Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.
Требования к языковым тестам
К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения, разработка тестов - дело специалистов [2, с. 44].
Выделяют пять общих требований к тестам контроля знаний:
- валидность;
- определенность (общепонятность);
- простота;
- однозначность;
- надежность [14, с. 11].
Валидность теста - это адекватность.
Различают содержательную и критериальную (функциональную) валидность: первая - это соответствие теста содержанию контролируемого учебного материала, вторая - соответствие теста оцениваемому уровню деятельности.
Выполнение требования определенности (
Требование простоты теста означает, что тест должен иметь все задания примерно одного уровня сложности, т.е. он не должен быть комплексным и состоять из заданий разного уровня сложности.
Однозначность определяют как одинаковость оценки качества теста разными экспертами. Для выполнения этого требования тест должен иметь эталон.
Требование надежности
При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки знаний.
В первую очередь, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представлености в тесте разных учебных тем, понятий.
Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается.
Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.
Варианты ответов на каждое
задание должны подбираться таким
образом, чтобы исключались возможности
простой догадки или
Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений «да - нет», «верно-неверно».
Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий, определений и т.д. При этом тестовые задачи не должны быть слишком громоздкими или слишком простыми. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти, а в качестве нев Достоинства и недостатки тестов
Тесты, как и другие методы педагогического контроля, имеют свои достоинства и недостатки. Приведем некоторые из них, которые выделяет А.В. Конышева «Преимущества тестов заключаются в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний. Также преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно, упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ.
Индивидуальные тесты позволяют педагогу или психологу получить в результате не только баллы, но и условное представление о многих личностных особенностях тестируемого». [12, с.19]
В отечественной дидактике тестирование считалось до недавнего времени вредным, так как на его основе, полагали ученые, происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития.
В наше время у тестов также существуют недостатки.
Проблемы оценки качества обучения с помощью тестов всегда рассматривалась как важная и, одновременно, «опасная».
«Опасность» педагогического
тестирования заключается в том,
что любая необоснованность, неосторожность
или поспешность в выводах
может привести к случайным заключениям,
поспешным рекомендациям и
Одним из недостатков тестового метода контроля знаний является возможность угадывания, а также то, что учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит характера хода решения, глубину знаний (мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным, нет гарантии наличия прочных знаний у учащегося). Отметим, что это недостаток характерен для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных.
Кроме того, составление
тестов зачастую базируется на элементарной
психической функции - узнавании, которая
проще функции воспроизведения;
некоторые исследователи
Возможно возникновение и других трудностей. Так, например, довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.
Гулидов И.Н. выделяет такие проблемы реализации тестовой формы контроля в российской школе, как необходимость разработки учебников, ориентированных на тестовую форму контроля знаний; значительные затраты времени на первичную подготовку качественных контрольно-измерительных материалов (КИМов); необходимость преодоления сопротивления и комплекса предубеждений приверженцев старых методов педагогических измерений; а также малое количество специалистов по тестированию в системе образования [Цит. по: 6, с.11 ].
Но, несмотря на указанные недостатки тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.
Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:
- повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
- осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
- снижение воздействия
негативного влияния на
- высокая объективность
и, как следствие, большее
- использование в среде
компьютерных обучающих и
- возможность математико-
- осуществление принципа
индивидуализации и
- возможность увеличить
частоту и регулярность
- облегчение процесса интеграции системы образования страны в европейскую.
Таким образом, учитывая достоинства и недостатки тестов как метода педагогического контроля, при проведении тестов следует уделять внимание специфике данного метода контроля, также нельзя упускать из виду особенности испытуемых, учитывать неполный объем результатов, полученных в ходе проведения тесто в ерных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.
В каких случаях
целесообразно психологическое
тестирование?
Тестовые методики для диагностики индивидуальных
особенностей интеллекта, личности, межличностных
отношений и психического состояния человека
традиционно используются в сфере образования,
здравоохранения, занятости, бизнеса,
семейного консультирования. Психологу
нередко приходится решать задачи, требующие
психологической диагностики. Это - измерение
профессиональных склонностей и способностей,
диагностика профпригодности, профориентация,
отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании,
оценка психического здоровья, выявление
критических состояний и отклоняющегося
поведения, контроль эффективности коррекционных
воздействий, оценка работоспособности,
прогнозирование трудностей в обучении,
подбор совместимых лиц для групповой
работы, анализ стиля руководства, определение
психологического климата, предупреждение
конфликтов.
Что мешает применению тестирования
в психологическом консультировании?
Корректное использование психодиагностических
методик является одним из условий повышения
эффективности работы психолога. Сомнения
некоторых психологов по поводу целесообразности
использования психологических тестов
в практической работе с клиентами вызваны
возможностью возникновения ряда психологических
барьеров, как со стороны психолога, так
и со стороны клиента.
Клиент может опасаться раскрытия собственных
личных качеств или неправильного использования
результатов тестирования. Кроме того,
он может пассивно и потребительски относиться
к процессу консультирования.
В свою очередь, психолог может считать,
что стандартизированная процедура психологического
тестирования мешает установлению неформального
контакта с клиентом. Он также может недостаточно
доверять результатам тестирования из-за
того, что в своей практике сталкивался
с тестами сомнительной надежности или
имеет не слишком четкое представление
об их конструкции. Наконец, он может просто
недостаточно хорошо владеть используемой
психодиагностической методикой или не
иметь в своем личном распоряжении тестов,
подходящих для решения конкретной задачи.
Когда использование тестирования
в консультировании не требуется?
Иногда психологи считают, что применение
стандартных психометрических средств
необходимо лишь в процессе научного исследования,
а в практической работе полагаются на
свой опыт общения с клиентом. Такой подход
к решению психологических задач в ряде
случаев может быть оправдан, поскольку
тестирование требует определенных затрат
времени и сил, а также дополнительной
квалификации психолога.
Консультационные ситуации можно разделить
на три класса по продолжительности и
глубине работы с клиентом: