Типы руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Стиль руководство оказывает большое влияние на результативность труда. От того, какими средствами руководитель воздействует на подчиненных, призывает их к работе, каким образом он их мотивирует, учитывает ли потребности, особенности каждого работника, зависит сама производительность, будут ли работники заинтересованы в качестве работы, в результате своего труда. В современном менеджменте осознание значимости стиля руководства, понимание возможностей воздействия на работников имеет весомое практическое значение. Этим объясняется актуальность изучения феномена стиля руководства.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие и классификация стилей руководства 5
1.1 Стиль руководства 5
1.2 Классификация стилей с точки зрения различных подходов. 7
Глава 2. Удовлетворенность работой подчиненных 25
2.1 Понятие удовлетворенности работой 25
2.2 Факторы влияющие на удовлетворенность работой 27
2.3 Стиль, удовлетворение и производительность 31
Заключение 39
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 78.83 Кб (Скачать файл)

Стиль руководства, способы и методы управления, наиболее соответствующие ситуации, предпочитаемой подчинёнными, зависят от их личных качеств и от условий среды. Если у подчинённых имеется большая потребность в самоуважении и высоко чувство принадлежности к фирме – предпочтительнее поддержка. Однако если у сотрудников существует сильная потребность  в самовыражении и автономии, то предпочтительнее инструментальный способ управления.

Теория жизненного цикла  (модель ситуационного лидерства) Полa Херсли и Кена Бланшара – согласно ей, наиболее эффективные стили лидерства зависят от зрелости исполнителей, их способности нести ответственность за свое поведение, желания осуществить поставленную цель, а так же от образования и опыта в решении конкретных задач. Причем зрелость исполнителей зависит от конкретной задачи и определяется руководителем. Для подчинённых с низким уровнем зрелости применим такой вид, как «давать указания», поскольку руководитель исходит из того, что подчинённые либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу и им нужны инструкции, руководство и строгий контроль. От руководителей требуется большая ориентированность на задачу и малоориентированный на человеческие отношения. Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они уже хотят брать на себя ответственность, но ещё не могут этого сделать, применяется вид лидерства, который может быть охарактеризован термином «продавать». Руководитель в равной степени ориентирован и на задачу, и на человеческие отношения. Он дает подчинённым конкретные указания и в тоже время поддерживает их желание и энтузиазм самостоятельно выполнять работу. Третий вид лидерства - используется тогда, когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за выполнение задания, хотя и обладают достаточной для этого зрелостью. Здесь самый подходящий вид лидерства, основанный на участии подчинённых в принятии решений, потому, что они знают ,что и как надо делать, и им не требуется особых указаний. Руководитель должен разбудить у подчинённых чувства причастности к выполнению данной задачи, для чего необходимо повысить мотивацию поставленной задачи, предоставляя им возможность участвовать в принятии решений, оказывая им помощь и не навязывая указаний. Четвёртый вид лидерства применяется при высоком уровне зрелости подчинённых, когда они могут и хотят нести ответственность. Здесь руководитель разделяет полномочия. Подчинённые сами узнают, что и как делать, и осознают свою ответственность за решение задач. Ни поддержка, ни указания здесь не нужны. Как и другие ситуационные модели, модель жизненного цикла рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства.[11]

По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях руководства:

  1. руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации;
  2. руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение;
  3. руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение;
  4. руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение;
  5. руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее независимо от того, кто его автор.[12]

При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:

  • достаточность информации и опыта у подчиненных;
  • уровень требований, предъявляемых к решению;
  • четкость и структурированность проблемы;
  • степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
  • вероятность того, что решение получит поддержку;
  • заинтересованность исполнителей в достижении целей;
  • возможность возникновения внутренних конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.[13]

Современный подход

Современные исследователи стремятся, как можно точнее представить в своих моделях особенности поведения руководителя в процессе разрешения организационных задач. В справедливости этого не трудно убедиться, обратившись к теоретическим разработкам японского автора Т.Коно.

Опираясь на идеи ряда американских специалистов в области менеджмента, он построил четырехстилевую модель поведения хозяйственного высшего руководителя. Причём каждый стиль содержит соответствующие менеджерские качества. Согласно Т.Коно, стили руководства могут быть обозначены следующим образом: новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический и консервативно-интуитивный.      

Новаторско-аналитический стиль – это энергичный новатор и одновременно хороший организатор. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: преданность фирме, энергичность и новаторство, чуткость к новой информации и идеям, богатый идеями, много альтернатив, способен принять быстрое решение и обеспечить хорошую интеграцию.

Стиль руководства отличается четкостью  в формировании целей и установок, готовностью учитывать мнение других, терпимость к неудачам.

При новаторско-аналитическом образе действия  решения принимаются в процессе взаимодействия различных уровней управления, многие идеи генерируются в результате простого накопления информации и проекты объединяются во всеобъемлющем плане – планомерное принятие решений.

 Новаторско-интуитивный – способный к нововведениям энергичный и авторитарный руководитель. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: эгоистичность, энергичность и новаторство, чуткость к новым возможностям благодаря интуиции, идеи на основе интуиции, немногочисленность альтернатив, руководитель тяготеет к быстрым решениям без достаточного учета ресурсов.

При новаторско-интуитивном образе действия решения спускаются  сверху вниз интуитивно возникшая идея, появляется до завершения сбора информации, решения принимаются в процессе обобщения частных предложений, но интегрируемых в особых проектах – это предпринимательский метод принятия решений.

Кансервативно-аналитический тип – это теоретик, стремящийся к совершенству, но не принимающий риска. Данный тип менеджерского поведения теоретически последовательный, идеалистический и взыскательный, приверженный принципу, теоретический, субоптимизирующий и постепенный. Неохотно принимает решения, пока нет достаточной информации и ресурсов.

При консервативно-аналитическом образе действия целью является совершенное решение, которое не принимается до тех пор, пока не собрало достаточной информации, позволяющей почти исключить риск.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Удовлетворенность работой подчинных

2.1 Понятие удовлетворенности  работой

Удовлетворенность работой – совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности, осуществляемой работником в организации. В процессе профессиональной адаптации и самоидентификации важную роль играют мотивация трудовой активности и удовлетворенность трудом. Трудовая мотивация – процесс выбора профессии, модели профессиональной активности и обоснования участия человека в трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом в первую очередь зависит от соответствия результата труда внутренним потребностям индивида. [15]

Ф. Герцберг выделил две группы факторов, влияющих на удовлетворенность работой. Первая – гигиенические факторы, включающие условия труда и быта, организацию труда, режим работы, обеспечение льготами и жильем. Эта группа факторов влияет на производственные отношения. Вторая группа – мотивы – включает удовлетворение внутренних потребностей, в том числе признания достижений успехов в работе, глубинную интеграцию в содержание трудовой деятельности, ответственность.[16]

Личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой

Д. Шульц, С. Шульц в книге «Психология и работа» выделяют личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой:

  1. возраст – с возрастом удовлетворенность работой возрастает;
  2. пол – зачастую оплата женского труда ниже мужского;
  3. статус – удовлетворенность трудом тем выше, чем выше у работника должность;
  4. расовая принадлежность – дискриминация по расовому признаку в первую очередь отражается на статусе кандидатов и финансовом положении;
  5. когнитивные способности – несоответствие рабочей деятельности уровню интеллекта ведет к неудовлетворенности трудом либо по причине нереализованных возможностей, либо из-за излишней сложности задания;
  6. конгруэнтность работы – удовлетворенность зависит от соответствия заданий способностям исполнителя;
  7. отношение к работнику в компании – cправедливое или несправедливое, по мнению работника, отношение влияет на удовлетворенность работой в целом;
  8. состояние здоровья;
  9. стаж работы – удовлетворенность работой нарастает со стажем;
  10. эмоциональная стабильность и адаптивность – чем выше адаптивность и эмоциональная стабильность, тем выше и удовлетворенность работой;
  11. организация досуга – удовлетворенность работой повышается, если существуют корпоративные праздники, секции и т. д.;
  12. семья и другие внерабочие интеракции – уважительное отношение семьи к рабочим обязанностям индивида повышает удовлетворенность.

Поведение работника в связи с удовлетворенностью трудом

Д. Шульц, С. Шульц в книге «Психология и работа» рассматривают поведение работника в связи с удовлетворенностью работой и отмечают следующие моменты:

  1. производительность труда выше;
  2. работник склонен помогать другим сотрудникам;
  3. уровень прогулов ниже;
  4. текучесть кадров ниже.[17]

2.2 Факторы влияющие на удовлетворенность работой

Из всех факторов, влияющих на удовлетворенность работой, следует выделить личную мотивацию. Мотивы, есть побудительные моменты, управляющие нашими поступками. У каждого есть свои побудительные моменты. Если мы обратимся к классификации мотивов, то можно составить следующую классификацию:

  • физиологические потребности;
  • потребность в защите/безопасности;
  • потребность в любви/причастности;
  • потребность в признании/результатах;
  • потребность в самовыражении.

Помимо собственных целей, для достижения производственных мы можем и должны использовать не только собственные мотивы, но и мотивы работающих рядом. Например, работник с готовностью остается после работы помогать своему молодому товарищу осваивать сложную для него операцию. Возможны различные причины этого: “болеет” за коллектив и интересы дела; опасается, что его недолюбливают товарищи, и хочет понравиться им; любит учить других и показывать свою компетентность; не знает, куда деться после работы; хочет помочь работникам из-за личной симпатии и т.д. Таким образом, знание мотивации – ключ к пониманию поведения человека и возможности воздействия на него.[18]

Прикладная психология разделяет:

  1. мотиваторы - признание, положительный результат, цель как таковая, грамотный руководитель, самостоятельность, заработок, хороший коллектив, информированность, четкая постановка задач и др.
  2. демотиваторы - критика, отсутствие признания, некомпетентный руководитель, не информированность, перегруженность, неудачи на работе, неясность целей, и др. Перечисленные мотиваторы однозначно свидетельствуют о том, что в отношении с мотивацией сотрудников решающую роль играет удовлетворенность работой и результатами своего труда,  так же возможность самовыражения. Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и организацией труда, методами управления и степенью влияния работника на производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решения). Не нужно, однако, забывать, что заработок, оплата труда так же играют мотивирующую роль. Мотивируют как труд, так и стремление к достижению успеха, т.е. не только духовные, но и материальные ценности. Материальная заинтересованность – один из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности, однако учитывать его необходимо осторожно, т.к. этот стимул хоть и является очевидным, но как показывает опыт, «срабатывает» далеко не всегда.

Например, молодые работники, не имеющие своей семьи и профессионально не определившиеся, могут больше высокого заработка ценить возможность иметь свободное время; пожилые ориентированы на улучшение условий труда, снижение его напряженности даже в ущерб заработку. Психологи и социологи предлагают систему факторов, определяющих чувства удовлетворенности работой:

Информация о работе Типы руководства