Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:38, реферат
Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».
Сильн. |
Умерен. |
Слабая |
Средняя |
Слабая |
Умерен. |
Сильн. |
||
Свобода |
+ |
Детерминизм | ||||||
Рациональность |
+ |
Иррациональность | ||||||
Холизм |
+ |
Элементализм | ||||||
Конституционализм |
+ |
Инвайронментализм | ||||||
Изменяемость |
+ |
Неизменность | ||||||
Субъективность |
+ |
Объективность | ||||||
Проактивность |
+ |
Реактивность | ||||||
Гомеостаз |
+ |
Гетеростаз | ||||||
Познаваемость |
+ |
Непознаваемость |
Рис. 4-1
Позиция Адлера по основным положениям, касающимся природы человека.
Свобода – детерминизм. Сильная приверженность Адлера положению свободы раскрывается в следующей цитате: "Мы придерживаемся того мнения, что в жизни человека нет ничего причинно обусловленного. И, поскольку каждый феномен чем-то отличается от других, в психологии мы не можем говорить о причинности или детерминизме" (Adler, 1956, р. 91). Отвергая концепцию психического детерминизма, Адлер доказывал, что личность каждого индивидуума является его собственным творением (Adler, 1927a). Концепция творческого Я также является воплощением положения свободы в системе Адлера. Творческая сила человека играет в конечном счете жизненно важную роль в создании определяющей фиктивной цели и ее результата – стиля жизни.
Однако идея полной свободы в индивидуальной психологии имеет некоторые ограничения. Они вызваны тем, что стиль жизни, по крайней мере в некоторой степени, находится под влиянием фиктивной жизненной цели, берущей свое начало в раннем детском опыте (например, влияние порядка рождения). Но даже сама эта фиктивная цель не является продуктом объективных факторов; в ее создании принимают участие растущие творческие силы индивидуума (например, субъективное значение, которое человек придает своей позиции в семье, обусловленной порядком его рождения). Похоже, по мере того как Адлер разрабатывал свою коронную теоретическую идею о творческом Я, лежащее в ее основе исходное положение свободы проявлялось все более отчетливо.
Рациональность – иррациональность. Если вдуматься, становится ясно, что Адлер определенно тяготеет к рациональности. Это наиболее отчетливо проявляется в его концепции творческого Я. Вспомним, что, согласно его теории, творческая сила дает людям возможность формировать цели, принимать решения и выстраивать различные жизненные планы, сопоставимые с целями и ценностями. В основе своей идея творческой силы требует признания рациональности.
Но в системе Адлера
можно обнаружить некоторые натяжки,
связанные с рациональностью, что
особенно заметно в его концепции
определяющей фиктивной цели. Затушеванная
последующими детскими переживаниями,
эта цель в основном является неосознанной.
То есть люди, как правило, не сознают
фиктивных целей или, по крайней
мере, не понимают их истинного значения
в своей жизни (Adler, 1956). Иными словами,
значительная часть из того, к чему
стремятся люди, несмотря на рассудочность
в осуществлении этих стремлений,
остается для них во многом неизвестной.
Тем не менее, абсолютное значение,
которое Адлер в своей теории
придавал творческому Я, явно сдвигает
чашу весов в сторону
Холизм – элементализм. Полное принятие Адлером положения холизма отчетливо видно почти в каждом элементе его системы. Как ранее отмечалось, Адлер даже назвал разрабатываемое им направление "индивидуальная психология", чтобы подчеркнуть свой холистический взгляд на человека как на неделимую и постоянную сущность.
Если говорить более конкретно, то Адлер описывал творческое Я как силу, благодаря которой в детстве формируется фиктивная цель. К осуществлению последней люди стремятся на протяжении всей жизни. И действительно, стиль жизни во всей своей полноте в значительной степени основан на определяющей фиктивной цели. Адлер утверждал, что, благодаря индивидуально-уникальной цели, этому направляющему принципу, личность достигает своей максимальной цельности.
Итак, поведение человека можно понять только в контексте этой финалистской, или телеологической концепции человеческих устремлений. Холистическую позицию Адлера невозможно проиллюстрировать более ясно или полно.
Конституционализм
– инвайронментализм. "Не забудьте наиболее важный
факт: ни наследственность, ни окружение
не являются определяющими факторами.
Оба они только обеспечивают исходную
основу для развития и то влияние, на которое
индивидуум отвечает, используя свою творческую
силу" (Adler, 1956, р. XXIV). В этом заявлении
Адлер ясно обозначает свою позицию в
отношении конституционализм-
Разумеется, Адлер признавал
роль факторов наследственности в природе
человека (например, социальный интерес
и борьба за превосходство являются
врожденными; неполноценность органа
влияет на развитие личности). Вспомним
к тому же, что социальный интерес
развивается в семейном окружении,
стремление к превосходству проявляется
у каждого индивидуума по-
Изменяемость – неизменность. При том, что позиции Фрейда и Адлера по многим исходным положениям категорически не совпадали, ученые сходились во взглядах по вопросу о неизменности. Как и Фрейд, Адлер настаивал на том, что личность человека формируется именно в первые пять лет жизни и что она существенно не меняется или меняется очень незначительно по прошествии этих пяти созидательных лет. Однако положение неизменности в теории Адлера раскрывается иначе, чем у Фрейда.
Ключ к раскрытию этого положения в теории Адлера мы находим в его концепции стиля жизни. Основы стиля жизни закладываются в ранних ощущениях собственной неполноценности и в компенсации. Стиль жизниформируется примерно к пяти годам и далее влияет на все аспекты поведения человека. Именно благодаря стилю жизни люди до конца своих дней борются за превосходство и постоянно стремятся к достижению фиктивных целей, сформированных в раннем детстве. И несмотря на то, что стиль жизни может заявлять о себе в разные периоды по-разному, он, по существу, не меняется на протяжении жизни. Таким образом, принятие Адлером положения неизменности не подлежит сомнению.
Субъективность
– объективность. Адлер полностью разделял положение
субъективности. Начиная с принципа "индивидуальной
субъективности", положенного в основу
его теории, субъективность совершенно
очевидно просматривается практически
в каждой основной концепции индивидуальной
психологии. Например, объективная позиция
ребенка в семье не имеет такого значения
для формирования структуры личности,
каксубъективный смысл,
который ребенок вкладывает в ситуацию,
создавшуюся в связи с порядковым номером
его рождения. Также и социальный интерес
вначале проявляется скорее как функция
от того, как ребенок объясняет для себя
поведение матери, чем как ответ на объективный
характер этого поведения. Субъективность
также отчетливо видна в концепции фикционного
финализма. По Адлеру, стиль жизницеликом основан на неотступном
следовании индивидуума субъективной фикти
Адлер использовал термин "схема апперцепции"* для описания процесса, посредством которого каждый из нас интерпретирует события своей жизни (Adler, 1956). Согласно Адлеру, до того как объективные события начнут как-то влиять на личность или поведение, они сначала преобразуются под опосредующим влиянием психологического метаболизма этой субъективной схемы. "Мы предположили и сочли верным, что концептуальный мир как таковой является субъективным в своем устройстве... Все, что мы воспринимаем, исключительно субъективно" (Adler, 1956, р. 83). Таким образом, интерпретация составляет основной принцип в восприятии мира человеком. Совершенно очевидно, что Адлер исходил из положения субъективности в отношении природы человека.
* Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта и индивидуальных особенностей человека. (Прим. перев.)
Проактивность – реактивность. Как отмечалось выше, основное теоретическое положение индивидуальной психологии касается того, что "жизнь человека представляет собой динамическое стремление к превосходству". В этом стремлении мы усматриваем подтверждение абсолютной приверженности Адлера положению проактивности. В его теории причинность поведения всегда находитсявнутри индивидуума, особенно в упорном, нацеленном на будущее и всепоглощающем стремлении к превосходству и совершенству. В действительности Адлер постулирует существование только одной проактивной и динамической силы, лежащей в основе всей человеческой активности – поиск совершенства в жизни. Укоренившееся в субъективных переживаниях собственной неполноценности в младенчестве и в детстве, это вездесущее сильное желание направлено на достижение фиктивной цели, поставленной самим индивидуумом; вся жизненная активность выстраивается вокруг нее. Личность в теории Адлера не просто реагирует на внешние стимулы из окружающей среды: она описана исключительно в терминах стремления, созданного собственным Я и ориентированного в будущее.
Гомеостаз – гетеростаз. Чтобы оценить позицию Адлера по этому положению, стоит привести одну короткую цитату: "Движение от минуса к плюсу бесконечно. Стремление снизу вверх никогда не прекратится" (Adler, 1930, р. 398). Совершенно очевидно, что этого не мог сказать теоретик, преданный идее гомеостаза – тот, кто считает, что людей побуждает к действиям необходимость снимать напряжение и сохранять состояние внутреннего равновесия. В приведенном высказывании ясно угадывается идея увеличения напряжения за счет постоянного стремления двигаться "от минуса к плюсу" и "снизу вверх".
То, что Адлер строго придерживался
положения гетеростаза, видно из
его формулировки основного жизненного
мотива – концепции стремления к
превосходству. В этом бесконечном
стремлении люди не снимают напряжения,
они генерируют его для продолжения
борьбы за достижение своих фиктивных
целей. Однако версия гетеростаза Адлера
в чем-то отлична от тех, с которыми
мы сталкиваемся в современной гуманистической
и феноменологической психологии. В
их понимании гетеростаз предстает
в виде самопроявления личности (то
есть постоянного движения в направлении
осуществления ее потенциальных
возможностей). Как правило, эти потенциальные
возможности считаются
Познаваемость – непознаваемость. Мы упоминали, что на Адлера оказала сильное влияние книга Вайингера "Философия возможного". Изложенная в ней философия, вскоре ставшая и философией Адлера, носит название идеалистический позитивизм. Исходя из наших целей, этот термин легче всего понять, если иметь в виду, что воображаемые конструкты (например, "фикции"), даже находясь в противоречии с реальностью, имеют огромную практическую ценность и необходимы для человеческой жизни (Adler, 1956). Иначе говоря, в жизни имеет значение не то, что абсолютно верно или может оказаться таковым (да и кто это знает?), а то, что мы считаем абсолютно верным. В том, что касается вопроса о познаваемости-непознаваемости, эта философская доктрина представляется настолько же применимой к психологической науке, насколько и к людям. То есть искать "абсолютную правду" о природе человека нет смысла – психологической науке лучше развивать теоретические концепции ("персонологические фикции"), практичные и полезные для людей, пытающихся понять себя и свои жизненные обстоятельства.
Именно это делал Адлер, создавая свою теорию. И если смотреть с этой точки зрения, то адресованность первой книги Адлера "Постижение человеческой природы" (1927b) широкому кругу читателей может быть и не случайна. Таким образом, в кажущейся простоте и прагматизме многих концепций Адлера (что само по себе не противоречит признанию загадочности природы человека) находит свое выражение его убежденность в том, что это – лучшее, что может сделать психологическая наука для описания человека. По словам самого Адлера, его научная теория не ответила и не могла бы ответить на все вопросы: "Должен признать, те, кто находят следы метафизики в индивидуальной психологии, правы... Как ни называть ее – спекуляцией или трансцендентализмом, не существует такой науки, которая не вторгалась бы в сферу метафизики" (Adler, 1956, р. 142). Зная его философские взгляды, мы можем точно сказать, что Адлер стоял на позиции непознаваемости.
Теперь перейдем к вопросу об эмпирической проверке положений индивидуальной психологии.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Систематических и планомерных попыток проверки эмпирической валидности концепций Адлера практически не предпринималось. Нехватка экспериментальных исследований может быть объяснена двумя основными причинами.
Во-первых, многие концепции
Адлера по своей сути глобальны –
в них недостает четких рабочих
определений, необходимых для того,
чтобы теорию можно было проверить.
Это особенно справедливо для
таких понятий, как социальный интерес,
фикционный финализм, творческое Я
и стремление к превосходству. Имеет
ли социальный интерес какое-нибудь
отношение к базисным установкам,
наблюдаемому поведению, доброжелательности
по отношению к другим или ко всем
этим параметрам одновременно? Как
может исследователь