 |
-4 |
0 |
7 |
5 |
5 |
4 |
6 |
2 |