Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа
Краткое описание
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.
Выбор способов и
формы описания наблюдения зависят
от того, каков его характер: поисковый
или исследующий. Однако имеются
некоторые общие требования к
записи наблюдения.
1. Запись должна
фиксировать наблюдаемый факт
в том виде, в котором он
существовал реально, не подменяя
его описанием личных впечатлений
и разнообразных суждений самого
наблюдателя. Другими словами,
записывать нужно только то, что
происходило и каким образом
(фотографическая запись).
2. Запись должна
фиксировать не только наблюдаемый
факт, но и ту окружающую обстановку
(фон), в которой он происходил.
3. Запись должна
по возможности полно в соответствии
с поставленной целью отражать
изучаемую реальность.
При поисковом
наблюдении обычно используются
формы записей в виде сплошного протокола
или дневника (можно прибегать и к таким
формам, как кино-, фото-, видеорегистрация).
Сплошной протокол
представляет собой обычную форму
записи без каких-либо рубрикаций. Он
пишется во время наблюдения, поэтому
желательно для ускорения записи
использовать условные обозначения
или стенографию.
Дневник используется
при многодневных наблюдениях, иногда
длящихся месяцы и годы. Дневник
ведется в тетради с пронумиерован-ными
страницами и большими полями для обработки
записей. Вести запись желательно во время
наблюдения. Если это не всегда возможно,
то следует хотя бы зафиксировать существенные
моменты, а подробности -- сразу же после
окончания наблюдений.
При исследующем
наблюдении способ записи существенно
отличается от рассмотренного выше. Если
в поисковом наблюдении список признаков,
единиц поведения открыт и туда могут
добавляться все новые и новые признаки,
то в исследующем наблюдении часто уже
заранее перечислены категории, в которых
будет осуществляться запись единиц наблюдения.
Добавлять в эту систему что-то новое нельзя.
Иногда категории могут содержать только
одну единицу наблюдения, но чаще всего
несколько разных единиц наблюдения относятся
к одной категории.
В этом случае наиболее
распространенными способами записи
наблюдения является запись в символах
(пиктограммы, буквенные обозначения,
математические знаки и сочетания
двух последних) и стандартный протокол,
который имеет вид таблицы. Здесь
уже не предусматривается содержательного
описания единиц поведения, а сразу
эти единицы подводятся под ту
или иную категорию и фиксируются
в протоколе наблюдения.
При наблюдении можно
пользоваться как качественным описанием
событий, так и количественным. Анализ
результатов также может быть
качественным и количественным. Для
того чтобы в какой-то мере уменьшить
субъективизм наблюдателя при описании
и обработке результатов, широко
используется психологическое шкалирование.
Оно направлено на оценку степени выраженности
наблюдаемых признаков.
Шкалирование осуществляется
в основном с помощью балльных оценок.
Степень выраженности признака растет
пропорционально количеству баллов в
шкале. Обычно используются 3-10-балльные
шкалы. Такие шкалы называются числовыми.
Примеры.
1. Активность 0 12
34 5.
2. Какой интерес
проявляет ребенок во время
занятий?
* совсем не
проявляет (1 балл);
* едва проявляет
(2 балла);
* проявляет какой-то
интерес (3 балла);
* проявляет большой
интерес (4 балла);
* проявляет щучий
интерес (5 баллов).
Другой вариант
представляют шкалы прилагательных,
которые выражают либо интенсивность,
либо частоту исследуемого признака,
например:
¦ общительный: вполне
-- средне -- умеренно -- вовсе нет;
¦ пунктуальный:
всегда -- обыкновенно -- средне -- иногда
-- никогда.
Применяется и
графическая форма шкалы, при
которой оценка выражается величиной
части отрезка прямой, крайние
точки которого отмечают нижний и
верхний баллы.
Виды наблюдений. В педагогических и психологических
исследованиях применяется широкое разнообразие
видов, форм наблюдений. К числу наиболее
распространенных видов можно отнести
следующие.
1. Наблюдения
хронологические: лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного
времени, обычно ряда лет и предполагают
постоянный контакт исследователя и объекта
изучения); периодические (проводятся в течение определенных,
обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в виде
описания отдельного случая).
2. В зависимости
от ситуации наблюдения могут
быть полевые (естественные для жизни наблюдаемого
условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных
условиях) и спровоцированные в естественных условиях.
3. В зависимости
от позиции наблюдателя по
отношению к объекту наблюдение
может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла),
наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом
группы, полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как
и наблюдение со стороны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель
действует инкогнито).
Перечисленные классификации
не противостоят друг другу и в
реальном конкретном исследовании могут
сочетаться их разные виды.
В заключение нужно
еще раз подчеркнуть, что метод
наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим
инструментом, требующим от наблюдателя
большого профессионального опыта и специальной
подготовки. Сформулирован ряд правил,
при соблюдении которых эффективность
этого метода повышается:
¦ проводить многократные
систематические наблюдения данного
поведения в разнообразных ситуациях,
что позволит отделить случайные
совпадения от устойчивых закономерных
связей;
¦ не делать поспешных
выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные
предположения относительно той реальности,
которая стоит за наблюдаемым фактом;
¦ не отрывать частные
условия возникновения наблюдаемого
факта от общей ситуации; рассматривать
их в контексте общей ситуации;
¦ стараться быть
беспристрастным;
¦ оценивать одного
обследуемого должны несколько наблюдателей
(не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка
должна образовываться из их наблюдений,
при этом суждения каждого из них должны
быть независимыми.
Попытки придать
этому методу формализованный характер
(например, составление жесткой процедуры
наблюдения, получение с помощью
шкал количественных оценок) также
способствуют повышению объективности
и достоверности полученной информации.
Однако полностью исключить влияние
личности экспериментатора на результаты
наблюдения все же невозможно.
Беседа Беседа
-- это метод сбора первичных данных на
основе вербальной коммуникации.
Он при соблюдении
определенных правил позволяет получить
не менее надежную информацию, чем
в наблюдениях, о событиях прошлого
и настоящего, об устойчивых склонностях,
мотивах тех или иных поступков,
о субъективных состояниях. Было бы
ошибкой считать, что беседа -- самый
легкий для применения метод. Искусство
использования этого метода состоит в
том, чтобы знать, как спрашивать, какие
задавать вопросы, как убедиться в том,
что можно верить полученным ответам.
Очень важно, чтобы беседа не превращалась
в допрос, поскольку ее эффективность
в этом случае очень низка.
Беседа как
метод психодиагностики имеет некоторые
различия по форме и характеру
организации.
Одним из наиболее
распространенных видов беседы является
интервью.
Интервью
-- это проводимая по определенному плану
беседа, предполагающая прямой контакт
интервьюера с респондентом (опрашиваемым).
По форме оно
бывает:
¦ свободное (беседа
без строгой детализации вопросов, но
по общей программе: стройная стратегия
в общих чертах, а тактика свободная);
¦ стандартизованное
(с детальной разработкой всей процедуры,
включая общий план беседы, последовательность
вопросов, варианты возможных ответов:
стойкая стратегия и тактика);
¦ частично стандартизованное
(стойкая стратегия, а тактика более свободная).
Диагностическим
целям в большей мере соответствует
стандартизованная форма интервью,
поскольку дает возможность получить
сравнимые данные по разным испытуемым,
ограничивает влияние посторонних
воздействий, позволяет в полной
мере и в нужной последовательности
отработать все вопросы. Однако следует
применять его только тогда, когда
отвечающий охотно идет на это. В противном
случае результат может быть неудовлетворительным,
поскольку стандартизованное интервью
многими людьми воспринимается как
ситуация экзаменационного опроса, что
ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего.
Интервью не должно быть продолжительным
и скучным. Регистрация ответов не должна
сдер-кивать отвечающего.
В зависимости
от целевого назначения интервью разделяют
на диагностические и клинические. Диагностическое интервью --
это метод получения информации общего
содержания и направлен на зонди-эование
различных аспектов поведения, свойств
личности, характера, а также жизни вообще:
выяснение интересов и склонностей, по-ножения
в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно
может быть управляемым инеуправляемым
(исповедальным).
Клиническое интервью
-- это метод терапевтической беседы, помогающей
человеку осознать свои внутренние затруднения,
конфликты, скрытые мотивы поведения.
Определенные
трудности в применении метода беседы
возникают у психолога при
работе с детьми [36; 94]. В этом случае
стандартизованное интервью используется
редко. Психолог стремится к более
естественным формам беседы (диагностическому
интервью). У детей чаще всего
отсутствует какая-либо мотивация
общения с психологом и поэтому
не всегда удается сразу установить
с ними контакт, так необходимый
при проведении беседы. В этих случаях
у психолога должны быть под рукой
яркие игрушки, цветные карандаши,
бумага и другие занимательные вещи,
которые вызывают интерес ребенка
и склоняют его к общению.
В беседе с детьми
очень важную роль играет правильно
сформулированный вопрос. Как уже
говорилось выше, вопросы являются
основными элементами в структуре
беседы. Они чаще всего распределяются
на три группы:
¦ прямые («Ты
боишься грозы?»);
¦ косвенные («Что
ты делаешь, когда бывает гроза?»);
¦ проективные («Дети
боятся грозы? Ну а как ты?»).
Косвенные и проективные
вопросы помогают выявить такие
особенности, которые трудно поддаются
осознанию. Их можно использовать, чтобы
исключить социально желательные
ответы.
Проводя беседу,
очень важно по отношению к
ребенку занять правильную позицию,
и больше всего здесь подходит
принцип недирективной психотерапии:
¦ психолог должен
создать человеческое тепло, полное
понимания отношение к ребенку,
позволяющее как можно раньше
установить контакт;
¦ он должен принимать
ребенка таким, каков он есть;
¦ своим отношением
он должен дать ребенку почувствовать
атмосферу взаимного доверия, чтобы
ребенок мог свободно проявлять
свои чувства;
¦ психолог должен
тактично и бережно относиться к
позициям ребенка, он ничего не осуждает,
но в то же время и не оправдывает, однако
при этом все понимает.
Регистрация ответов
не должна нарушать общение и тормозить
детскую непосредственность. Более
предпочтительно использовать запись
от руки, чем магнитофонную, поскольку
она позволяет сохранить естественность
ситуации, меньше отвлекает ребенка,
не сковывает. В процессе беседы следует
отмечать и такие моменты, как
паузы, интонации, тон, темп речи и т.
п.
Анализ продуктов
деятельности (контент-анализ)
В психодиагностике
существует еще один способ получения
информации о человеке -- это количественно-качественный
анализ документальных и материальных
источников, позволяющий изучать продукты
человеческой деятельности.
Под понятием «документальный
источник» понимаются:
¦ письма;
¦ автобиографии;
¦ дневники; фотографии;
записи на кино-
и видеопленке;
творческие результаты
в разных видах искусства;
материалы различных
средств массовой информации (газеты,
журналы и т. п.).
Для того чтобы
при изучении документов можно было
преодолеть субъективизм исследователя,
выявить достоверную информацию
и достаточно точно ее регистрировать,
был разработан специальный метод,
получивший название контент-анализ (буквально
«анализ содержания»). Впервые он начал
применяться начиная с 20-х гг. прошлого
столетия для обработки материалов средств
массовой коммуникации. Это более или
менее формализованный метод анализа
документов, когда на основе гипотезы
исследователя в документальных материалах
выделяются специальные единицы информации,
а затем гюд-считывается частота их употребления.
Так, например, в 20-е гг. XX в. русский исследователь
Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений
прослеживал, как распределяются положительные
и отрицательные оценки школьниками своей
жизни в зависимости от возраста и пола.
Или другой пример: в 80-х гг. XX в. Н. Н. Лепехиным
и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ
эпизодов жестокости и агрессии в западных
и отечественных кинофильмах [62].
Таким образом, основная процедура
контент-анализа связана с переводом качественной
информации на язык счета. С этой целью выделяются
два типа единиц: смысловые, или качественные,
единицы анализа и единицы счета, или количественные.
Основная трудность при работе с документальными
источниками -- умение провести качественный
анализ, т. е. выделить смысловые единицы.
Это во многом зависит от личной компетентности
исследователя, уровня его творческих
возможностей.
Так как контент-анализ
основан на принципе повторяемости, частоты
использования различных смысловых единиц
(например, определенных понятий, суждений,
образов и т. п.), его следует применять
только тогда, когда есть достаточное
количество материала для анализа.
В контент-анализе
от простого подсчета частот встречаемости
тех или иных смысловых единиц постепенно
перешли к более сложным статистическим
приемам (корреляционной технике и факторному
анализу). Новым этапом в развитии этого
метода стала его компьютеризация. Особенно
широко это используется в США -- там разрабатываются
стандартные программы анализа разнообразных
документов, позволяющие достаточно быстро
и надежно проанализировать огромный
объем информации и освободить кодировщиков
от утомительного ручного способа.