Теории лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:47, реферат

Краткое описание

На лидеров был всегда спрос. Однако в последнее время они нужны, может быть,
больше, чем когда-либо, потому что во всех отраслях экономики, в том числе и
в индустрии туризма и гостеприимства, развернулась борьба, за качество в
условиях жесткой конкуренции. Лидеры много могут сделать в такой ситуации, и
зачастую делают это.

Содержание

Введение..........................3
1. Характеристики лидера...................3
2. Определение лидерства...................4
3. Теории лидерства....................4
3.1.Теория врожденного величия.............4
3.2.Бихевиоризм и лидерство.................5
3.3.Теория «икс» и Теория «игрек».............5
3.4.Теория случайностей и ситуационное лидерство.....6
3.5. Теория «зет»....................7
4. Типология лидерства..................7
4.1.Авторитаризм, демократизм и попустительство......7
4.2.Лидер – организатор.................8
4.3.Лидер – реформатор..................8
5. Выдающиеся лидеры индустрии гостеприимства.......10
6.В чем разница между лидером и менеджментом.......12
7. Менеджмент........................14
7.1. Умения и навыки руководителя............14
8. Этика.........................15
8.1. Этические проблемы индустрии гостеприимства.....17
8.2. Социальная ответственность и бизнес............17
Выводы.............................18
Список использованной литературы...............18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат лидерство.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

Реферат: Теории лидерства 

Содержание

Введение..........................3

1.     Характеристики  лидера...................3

2.     Определение  лидерства...................4

3.     Теории лидерства....................4

3.1.Теория врожденного  величия.............4

3.2.Бихевиоризм и лидерство.................5

3.3.Теория «икс» и Теория  «игрек».............5

3.4.Теория случайностей  и ситуационное лидерство.....6

3.5. Теория «зет»....................7

4. Типология лидерства..................7

4.1.Авторитаризм, демократизм  и попустительство......7

4.2.Лидер – организатор.................8

4.3.Лидер – реформатор..................8

5. Выдающиеся лидеры индустрии  гостеприимства.......10

6.В чем разница между  лидером и менеджментом.......12

7. Менеджмент........................14

7.1. Умения и навыки руководителя............14

8. Этика.........................15

8.1. Этические проблемы  индустрии гостеприимства.....17

8.2. Социальная ответственность  и бизнес............17

Выводы.............................18

Список использованной литературы...............18

                              Лидеры превращают потенциальное  в реальное.

                                                              Кейт Дэйвис

                                                                Введение.

На лидеров был всегда спрос. Однако в последнее время  они нужны, может быть,

больше, чем когда-либо, потому что во всех отраслях экономики, в  том числе и

в индустрии туризма и  гостеприимства, развернулась борьба, за качество в

условиях жесткой конкуренции. Лидеры много могут сделать в  такой ситуации, и

зачастую делают это.

Один человек, работая  в одиночку, может достичь очень  немногого. Именно

поэтому для достижения крупных  целей создаются различные группы и общества.

Но группа без личности, способной вести ее к достижению цели, так же

беспомощна, как и один человек. Вождь, или лидер, может  оказывать, и часто

оказывает, огромное влияние  на  группу людей и на их совместную деятельность

по достижению общих целей.

Влияние вождей на судьбы людей  может быть и положительным, и  отрицательным.

Например, Гитлер. Из простого капрала он стал диктатором, который, пусть и

недолго, но управлял народами почти всей Европы, заставив их, вступить друг с

другом в кровавую бойню. Понимая, какой большой вклад  в развитие общества

могут сделать талантливые  лидеры, очень важно понять, откуда они берутся, и

что делает их столь могущественными.

                        1. Характеристики лидера.                       

Лидера можно узнать по некоторым чертам характера:

·        уверенность  в себе

·        мужество

·        решительность

·        выносливость

·        инициативность

·        цельность  характера

·        здравый  смысл

·        чувство  справедливости

·        тактичность

Вдобавок к ярко выраженным лидерским чертам в самом поведении  лидера можно

уловить определенные закономерности:

Ø    Бросает вызов  любым трудностям; склонен к эксперименту и риску;

во всем занимает активную, а не пассивную позицию.

Ø    Вдохновляет на подвиг: изобретает цель, ставит ее перед  людьми,

объединяет их для ее реализации.

Ø    Ничего не делает один; создает мотивацию к действию у других;

делает других сильными; организует взаимодействие.

Ø    Моделирует путь; составляет план, подает пример; расставляет  вехи.

Ø    Поощряет храбрых; признает вклад каждого; празднует  общую победу.

                        2. Определение лидерства.                       

В связи со сложностью самого понятия «лидер», существованием разных типов

лидерства и разным отношением к тем, кто воплощает в себе это понятие, есть

несколько определений, что  такое лидерство. В чем – то они похожи, а чем-то

различаются. Для  индустрии  гостеприимства наиболее актуально  звучит

следующее:

               Лидерство – это процесс, посредством  которого люди с идеями

способны давать желаемое направление деятельности других людей.

Лидеры знают. Что они  хотят и почему они хотят этого, и они способны передать

это другим и добиться их сотрудничества и поддержки.

Если смотреть на историю  ХХ в. как на историю замены одних  лидеров другими, в

ней можно увидеть четыре периода:

Ø     1900 – 1945: влияние  теории, согласно которой историей управляют

великие личности;

Ø     1930 – 1970: влияние  теории бихевиоризма: лидер как образец  и

организатор определенного  поведения.

Ø     1970 – 1980: влияние  теории случайностей – ситуационное лидерство;

Ø     1990-е: лидер  – менеджер.

                           3. Теории лидерства.                          

     3.1. Теория врожденного  величия.

Научное изучение лидерства  начинается трактатом «Государь», написанным в

1517г. Н. Макиавелли. В  1869г. Френсис Гэлтон предложил  свою теорию, согласно

которой черты величия  являются врожденными. Всю первую половину ХХ в.

историки акцентировали  «черты величия», анализируя поступки известных

политических лидеров. Считалось  само собой разумеющимся, что для  достижения

успеха необходимо иметь  черты характера, общие для всех великих людей. В

дополнение к умственным и физическим способностям, подчеркивались личностные

характеристики, такие, как  самоуверенность, жажда власти, потребность  в

успехе, в самореализации, потребность доминировать. Приводились  примеры

великих людей прошлого, обладающих этими характеристиками:

·        Королева Елизавета 1

·        Махатма  Ганди

·        Наполеон Бонапарт

·        Франклин Д. Рузвельт

·        Джордж Вашингтон

·        Мао  Дзедун

·        Абрахам  Линкольн

·        Голда  Меир

·        Уинстон  Черчилль

·        Мартин Лютер Кинг

·        Адольф Гитлер и т.д.

     3.2. Бихевиоризм  и лидерство.

Теория врожденного величия  доминировала в исследованиях по психологии

лидерства до тех пор, пока работы Стогдилла не доказали, что  никаких четких

закономерностей проявления «черт величия» в личности всех известных  науке

людей нет. Другие исследователи  пришли к заключению, что все характеристики,

ассоциирующиеся с «величием», являются приобретенными, а не врожденными.

Поэтому изучение психологии лидерства сместилось на изучение поведения

лидеров.

С 1945 по 1960-е годы бихевиористский  подход к лидерству подчеркивал

межличностные отношения. Абрахам  Маслоу, известный своими работами по

психологии потребностей, объяснял поведение людей стремлением  удовлетворять

пять фундаментальных  потребностей: от более насущных к  менее насущным.

Наиболее насущными Маслоу считает психологические потребности, за ними

следуют в порядке убывания их значимости для человека потребность

самосохранения, потребность  в обществе, потребность в признании  и потребность

в самовыражении.

Приоритетное удовлетворение этих потребностей обычно совпадают  с жизненными

циклами человека: в первые годы жизни самыми главными являются

психологические  потребности, годы юности и молодости посвящается  в основном

потребности в обществе других людей и любви, зрелость и старость –

удовлетворению потребности  в самовыражении и призвании.

     3.3. Теория «икс»  и Теория «игрек.

Дуглас Макгрегор –  автор теории человеческих отношений  в плане их

эффективности и научного контроля.

     Теория «икс»  исходит из предпосылок:

1.     Средний человек  изначально не любит работать  и поэтому всегда пытается

увильнуть от нее.

2.     большинство  людей по причине их врожденного  отвращения к труду надо

постоянно уговаривать, контролировать, направлять или угрожать наказанием,

прежде чем они предпримут какие-либо действия, направленные на выполнение

целей, стоящих перед коллективом.

3.     Средний человек  предпочитает, чтобы его направляли, стремится избегать

ответственности, практически  лишен честолюбия и считает покой  – прежде всего.

     Теория «игрек»  исходит из предпосылок:

1.     Физические  и умственные усилия для человека  так же естественны, как

игра и отдых. Средний  человек не имеет врожденного  отвращения к работе.

2.     внешний контроль  и угрозы наказания – не  единственные способы

направлять усилия коллектива на выполнение общих целей. Люди способны на

самоуправление и самоконтроль, служа цели, за достижение которой  они

чувствуют свою ответственность.

3.     Ответственность  за поставленную цель является  закономерной

предпосылкой чувства  радости, связанного с достижением  ее. Самое большое

удовлетворение – удовлетворение потребности в самовыражении  – может быть

прямым следствием усилий, направленных на достижение общей цели.

4.     Уклонение  от ответственности, недостаток  честолюбия и стремление к

самосохранению – не врожденные свойства человека. При определенных условиях

человек учится не только увиливать  от ответственности, но и принимать  ее на

себя.

5.     Воображение,  творческий подход, изобретательность  и способность

использовать, эти свойства на благо своей организации широко распространены

среды людей.

Приверженцы теории «игрек»  считают, что мудрое руководство  не имеет других

задач, кроме следующих.

1. Экономически целесообразная  организация элементов рентабельного

предприятия – деньги, материалы, оборудование и работники.

2. Поскольку у людей  есть мотивация к труду, саморазвитию  и принятию на себя

ответственности, руководство  должно лишь помогать им реализовать  эти

потенциалы.

3. главная задача руководства  – организация производства таким  образом, чтобы

работа людей, направленная на решение задач компании, совпадала  с их личными

целями.

В противоположность сторонникам  теории «икс», считающими своей главной

обязанностью управлять  служащими, сторонники теории «игрек»  стремятся

помогать служащим овладеть навыками самоуправления.

     3.4. Теория случайностей  и ситуационное лидерство.

Теория случайностей привязывает  лидерство к требованиям момента, т.е.

управленческий стиль  лидера должен соответствовать определенной ситуации. В

некоторых случаях, таких, как  кризисная ситуация, лидер должен брать на себя

командования и отдавать беспрекословные приказы. Такие  ситуации, как пожар,

паника, стихийный бунт, обычно требуют немедленного принятия решений, и

поэтому лидер действует  по методикам теории «икс». Однако, когда кризис

миновал, он должен уметь  переключиться на теорию «игрек», иначе  коллективу

грозит застой. Успех коллективной работы зависит от способностей лидера

приспосабливать стиль руководства  к ситуации. Неумение лидера делать это

чревато неприятностями, как  для него самого, так и для коллектива.

     3.5. Теория «зет».

Теория «зет» была предложена в 1981г. Уильямом Уши и часто называется

японским стилем руководства, фокусирующим внимание на формирование и

поддержке взаимоотношений  между руководством и служащими. Этот подход

действительно основывается на традициях японской экономики, и  У. Уши

рекомендовал его как  обещающий более приятные и более  стойкие отношения между

членами рабочего коллектива. Механизм такого руководства сводится к

вовлечению служащих в  управленческий процесс делегированием им полномочий

принимать решения методом  консенсуса. Фактически это квинтэссенция  того, что

принято считать демократическим  стилем. Многие американские предприятия

индустрии гостеприимства приняли  на вооружение эту теорию, считая ее

оптимальной для специфики  бизнеса.

Теория «зет» включает в себя следующие принципы:

1. Новый подход к трудовым  ресурсам: гарантия занятости на  родном предприятии

и возможность служебного роста – стимул для коллективной ответственности за

выполнение производственных целей и задач.

2. Использование групповой  динамики: вовлечение всех работников  в

коллективный труд, широкое  использование моделей К. Левина и А. Маслоу для

коллективного решения задач  и японских кружков качества.

3. Активное расширение  рынка: разработка товара и  умелое манипулирование

ценами в ключевом направлении (например, в качестве таких направлений  японцы

избрали автомобили, телевизоры и компьютеры).

4. Адаптация методов менеджмента  к законам природы: во многих  странах растет

популярность японской жизненной  философии с ее ценностями, нормами  и целями,

проистекающими из требований самой природы. Теория «зет» пытается увязать

новые технологии и менеджмент с традиционной японской культурой.

                          4. Типология лидеров.                         

     4.1. Авторитаризм, демократизм и попустительство.

В специальных работах, посвященных  проблеме лидерства, можно найти  много

детальных описаний различных  типов руководства, из которых наиболее

распространенными являются три: авторитарное, демократическое  и

попустительское.

     Авторитарный  лидер сам принимает все решения  относительно деятельности

Информация о работе Теории лидерства