Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.
В случаях работы с клиентом, требующих
оперативного реагирования психолога,
стандартные тесты еще не требуются,
и психолог может использовать консультационные
приемы без учета индивидуальных
особенностей клиента или ориентироваться
на его поведенческие признаки, проявляющиеся
в ходе консультативной беседы.
В случаях длительной и углубленной индивидуальной
работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться,
поскольку близкий контакт и непосредственное
знакомство уже дают психологу необходимую
диагностическую информацию о клиенте.
Однако в случаях массовой работы с большим
потоком клиентов не использовать преимущества
тестовой психометрической технологии
вряд ли целесообразно.
Что дает тестирование в консультировании?
Во-первых, ряд тестовых методик позволяет
выявлять более глубокий уровень личности
клиента, чем тот, на котором развивается
диалог клиента с консультантом. Стандартные
методики предохраняют психолога от встречной
проекции, приписывания клиенту собственных
проблем и представлений.
Во-вторых, использование стандартных
методик позволяет использовать богатый
опыт разработчиков и других пользователей
тестов.
В-третьих, использование статистически
репрезентативных тестовых норм и количественных
показателей позволяет сопоставлять результаты
различных клиентов и прослеживать изменение
их состояния в ходе психологической работы,
оценивая ее эффективность.
В-четвертых, экономичность тестов позволяет
автоматизировать их на компьютере или
использовать не очень высоко квалифицированный
персонал, освобождая психологов от значительной
части рутинной деятельности и, давая
тем самым возможность решать более сложные
и неотложные задачи.
Кроме того, при правильном использовании
психологическое тестирование:
Какие тесты могут использоваться
в консультировании?
В зависимости от целей и условий консультирования
могут использоваться самые разнообразные
тестовые методики, которые можно условно
разделить на экспресс-методы, методы
углубленной и глубинной диагностики.
Психологические экспресс-тесты отличаются:
Тесты для углубленной
Наконец, методики глубинной психологической
диагностики:
Что требуется от психолога
для использования
Эффективное использование стандартизированных
психодиагностических средств требует
от психолога овладения навыками проведения
конкретных тестовых методик, знания содержания
диагностических показателей и умения
их интерпретировать, умения планировать
психодиагностическое обследование клиента
в соответствии с его запросами и ожиданиями,
содержанием изучаемой проблемы и объективными
условиями работы. Для решения нестандартных
задач психолог должен не просто быть
подготовлен для пользования существующими
стандартными тестовыми методиками, но
и уметь разрабатывать и применять новые
методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные
варианты таких методик. Базой для такой
деятельности являются знания в области
измерения и шкалирования, статистической
обработки данных, информатики и компьютерной
техники.
Какие ошибки встречаются
при использовании психологических тестов
в консультировании?
1. Выбор неадекватных тестовых
методик.
Эти ошибки связаны с выбором и использованием
тестов, непригодных для решения поставленных
задач, не соответствующих требуемому
уровню валидности, надежности. В качестве
примеров можно привести:
Причинами подобных ошибок могут быть:
2. Принятие неправильных
диагностических решений.
Эти ошибки могут возникать вследствие
неверной интерпретация диагностических
показателей. Например, могут быть сделаны:
Подобные ошибки могут объясняться:
3. Некорректное сообщение
результатов психологической
3.1. Передача клиенту заключения
по результатам тестирования в письменном
виде или в виде компьютерной распечатки.
К сожалению, некоторые психологи выдают
клиентам на руки письменные заключения
по результатам диагностики. Это можно
рассматривать как грубую ошибку. Из того,
что консультант говорит клиенту вслух,
клиент, как правило, запомнит только то,
что поймет, с чем согласится или не согласится.
Информация, которая может нанести психологический
вред, забудется или переработается. Кроме
того, только в процессе беседы психолог
в состоянии проконтролировать полученный
эффект и может при необходимости его
откорректировать. Напротив, когда клиент
постоянно возвращается к своим данным
и перечитывает заключение, результаты
могут быть непредсказуемы. Иногда после
этого клиентов приходится в буквальном
смысле лечить.
Эти ошибки могут быть вызваны:
3.2. Изложение результатов
тестирования без
Иногда психологи торопятся сообщить
тестовые результаты клиенту. Между тем,
сообщение результатов тестирования требует
предварительного знакомства с клиентом,
установления контакта, выявления запросов,
снятия излишнего эмоционального напряжения.
Результаты тестирования должны проверяться
с помощью беседы, наблюдения и использования
дополнительных источников информации.
Игнорирование проблем и запросов клиента,
его состояния и индивидуальных особенностей,
отсутствие обратной связи, категоричность
выводов:
Причинами подобных ошибок могут быть:
3.3. Использование некорректного
языка описания и принципов
понимания личности.
Традиционные представления характеризуют
личность как совокупность постоянных
свойств, качеств, черт, проявляющихся
безотносительно к содержанию и специфике
ситуации.
Это выражается в употреблении таких терминов
как тревожность, агрессивность, сдержанность,
уверенность в себе, способность к самоконтролю,
ответственность, невнимательность и
т.п. Клиенту часто говорится, какой он
(упорный, замкнутый, осмотрительный).
Его осведомляют, чем он характеризуется,
какими качествами обладает (педантичностью,
упрямством, раздражительностью и т.п.).
Это может подкрепить у клиента иллюзию
постоянства собственной личности, невозможности
изменения поведения, отсутствия выбора
поступков в зависимости от ситуации.
При этом клиенту редко сообщается, в каких
условиях, когда и где (в ситуациях угрозы,
в процессе принятия решения, при знакомстве
и т.п.) проявляются указанные качества.
Игнорирование условий проявления качеств
личности, отсутствие указаний на контекст,
в котором они обнаруживаются, может вводить
клиента в заблуждение относительно глобальности,
обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно
дается понять, что он такой всегда и везде.
Наконец, клиент часто получает информацию
о том, чего ему не хватает, какими способностями
он не обладает, что он не умеет или не
может делать. Кроме того, иногда сообщения
ограничиваются отрицательными результатами
тестирования, свидетельствующими о недостатках,
проблемах, затруднениях, без определения
позитивных качеств, сильных сторон, способностей
клиента.
В результате такой подачи информации
у клиента может создаваться представление
об отсутствии альтернатив в выборе поведения,
ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться
надежды на изменения и возможность решения
проблем. Таким образом, психолог может
сослужить плохую службу клиенту, если
будет говорить, какой клиент есть и кем
он не является. Самое худшее, что может
произойти в подобном случае, это то, что
клиент может в это поверить.
Более выраженным психокоррекционным
потенциалом характеризуется представление
о личности как о совокупности способов
реагирования человека в различных ситуациях.
В этом случае черта понимается как способ
поведения или переживаний человека в
определенном классе ситуаций. Любая черта
личности может быть определена как способность
человека, как позитивное качество, дающее
возможность приспособления человека
к определенным обстоятельствам. Например,
педантичность может быть сформулирована
как стремление к порядку и точности в
своих делах. Тревожный человек может
быть описан как человек, способный испытывать
чувство страха и беспокойства в ситуациях,
которые он воспринимает как угрожающие.
Человек, характеризующийся притворством,
умеет изображать чувства, которые он
на самом деле не испытывает, когда ему
нужно воздействовать на других людей.
Невнимательные люди могут отвлекаться
от того, чем они занимаются, и переключаться
на более интересные и привлекательные
дела.
Для того чтобы корректно охарактеризовать
личность клиента, можно использовать
следующие принципы рефрейминга личностных
черт:
1)Принцип деноминализации - переформулирование
терминов, характеризующих черты личности,
из существительных или прилагательных
в глаголы. В соответствии с принципом
деноминализации психолог говорит не
о том, каким является клиент или какими
качествами обладает, а о том, что он делает
или чувствует.
2)Принцип контекстуализации - указание
на содержание ситуаций, в которых могут
наблюдаться черты личности. В соответствии
с этим принципом психолог говорит о том,
когда и где человек ведет себя тем или
иным образом.
3)Принцип позитивной реинтерпретации
- замена отрицаний в определении поведения
человека на утверждения, не содержащие
частицу "не". Позитивная реинтерпретация
предполагает отказ психолога от употребления
выражений "не может", "не умеет",
"не способен", предполагающих представление
об ограниченных возможностях клиента
и отсутствие тех или иных качеств.
Например, в соответствии с принципами
рефрейминга личностных черт нерешительного
человека можно представить как человека,
медленно, но тщательно принимающего решения
в ситуациях выбора. Непослушный человек
может быть определен как человек, который
умеет отказаться от выполнения требований
других людей и действовать по-своему.
Использование рефрейминга личностных
черт может помочь клиенту:
4. Другие ошибки.
В данной статье не рассматриваются более
тривиальные ошибки, связанные с оценкой
клиента, выражением психологом собственного
отношения к нему, использованием специальных
профессиональных терминов и т.д.