Типы диагностических методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.

Вложенные файлы: 1 файл

Типы диагностических методик.docx

— 77.93 Кб (Скачать файл)

Выбор способов и  формы описания наблюдения зависят  от того, каков его характер: поисковый  или исследующий. Однако имеются  некоторые общие требования к  записи наблюдения.

1. Запись должна  фиксировать наблюдаемый факт  в том виде, в котором он  существовал реально, не подменяя  его описанием личных впечатлений  и разнообразных суждений самого  наблюдателя. Другими словами,  записывать нужно только то, что  происходило и каким образом  (фотографическая запись).

2. Запись должна  фиксировать не только наблюдаемый  факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил.

3. Запись должна  по возможности полно в соответствии  с поставленной целью отражать  изучаемую реальность.

При поисковом наблюдении обычно используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника (можно прибегать и к таким формам, как кино-, фото-, видеорегистрация).

Сплошной протокол представляет собой обычную форму  записи без каких-либо рубрикаций. Он пишется во время наблюдения, поэтому  желательно для ускорения записи использовать условные обозначения  или стенографию.

Дневник используется при многодневных наблюдениях, иногда длящихся месяцы и годы. Дневник  ведется в тетради с пронумиерован-ными страницами и большими полями для обработки записей. Вести запись желательно во время наблюдения. Если это не всегда возможно, то следует хотя бы зафиксировать существенные моменты, а подробности -- сразу же после окончания наблюдений.

При исследующем наблюдении способ записи существенно отличается от рассмотренного выше. Если в поисковом наблюдении список признаков, единиц поведения открыт и туда могут добавляться все новые и новые признаки, то в исследующем наблюдении часто уже заранее перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения. Добавлять в эту систему что-то новое нельзя. Иногда категории могут содержать только одну единицу наблюдения, но чаще всего несколько разных единиц наблюдения относятся к одной категории.

В этом случае наиболее распространенными способами записи наблюдения является запись в символах (пиктограммы, буквенные обозначения, математические знаки и сочетания  двух последних) и стандартный протокол, который имеет вид таблицы. Здесь  уже не предусматривается содержательного  описания единиц поведения, а сразу  эти единицы подводятся под ту или иную категорию и фиксируются  в протоколе наблюдения.

При наблюдении можно  пользоваться как качественным описанием  событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным. Для  того чтобы в какой-то мере уменьшить  субъективизм наблюдателя при описании и обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование. Оно направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков.

Шкалирование осуществляется в основном с помощью балльных оценок. Степень выраженности признака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно используются 3-10-балльные шкалы. Такие шкалы называются числовыми.

Примеры.

1. Активность 0 12 34 5.

2. Какой интерес  проявляет ребенок во время  занятий?

* совсем не  проявляет (1 балл);

* едва проявляет  (2 балла);

* проявляет какой-то  интерес (3 балла);

* проявляет большой  интерес (4 балла);

* проявляет щучий  интерес (5 баллов).

Другой вариант  представляют шкалы прилагательных, которые выражают либо интенсивность, либо частоту исследуемого признака, например:

¦ общительный: вполне -- средне -- умеренно -- вовсе нет;

¦ пунктуальный: всегда -- обыкновенно -- средне -- иногда -- никогда.

Применяется и  графическая форма шкалы, при  которой оценка выражается величиной  части отрезка прямой, крайние  точки которого отмечают нижний и  верхний баллы.

Виды наблюдений. В педагогических и психологических исследованиях применяется широкое разнообразие видов, форм наблюдений. К числу наиболее распространенных видов можно отнести следующие.

1. Наблюдения  хронологические: лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).

2. В зависимости  от ситуации наблюдения могут  быть полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированные в естественных условиях.

3. В зависимости  от позиции наблюдателя по  отношению к объекту наблюдение  может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).

Перечисленные классификации  не противостоят друг другу и в  реальном конкретном исследовании могут  сочетаться их разные виды.

В заключение нужно  еще раз подчеркнуть, что метод  наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается:

¦ проводить многократные систематические наблюдения данного  поведения в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные  совпадения от устойчивых закономерных связей;

¦ не делать поспешных  выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом;

¦ не отрывать частные  условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать  их в контексте общей ситуации;

¦ стараться быть беспристрастным;

¦ оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого из них должны быть независимыми.

Попытки придать  этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры  наблюдения, получение с помощью  шкал количественных оценок) также  способствуют повышению объективности  и достоверности полученной информации. Однако полностью исключить влияние  личности экспериментатора на результаты наблюдения все же невозможно.

Беседа Беседа -- это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем  в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа -- самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Беседа как  метод психодиагностики имеет некоторые  различия по форме и характеру  организации.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью -- это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

По форме оно  бывает:

¦ свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

¦ стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

¦ частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует  стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних  воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует  применять его только тогда, когда  отвечающий охотно идет на это. В противном  случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как  ситуация экзаменационного опроса, что  ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдер-кивать отвечающего.

В зависимости  от целевого назначения интервью разделяют  на диагностические и клинические. Диагностическое интервью -- это метод получения информации общего содержания и направлен на зонди-эование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, по-ножения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым инеуправляемым (исповедальным).

Клиническое интервью -- это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Определенные  трудности в применении метода беседы возникают у психолога при  работе с детьми [36; 94]. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более  естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего  отсутствует какая-либо мотивация  общения с психологом и поэтому  не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый  при проведении беседы. В этих случаях  у психолога должны быть под рукой  яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка  и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно  сформулированный вопрос. Как уже  говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре  беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

¦ прямые («Ты  боишься грозы?»);

¦ косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

¦ проективные («Дети  боятся грозы? Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные  вопросы помогают выявить такие  особенности, которые трудно поддаются  осознанию. Их можно использовать, чтобы  исключить социально желательные  ответы.

Проводя беседу, очень важно по отношению к  ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

¦ психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

¦ он должен принимать  ребенка таким, каков он есть;

¦ своим отношением он должен дать ребенку почувствовать  атмосферу взаимного доверия, чтобы  ребенок мог свободно проявлять  свои чувства;

¦ психолог должен тактично и бережно относиться к  позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Регистрация ответов  не должна нарушать общение и тормозить  детскую непосредственность. Более  предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку  она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует  отмечать и такие моменты, как  паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.

Анализ продуктов  деятельности (контент-анализ)

В психодиагностике существует еще один способ получения  информации о человеке -- это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

Под понятием «документальный  источник» понимаются:

¦ письма;

¦ автобиографии;

¦ дневники; фотографии;

записи на кино- и видеопленке;

творческие результаты в разных видах искусства;

материалы различных  средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

Для того чтобы  при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализ (буквально «анализ содержания»). Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. прошлого столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем гюд-считывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. XX в. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример: в 80-х гг. XX в. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах [62].

Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками -- умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США -- там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.

Информация о работе Типы диагностических методик