Типы диагностических методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.

Вложенные файлы: 1 файл

Типы диагностических методик.docx

— 77.93 Кб (Скачать файл)
  1.  
    краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента, 
  2.  
    длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента, 
  3.  
    консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени. 

 
В случаях работы с клиентом, требующих  оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще не требуются, и психолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться  на его поведенческие признаки, проявляющиеся  в ходе консультативной беседы.  
 
В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, поскольку близкий контакт и непосредственное знакомство уже дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте.  
 
Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии вряд ли целесообразно.  
 
Что дает тестирование в консультировании? 
 
Во-первых, ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.  
 
Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов.  
 
В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.  
 
В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высоко квалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности и, давая тем самым возможность решать более сложные и неотложные задачи.  
 
Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:  

  •  
    позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента, 
  •  
    помогает установить контакт, присоединиться к клиенту, 
  •  
    может облегчить формирование и поддержание доверия клиента, 
  •  
    является источником материала для структурирования беседы, 
  •  
    дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента, 
  •  
    может служить средством воздействия на клиента. 

 
Какие тесты могут использоваться в консультировании? 
 
В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можно условно разделить на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.  
 
Психологические экспресс-тесты отличаются:  

  •  
    компактностью и экономичностью, 
  •  
    простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования, 
  •  
    возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям, 
  •  
    преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента. 

 
Тесты для углубленной психологической  диагностики характеризуются:  

  •  
    максимальной валидностью и надежностью, 
  •  
    универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации, 
  •  
    удобством для группового и компьютерного тестирования, 
  •  
    возможностью диагностики способностей. 

 
Наконец, методики глубинной психологической  диагностики:  

  •  
    позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы, 
  •  
    связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека, 
  •  
    как правило, требуют использования специальных компьютерных программ. 

 
Что требуется от психолога  для использования тестирования? 
 
Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психолог должен не просто быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.  
 
Какие ошибки встречаются при использовании психологических тестов в консультировании? 
 
1. Выбор неадекватных тестовых методик. 
 
Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующих требуемому уровню валидности, надежности. В качестве примеров можно привести:  

  •  
    использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии, 
  •  
    использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности, 
  •  
    использование методики Майерс-Бриггс для выявления способностей личности, 
  •  
    использование компьютерной программы "Профи" для диагностики профессиональных интересов и склонностей. 

 
Причинами подобных ошибок могут быть:  

  •  
    недостаточные знания психометрических свойств методик, 
  •  
    субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик, 
  •  
    стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов. 

 
2. Принятие неправильных  диагностических решений. 
 
Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретация диагностических показателей. Например, могут быть сделаны:  

  •  
    выводы о чертах и типе характера личности при "пограничном профиле" методики MMPI, 
  •  
    суждение о наличии отклонений от нормы при значении какого либо фактора личностного опросника Кеттелла равном 8 или 9 стенам, 
  •  
    заключение о различии в уровне развития интеллекта у двух клиентов по методике Амтхауэра при разнице IQ менее 5 баллов. 

 
Подобные ошибки могут объясняться:  

  •  
    недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях, 
  •  
    переоценкой степени точности и объективности применяемых методик. 

 
3. Некорректное сообщение  результатов психологической диагностики  клиенту. 
 
3.1. Передача клиенту заключения по результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки. 
 
К сожалению, некоторые психологи выдают клиентам на руки письменные заключения по результатам диагностики. Это можно рассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиенту вслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласится или не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается. Кроме того, только в процессе беседы психолог в состоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости его откорректировать. Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данным и перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Иногда после этого клиентов приходится в буквальном смысле лечить.  
 
Эти ошибки могут быть вызваны:  

  •  
    затруднениями при устном изложении результатов диагностики, 
  •  
    стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования, 
  •  
    просьбами клиента. 

 
3.2. Изложение результатов  тестирования без предварительной  работы с клиентом. 
 
Иногда психологи торопятся сообщить тестовые результаты клиенту. Между тем, сообщение результатов тестирования требует предварительного знакомства с клиентом, установления контакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения. Результаты тестирования должны проверяться с помощью беседы, наблюдения и использования дополнительных источников информации. Игнорирование проблем и запросов клиента, его состояния и индивидуальных особенностей, отсутствие обратной связи, категоричность выводов:  

  •  
    как правило, воспринимаются клиентом как давление на него, 
  •  
    могут приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов, 
  •  
    препятствует пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации, 
  •  
    мешают клиенту принять активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом, 
  •  
    не удовлетворяют потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении. 

 
Причинами подобных ошибок могут быть:  

  •  
    отсутствие знаний о процессе и принципах консультирования, 
  •  
    стремление поскорее закончить работу с клиентом, избавиться от него. 

 
3.3. Использование некорректного  языка описания и принципов  понимания личности. 
 
Традиционные представления характеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт, проявляющихся безотносительно к содержанию и специфике ситуации.  
 
Это выражается в употреблении таких терминов как тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность к самоконтролю, ответственность, невнимательность и т.п. Клиенту часто говорится, какой он (упорный, замкнутый, осмотрительный). Его осведомляют, чем он характеризуется, какими качествами обладает (педантичностью, упрямством, раздражительностью и т.п.). Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянства собственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.  
 
При этом клиенту редко сообщается, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессе принятия решения, при знакомстве и т.п.) проявляются указанные качества. Игнорирование условий проявления качеств личности, отсутствие указаний на контекст, в котором они обнаруживаются, может вводить клиента в заблуждение относительно глобальности, обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно дается понять, что он такой всегда и везде.  
 
Наконец, клиент часто получает информацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, что он не умеет или не может делать. Кроме того, иногда сообщения ограничиваются отрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках, проблемах, затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон, способностей клиента.  
 
В результате такой подачи информации у клиента может создаваться представление об отсутствии альтернатив в выборе поведения, ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды на изменения и возможность решения проблем. Таким образом, психолог может сослужить плохую службу клиенту, если будет говорить, какой клиент есть и кем он не является. Самое худшее, что может произойти в подобном случае, это то, что клиент может в это поверить.  
 
Более выраженным психокоррекционным потенциалом характеризуется представление о личности как о совокупности способов реагирования человека в различных ситуациях. В этом случае черта понимается как способ поведения или переживаний человека в определенном классе ситуаций. Любая черта личности может быть определена как способность человека, как позитивное качество, дающее возможность приспособления человека к определенным обстоятельствам. Например, педантичность может быть сформулирована как стремление к порядку и точности в своих делах. Тревожный человек может быть описан как человек, способный испытывать чувство страха и беспокойства в ситуациях, которые он воспринимает как угрожающие. Человек, характеризующийся притворством, умеет изображать чувства, которые он на самом деле не испытывает, когда ему нужно воздействовать на других людей. Невнимательные люди могут отвлекаться от того, чем они занимаются, и переключаться на более интересные и привлекательные дела.  
 
Для того чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт:  
 
1)Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательных в глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говорит не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что он делает или чувствует.  
 
2)Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствии с этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом.  
 
3)Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащие частицу "не". Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений "не может", "не умеет", "не способен", предполагающих представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствие тех или иных качеств.  
 
Например, в соответствии с принципами рефрейминга личностных черт нерешительного человека можно представить как человека, медленно, но тщательно принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться от выполнения требований других людей и действовать по-своему.  
 
Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту:  

  •  
    более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства, 
  •  
    расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах, 
  •  
    ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям. 

 
4. Другие ошибки. 
 
В данной статье не рассматриваются более тривиальные ошибки, связанные с оценкой клиента, выражением психологом собственного отношения к нему, использованием специальных профессиональных терминов и т.д. 

 

 


Информация о работе Типы диагностических методик