Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:39, реферат
Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей Маслоу в 1972 году в своей работе "Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации".
Алдерфер согласен с Маслоу в том, что индивидуальные потребности можно расположить в виде иерархии. Отмечая недостаточную, на его взгляд, четкость различения некоторых групп потребностей в теории Маслоу, он предложил только три категории потребностей. Теория названа ERG — по начальным буквам этих категорий:
Введение
В данной работе будет рассматриваться теория потребностей существования, отношений, роста (ERG) Клейтона Алдерфера. Эта теория относится к содержательным теориям мотивации.
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении кратко описана структура работы.
В основной части рассматривается иерархия потребностей, предложенная Клейтоном Алдерфером, процесс уровневого взаимодействия потребностей в его теории, закономерности связей потребностей между собой; затрагивается вопрос об отличиях и сходствах его теории с теорией иерархии потребностей А. Маслоу.
В заключении обобщается рассмотренный материал и описывается психологическая составляющая теории К. Алдерфера.
1 Теория потребностей существования, отношений, роста (ERG) К. Алдерфера
1.1 Иерархия потребностей К. Алдерфера
Клейтон Пол Алдерфер (г.р. - 1940) — психолог из Йельского университета.
Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей Маслоу в 1972 году в своей работе "Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации".
Алдерфер согласен с Маслоу в том, что индивидуальные потребности можно расположить в виде иерархии. Отмечая недостаточную, на его взгляд, четкость различения некоторых групп потребностей в теории Маслоу, он предложил только три категории потребностей. Теория названа ERG — по начальным буквам этих категорий:
1) существование - (existence) — физиологические потребности и потребности в безопасности; это потребности, удовлетворяемые такими факторами, как: еда, воздух, вода, зарплата и условия работы;
2) родственность (взаимосвязи, отношения) - (relatedness) — потребности общения, групповой принадлежности и уважения со стороны других; стремление получить поддержку, признание, одобрение; то есть, потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями;
3) рост - (growth) — потребность в реализации своих способностей к самоутверждению, самовыражению; то есть, потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным вкладом индивида.
Алдерфер утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу. (см. рис. 1).
Рис. 1. Соотношение иерархии потребностей в теории А. Маслоу и в теории К. Алдерфера.
Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды А. Маслоу. Потребности существования, отражая индивидуальные требования человека к обмену энергией с ее источниками во внешней среде, включают в себя различные формы материальных и физиологических желаний. Так, чувства голода и жажды отражают недостаток средств существования. Зарплата и различного рода материальные выгоды представляют собой способы удовлетворения этих потребностей.
Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по К. Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды А. Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также часть потребностей безопасности пирамиды А. Маслоу.
1.2 Процесс уровневого взаимодействия потребностей в теории К. Алдерфера
Таким образом, описанные К. Алдерфером группы потребностей сопоставимы с выделенными Маслоу. Но Маслоу предполагал, что удовлетворенные потребности являются доминирующими и что каждая высшая ступень потребностей не задействуется до тех пор, пока не удовлетворены потребности более низкого порядка, то есть движение происходит лишь снизу вверх (удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д.).
В дополнение к прогрессивно-последовательному восхождению Маслоу в теории Алдерфера присутствует и регрессивный процесс; то есть, в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что обращает внимание человека на этот уровень, и он переключается на удовлетворение этих потребностей, даже если они были полностью удовлетворены. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.
Таким образом, Алдерфер утверждает, что процесс удовлетворения потребностей может идти в обоих направлениях. То есть движение по иерархии может идти наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.
Процесс движения вверх по уровням потребностей К. Алдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.
В соответствии с теорией К. Алдерфера, иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.
Алдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате выделил семь зависимостей (принципов) такого рода.
Чем менее удовлетворены потребности существования (Е), тем сильнее они проявляются.
Чем слабее удовлетворены социальные (R) потребности, тем сильнее действие потребностей существования (Е).
Чем полнее удовлетворены потребности существования (Е), тем активнее заявляют о себе социальные потребности (R).
Чем менее удовлетворены социальные потребности (R), тем более усиливается их действие.
Чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации (G), тем сильнее становятся социальные потребности (R).
Чем полнее удовлетворены
социальные потребности (R), тем сильнее
актуализируются потребности
Чем больше или меньше удовлетворены потребности личностного роста (G), тем активнее они проявляют себя.
Соотношение предложенных Алдерфером принципов показывает, что ученый выявил более сложную и гибкую, чем у Маслоу, зависимость между потребностями. Он пытался проверить свою теорию эмпирическими исследованиями, правда, их объем пока еще не достаточен для полного подтверждения его идей.
Заключение
Теория Алдерфера сугубо психологична сама по себе.
Во-первых, Алдерфер - сам психолог.
Во-вторых, его теория опирается на концепцию Маслоу, который, как известно, считается одним из выдающихся психологов 20-го века, он занимался исследованием потребностей человека, личностных качеств психологически здоровых, наиболее развитых людей и другими, сугубо психологическими, проблемами.
В-третьих, теория Алдерфера
рассматривает потребности
Например, у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, возможно, вследствие политики предприятия или недостатка ресурсов. Разочаровавшись, этот человек может с повышенным интересом переключиться на потребность связи, то есть, более важными для него станут социальные потребности, а если не смогут реализоваться и они, то усилятся потребности существования. И, в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данных потребностей.
Если же у сотрудника активизирована определенная потребность, и его нельзя переключить на удовлетворение потребности другого уровня, например, у сотрудника преобладает потребность роста, то организация может пытаться удовлетворить эту потребность различными способами.
Это может быть предоставление карьерного роста или предоставление такой должности, которая повысит его статус в обществе, косвенно, таким образом, предоставив ему возможность удовлетворения его потребности в росте. Организация может также сделать это через направление сотрудника на переподготовку за счет кампании, чтобы удовлетворить потребность сотрудника в повышении компетентности, что является одним из способов удовлетворения потребности в росте.
Если же у сотрудника активизирована потребность существования, и его нельзя переключить на удовлетворение потребностей другого уровня, то ее можно удовлетворить таким способом, как, например, прибавка к заработной плате за прохождение курсов повышения квалификации, таким образом, частично удовлетворив его потребность существования и переключив его на удовлетворение потребности роста.
Если же у сотрудника активизирована потребность в отношениях, и ее не удается переключить на удовлетворение потребностей другого уровня, можно, например, направить его на курсы повышения квалификации, проходящей в группе, где создан благоприятный социально-психологический климат, тем самым, частично удовлетворив его потребность в отношениях и переключив его на удовлетворение потребности в росте.
Важно, вообще, учитывать то, какая потребность преобладает в работнике в данное время, чтобы, по возможности, организовать его работу так, чтобы в ней была возможность удовлетворить эту потребность.
Вот в чем, на мой взгляд, психологическая составляющая данной теории.
Список литературы:
1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. - 504 с.
2. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: учеб. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 440 с.
3. Мишурова И.В., Кутелев
П.В. Управление мотивацией
Информация о работе Теория потребностей существования, отношений, роста Клейтона Алдерфера