Теория личности А. Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:38, реферат

Краткое описание

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».

Вложенные файлы: 1 файл

АЛЬФРЕД АДЛЕР.docx

— 97.40 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, теория Адлера не полностью систематизирована, особенно в том, что касается перекрывающих  друг друга терминов (например, "невротический стиль жизни", "ошибочный стиль жизни", "изнеженный стиль жизни"). В результате связующие элементы теории сформулированы нечетко. Например, являются ли борьба за личное превосходство и маскулинный протест одним и тем же? Сказанное следует воспринимать не как критику Адлера, но как призыв к тем, кто заинтересован развивать его теорию в направлении расширения возможностей точной экспериментальной, объективной верификации. К сожалению, мало кто из психологов брался за эту задачу.

Таким образом, хотя индивидуальная психология может иметь большое  практическое значение, попытки эмпирической проверки ее положений предпринимались  редко. Это не дает возможности оценить  ее валидность. Тем не менее, адлеровская  концепция порядка рождения и  его влияния на развитие личности вызвала интерес исследователей. Далее мы рассмотрим несколько исследований, прямо относящихся к существу теоретических открытий Адлера. Кроме  того, мы обсудим недавние попытки  создания надежного и валидного  метода измерения социального интереса.

Эмпирические  доказательства влияния порядка  рождения

Как упоминалось выше, Адлер  утверждал, что порядковая позиция  ребенка в структуре семьи  является важным фактором, участвующим  в формировании стиля жизни. Это  утверждение получило резонанс в  научной литературе: было изучено  влияние порядковой позиции на развитие многих поведенческих характеристик. Следует, однако, заметить, что в  большинстве подобных работ идеи Адлера не подвергаются прямой проверке. Более того, далеко не во всех исследованиях  его прогнозы эмпирически подтвердились. В литературе можно найти прекрасные обзоры по этой проблеме (Ernst, Angst, 1983; Falbo, Polit, 1986).

Достижение. Адлер считал, что первенцы озабочены проблемой власти и авторитета. Эту их озабоченность он связывал с тем, что при появлении второго ребенка в семье первый лишается своего "трона". Единственное, что остается старшему ребенку в такой ситуации, это завоевать, подобно взрослым, власть и авторитет благодаря выдающимся достижениям. Таким образом, можно ожидать, что в результате исследования мы увидим у первенцев высокий уровень образования и высокий статус. Они также скорее всего должны выделяться благодаря своим успехам в интеллектуальной деятельности. В исследовании, в котором приняли участие около 400 мужчин в Нидерландах, была получена высокая положительная корреляция между порядком рождения и показателями невербального теста интеллектуальных способностей (Belmont, Marolla, 1973). Первенцы по уровню интеллектуальных достижений превосходили следующих по порядку рождения детей в тех семьях, где было от двух до девяти детей. В сходном исследовании было показано: положительная связь между порядком рождения и интеллектуальными достижениями сохраняется и в том случае, когда учитываются такие переменные, как школьная успеваемость у родителей испытуемых, доход семьи и возраст матери (Breland, 1974). В других исследованиях по этому вопросу выявлена следующая закономерность: у первенцев IQ (коэффициент интеллектуального развития) выше, чем у вторых детей; у вторых IQ выше, чем у третьих, и т.д. (Zajonc, Markus, 1975). Различия невелики – самое большее в несколько баллов, но выглядят убедительно. В чем причина этих различий? Одно из объяснений дает модель слияния, предложенная Зайонцом (Zajonc, 1986). Согласно этой теории (отличающейся от теории Адлера, но построенной в духе его рассуждений), интеллектуальное развитие каждого человека зависит от количества интеллектуальной стимуляции, полученной в родительской семье. Первенец выигрывает благодаря тому, что в течение определенного периода времени (до рождения второго ребенка) он живет с двумя взрослыми, которые обеспечивают ему относительно "обогащенную" интеллектуальную среду. Второй по счету ребенок, напротив, живет с двумя взрослыми, делящими свое внимание между ним и первым ребенком. Таким образом, для второго ребенка средний уровень получаемой интеллектуальной стимуляции несколько ниже. Данный эффект еще сильнее выражен для третьего ребенка и продолжает усиливаться по мере увеличения количества детей в семье. Согласно объяснению Зайонца, в наиболее невыгодном положении оказывается самый младший ребенок. Именно это и показывают экспериментальные данные.

В других исследованиях обнаружено, что первенцы лидируют в популяции  практически в каждой области  академических знаний. Например, было отмечено, что старшие сыновья  преобладают среди президентов  Соединенных Штатов Америки, в то время как среди кандидатов, потерпевших  поражение на выборах в президенты, такой закономерности не наблюдается (Wagner, Schubert, 1977). Первенцев было особенно много среди членов Конгресса США (Zweigenhalt, 1975), а также они преобладали среди женщин, имевших научные степени в области медицины и философии (Melillo, 1983).

Психопатология. Исследования в другом направлении, посвященные изучению связи порядка рождения с различными психическими расстройствами, также подтвердили гипотезу Адлера. Как мы уже упоминали, Адлер утверждал, что последнего ребенка все члены семьи балуют. Адлер считал, что такое изнеженное воспитание может приводить к конфликту между стремлением к независимости от других членов семьи и фактической зависимостью в том, что касается жизненных проблем. Более того, Адлер полагал, что имеющаяся у последних детей склонность к сильной зависимости от других, позволявшая им в детстве немедленно и без затруднений решать проблемы, может обернуться впоследствии высокой вероятностью алкоголизма. Разделявшие это мнение Барри и Блэйн (Barry, Blane, 1977) проанализировали множество работ, посвященных алкоголизму, с точки зрения порядкового номера рождения этих больных. Они обнаружили, что в большинстве случаев именно младшие дети преобладали среди алкоголиков.

Согласно Адлеру, единственные дети в семье очень эгоистичны и явно заинтересованы в том, чтобы  находиться в центре внимания. В  большинстве проведенных исследований этот тезис не нашел подтверждения. В одной работе было показано, что  студенты колледжа – единственные дети продемонстрировали большую склонность к сотрудничеству, чем первенцы или  самые младшие в семье (Falbo, 1978). Тщательное изучение литературы по этой проблеме позволило исследователям прийти к выводу о том, что единственные дети характеризуются такой же психологической  стабильностью, как и дети, имеющие  много братьев и сестер (Falbo, Polit, 1980).

То обстоятельство, что  изучение влияния порядка рождения продолжает вызывать живой интерес, говорит о значительной эвристической  ценности идей Адлера. Тем не менее, вызывает определенную озабоченность  большое количество противоречивых и неоднозначных результатов  по этой проблеме, что часто обусловлено  игнорированием таких факторов, как  общее количество членов семьи, разница  в возрасте между сиблингами, а  также социальный класс, к которому принадлежат обследуемые.

Оценка социального  интереса

Ранее упоминалось, что концепция  социального интереса получила множество  различных интерпретаций. Действительно, его формулировка настолько расплывчата, что к нему очень непросто подобрать  соответствующие рабочие определения. Кроме того, сам Адлер возражал против использования психологических тестов для оценки его личностных конструктов (Rattner, 1983). Однако в психологической литературе можно найти примеры попыток создания надежных и валидных методов самооценки для измерения социального интереса (Crandall, 1975; Greever et al., 1973; Mozdzierz et al., 1986).

"Шкала социального  интереса" (Social Interest Scale, SIS), сконструированная  Крэндаллом (Crandall, 1975, 1984), представляет  собой тест из 15 пунктов. Каждый  пункт включает пару личностных  черт (табл. 4-1). Испытуемому предлагают  выбрать ту характеристику из  пары (например, "тактичный" или  "благоразумный"), которая ему  в большей степени присуща.  Предполагается, что выбор таких  черт, как "сочувствующий", "помогающий  другим" и "сотрудничающий" указывает на социальный интерес.

Таблица 4-1  
Образцы пунктов "Шкалы социального интереса"

Испытуемый отмечает крестиком  те черты, которые у него имеются.  
Выбор первой черты из левого столбца и второй из правого столбца  
отражает высокий социальный интерес.

___ 1 способен прощать

___ 1 настороженный

___ 2 мягкий

___ 2 сотрудничающий

___ 1 щедрый

___ 1 честолюбивый

___ 2 индивидуалистичный

___ 2 терпеливый

___ 1 вежливый

___ 1 реалистичный

___ 2 оригинальный

___ 2 высокоморальный

___ 1 тактичный

___ 1 скромный

___ 2 благоразумный

___ 2 сочувствующий

___ 1 надежный

___ 1 с развитым воображением

___ 2 мудрый

___ 2 помогающий другим


(Источник: Crandall, 1975, р. 483.)

Психометрические характеристики SIS представляются адекватными для  использования данного метода в  качестве инструмента исследования. Ретестовая надежность спустя пять недель составила 0,82, а через 14 месяцев – 0,65. Внутренняя надежность варьирует  от 0,71 до 0,76 (Crandall, 1980). Исследования, в  которых были получены корреляции показателей SIS со значительным количеством черт личности и оценками социального  поведения, также подтверждают пригодность  шкалы для оценки социального  интереса (Zarski et al., 1986). Например, оценки по SIS положительно коррелируют с выраженностью таких черт, как оказание помощи другим, эмпатия, ответственность, чувство симпатии к другим, привлекательность для других. Соответственно, оценки по SIS негативно коррелируют с показателями эгоцентризма и враждебности (Crandall, 1980, 1981). Крэндалл (Crandall, 1975) также сообщил о том, что оценки по SIS позитивно коррелируют с системой ценностей индивидуума, особенно с равенством, миром и безопасностью семьи. Представляется, что эта шкала заслуживает дальнейшего эмпирического изучения. Гривер и соавт. (Greever et al., 1973) также создали шкалу самооценки, предназначенную для выявления степени выраженности социального интереса. Она носит название "Индекс социального интереса" (Social Interest Index, SII), вопросы для нее выбирались из работ Адлера и трех видных ученых, убежденных адлерианцев. Примеры вопросов приведены ниже.

  1. Я не прочь помогать друзьям, когда им тяжело.
  2. Работа важна для меня постольку, поскольку она дает возможность принимать активное участие в жизни общества.
  3. Я нашел свое место в жизни.
  4. Я думаю, что брак много значит в жизни.

По инструкции, испытуемый должен оценивать каждую характеристику по степени выраженности ее у себя, исходя из 5-балльной шкалы, где ответы ранжированы по степени приемлемости ("совсем не похоже на меня" или "очень  похоже на меня"). Полученные результаты измеряют уровень социального интереса индивидуума в каждой из четырех  жизненных сфер: работа, дружба, любовь и собственная значимость. Высокие  оценки по SII показательны для высокого социального интереса, а низкие –  для низкого социального интереса. В более общем смысле оценки по SII отражают то, какое значение индивидуум придает демократическому стилю  сотрудничества; степень принятия себя и других; оценку своего места в  жизни, а также ощущение себя частью общества. Гривер и соавт. (Greever et al., 1973) сообщили, что оценки по SII не коррелируют  с оценками социально желательного поведения. Показатель внутренней надежности составил 0,81, а ретестовая надежность через две недели была равна 0,79. Однако следует подчеркнуть, что в большинстве  исследований с использованием SII участвовали  только студенты колледжей, и поэтому  любые обобщения относительно других выборок из популяции были бы преждевременными без проведения дальнейших исследований (Leak et al., 1985).

Теперь обратимся к  вопросу о применении идей Адлера к проблеме понимания невротического поведения и терапии неврозов.

ПРИМЕНЕНИЕ: НЕВРОЗ И ЕГО ЛЕЧЕНИЕ

Больше всего Адлер  хотел создать практическую психологию, которая согласовывалась бы с  повседневной жизнью. В особенности  он был заинтересован в разработке такой системы, которая давала бы объяснение причин неврозов, а также  служила основой для психотерапевтического  лечения подобных нарушений. В этой части главы мы обсудим возможности  использования концепций Адлера для понимания природы неврозов, а также для смягчения их клинических  проявлений с помощью предложенной Адлером терапии.

Природа невроза

С позиции Адлера, невроз следует рассматривать как диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие нарушения, по поводу которых прибегают к  помощи психиатра и по сей день. Эти расстройства характеризуются  разнообразной симптоматикой (например, тревога, мысли о смерти, страхи, обсессивно-компульсивное поведение). Адлер изучал в ходе клинического наблюдения, каким образом больные  неврозами используют свой прошлый  и настоящий опыт, чтобы избежать ответственности и сохранить  самооценку. В отличие от представлений  Фрейда, согласно которым симптомы выступают как средство контроля над инстинктивными импульсами и  как способ удовлетворения этих импульсов, Адлер рассматривал появление симптомов  как механизм самозащиты – защитную стратегию Я. Симптом служит средством "извинения", "алиби" или "оправдывающих  обстоятельств", средством защиты престижа личности.

Что такое невроз? Адлер посвятил целые тома невротическому поведению, и возможно, следующее данное им определение лучше всего подходит для нашей задачи: "Невроз – это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что мы наблюдаем постоянно при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни" (Adler, 1956, р. 241).

Если рассматривать составные  части этого определения в  отдельности, то легче оценить многие открытия Адлера в отношении невротической  личности. "Сравнительно неактивный" относится к параметру "уровень  активности", входящему в тот раздел типологии Адлера, где он рассуждает об установках, сопутствующих стилю жизни. В понимании Адлера, для больных неврозами характерно снижение уровня активности, необходимой для правильного решения своих жизненных проблем. Точно также Адлер считал, что если бы эти люди обладали более высокой активностью, они бы могли стать преступниками!

Второй ключевой момент в  определении Адлера – "эгоцентрически стремящийся к превосходству" – обозначает, что страдающие неврозами  обычно борются за свои эгоистические  жизненные цели. Другими словами, невротические личности с чрезмерным напряжением продвигаются к утрированным целям самовозвеличивания за счет искренней  заботы окружающих. В этом заключается  основное значение "задержки в развитии социального интереса" в приведенном  определении. Адлер был уверен в  том, что у невротических личностей  стремление к превосходству выражено сильнее, чем у здоровых людей, и  это вынуждает их более непреклонно  бороться за его достижение (Adler, 1956). Обе тенденции Адлер рассматривал как компенсацию глубоко укоренившегося чувства неполноценности у невротиков.

Последняя часть определения  – "при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни" – отражает уверенность  Адлера в том, что больные неврозами  по сути своей хотят, чтобы их баловали другие. Имея низкий социальный интерес и недостаточную социальную активность для решения жизненных задач, невротики хотят зависеть только от других в решении своих повседневных проблем.

Чтобы лучше понять происхождение  неврозов в понимании Адлера, рассмотрим коротко следующий клинический  случай.

"Гвен, 18-летняя студентка,  закончившая первый курс математического  факультета, пришла в консультативный центр своего колледжа с жалобами на тревожность, физические признаки стресса (чувство мышечного напряжения в плечах и в области шеи перед экзаменами), на повторяющиеся состояния подавленности, а также сильную неудовлетворенность своей академической успеваемостью. Она не могла назвать причин тревоги и чувствовала, что ее физическое напряжение выше нормального. Когда ее оценки снизились со средних до ниже средних, Гвен почувствовала сильную неудовлетворенность и едва не обезумела от отчаяния; она чувствовала, что может совсем скатиться вниз, особенно по математике. По мере того, как продолжалось консультирование, выяснилось, что Гвен всегда испытывала большие трудности в отношениях с друзьями и сверстниками. Она выглядела высокомерной, держалась от других в стороне. Гвен считала, что окружающие ее люди поверхностны и ниже ее в интеллектуальном отношении. Трудности во взаимоотношениях особенно угнетали ее во время семинаров, когда студенты должны были заниматься вместе с руководителем, решая трудные задачи и прорабатывая сложные места в лекционном материале и учебниках.

Информация о работе Теория личности А. Адлера