Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:55, курсовая работа
Краткое описание
Стиль руководство оказывает большое влияние на результативность труда. От того, какими средствами руководитель воздействует на подчиненных, призывает их к работе, каким образом он их мотивирует, учитывает ли потребности, особенности каждого работника, зависит сама производительность, будут ли работники заинтересованы в качестве работы, в результате своего труда. В современном менеджменте осознание значимости стиля руководства, понимание возможностей воздействия на работников имеет весомое практическое значение. Этим объясняется актуальность изучения феномена стиля руководства.
Содержание
Введение 3 Глава 1.Понятие и классификация стилей руководства 5 1.1 Стиль руководства 5 1.2 Классификация стилей с точки зрения различных подходов. 7 Глава 2. Удовлетворенность работой подчиненных 25 2.1 Понятие удовлетворенности работой 25 2.2 Факторы влияющие на удовлетворенность работой 27 2.3 Стиль, удовлетворение и производительность 31 Заключение 39 Список литературы 42
Рабочая среда. Нет никаких
сомнений, что обстановка, в которой выполняется
работа, может существенно влиять на отношение
и энергию работников. Это значит, что
организации стоит вкладывать время, ресурсы
и заинтересованность в создание такой
обстановки, которая содействовала бы
достижению ее задач и отвечала бы потребностям
занятых.
Вознаграждение. Оно включает
в себя зарплату, прочие выплаты, выходные
дни и дополнительные льготы. Дополнительные
льготы получили в последние годы широкое
распространение. Мы видим, как компания предлагает
многие из следующих выгод, обычно имеющих
для служащих большие ценности, чем эквивалентный
объем заработка: жилье, личное медицинское
страхование, страхование жизни и от несчастных
случаев, оплаченное питание, возможности
для развлечения, бесплатные товары, предоставление
одежды, проведение диспансеризации и
лечения, программа участия в прибыли,
низкопроцентные кредиты, возмещение
затрат на образование, загородные выезды
для служивших и их семей, социальные функции.
Безопасность. Люди редко дают
максимум возможного в атмосфере отсутствия
безопасности. Трудно ждать продуктивной
работы от сотрудников бюджетной организации,
финансирование которой постепенно сокращается
и в любой момент может совсем прекратиться.
Люди так же боятся утратить свое положение
или потерять уважение, которое испытывают
к ним другие.
Личное развитие и профессиональный
рост. Один из наиболее эффективных способов
увеличить вклад людей в работу организации
заключается в оказании помощи их личному
развитию. Развитие и опыт не разделимы,
и, хотя тренировка и обучение могут оказаться
полезными, невозможно найти замену возрастающей
ответственности и новому опыту. Обратная
связь с работой не отделима от развития людей, и она может быть сильнейшим мотивом для еще больших достижений.
Чувство причастности. Большинству
людей нравится ощущение полезности их
работы, и они хотят чувствовать себя частью
организации, которая их нанимает. В некоторых
организациях довольно открыто доводят
до служащих информацию, что помогает
им понимать происходящее. Однако в других,
кажется, делают все, чтобы как можно дольше
держать своих служащих в неведении, поскольку
чувство причастности – это двухсторонний
процесс, необходимо интересоваться мнениями,
суждениями и взглядами работников. Подчиненные
считают, что рядом с ними должны находится компетентные руководители и хорошие коллеги, они хотят быть информированы, и ясно представлять себе поставленные перед ними задачи. Руководитель должен вырабатывать цели и задачи вместе с сотрудниками и анализировать зоны ответственности каждого за их выполнение. Чем больше сотрудник имеет возможность участвовать в выборе и постановке цели, тем меньше требуется усилий для их убеждения в дальнейшем.
Интерес и вызов. Стремление
добиться, значительных результатов широко
распространено во многих организациях.
Большинство людей ищут такую работу,
в которой содержался бы “вызов”, которая
требовала бы мастерства и не была бы слишком
простой. Само содержание работы может
взбодрить работников. К несчастью, очень
многие виды работ скучны и не предъявляют
особых требований. Даже явно исполнительские
виды деятельности могут быть перестроены
так, чтобы они приносили больше удовлетворения.
Если сложившаяся на работе ситуация удовлетворяет
потребности работника, открывает перед
ним возможности самореализации, для него
характерна удовлетворенность своей работой,
которая в значительной степени определяет
эффективное трудовое поведение.[18]
2.3 Стиль,
удовлетворение и производительность
С того самого момента, когда
впервые было определено различие между
автократичным стилем и стилем, сосредоточенным
на человеке, начались дебаты: что же лучше.
Сторонники каждого из этих стилей действовали
так, как будто вопрос ставился однозначно:
правильным должен быть или один, или другой
стиль. Сторонники подхода с позиций человеческих
отношений считали автократов реакционерами,
использующими стиль, не соответствующий
новой социальной и технической системе.
Приверженцы традиционных методов утверждали,
что новая школа исходит из необоснованных
предположений относительно человеческой
природы и создает тревогу, навязывая
решения людям, которые не имеют ни способности,
ни опыта выполнять их. Аргументы обоих
лагерей множественны и разнообразны,
но мы можем свести их к нескольким существенным
различиям в подходе к определению оптимального
способа достижения эффективности организации.[1]
Автократичный подход. В дополнение
к предположениям в рамках теории «Х»,
сторонники автократичного и ориентированного
на работу метода утверждают, что:
Автократичный стиль руководства, особенно благосклонная автократичность, более эффективны, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации.
Сосредоточение на работе дает
максимальную производительность, потому
что руководитель может многое сделать
для повышения эффективности труда, в
то время как изменить человеческую натуру
он бессилен.
Авторитарный руководитель
считает, что приведенное ниже соотношение
между стилем руководства и производительностью
верно для всех случаев.
«Увеличение власти руководителя
- минимизирует ошибки руководства-увеличивает
эффективность - повышает качество работы
организации».
Подход с позиций человеческих
отношений дополнение к предположениям
в рамках теории «У», сторонники демократичного,
ориентированного на человека стиля руководства
считают, что:
Если не принять вовремя меры,
то власть исполнителя может увеличиться
до такой степени, что подорвет влияние
руководителя и создаст в организации
дополнительные проблемы. (Власть, которую
имеют подчиненные над руководителем,
обсуждалась в предыдущей главе).
Ориентированный на человека
подход обеспечивает максимальную производительность
потому, что люди, непосредственно выполняющие
работу, более всех способны перестроить
ее таким образом, чтобы добиться наибольшей
эффективности. Эффективность, искусственно
навязанная экспертами сверху, часто встречает
такое сопротивление, что сводятся на
нет ее выгоды. Кроме того, ориентированный
на человека стиль руководства
увеличивает удовлетворенность сотрудников.
Те, кто считает, что демократичный
или ориентированный на человека стиль
всегда предпочтительней, чем авторитарный,
исходят из того, что между удовлетворенностью
и производительностью существуют причинные
отношения. Они рассуждают так:
«Стиль руководства – влияет
на удовлетворенность - влияет на качество
работы организация».
Существо их утверждения состоит
в том, что демократичный стиль, если его
правильно применять, всегда повышает
степень удовлетворенности, а большая
удовлетворенность всегда ведет к более
высокой производительности труда.[1]
Обзор исследований
по лидерству, удовлетворенности и производительности
Можно понять, почему и автократичный
подход, и подход с позиций человеческих
отношений завоевали много сторонников.
Но сейчас уже ясно, что и те, и другие сторонники
грешили преувеличениями, делая выводы,
не вполне подтверждавшиеся фактами. Например,
первые приверженцы демократичного стиля
руководства утверждали, что этот стиль
всегда более эффективен, чем авторитарный,
потому что он апеллирует к исполнителю
на уровне его более высоких потребностей.
Однако имеется множество хорошо документированных
ситуаций, где благосклонно — автократичный
стиль зарекомендовал себя как весьма
эффективный. Томас Уотсон-младший слыл
руководителем-тираном, однако именно
он сделал «Ай Би Эм» ведущей мировой корпорацией
по производству высокотехнологичной
продукции. Это опровергает гипотезу о
том, что чисто автократичный стиль не
имеет успеха у зрелых, высокообразованных
подчиненных. Другим убедительным примером
служит футбольный тренер Вэнс Ломбарди.
Нельзя категорически утверждать, что
автократичный стиль всегда во всех ситуациях
будет неэффективным.[19]
У демократичного стиля есть
свои привлекательные стороны, успехи
и недостатки. Поскольку теплые, человеческие
взаимоотношения и свобода действий приятнее,
чем сухие инженерные расчеты и жесткое
структурирование заданий, стиль руководства,
ориентированный на человека, всегда будет
привлекателен для многих. Безусловно,
можно было бы решить многие организационные
проблемы, если бы совершенствование человеческих
отношений и участие трудящихся в принятии
решений всегда вели бы к большей удовлетворенности
и более высокой производительности. К
сожалению, этого не происходит. Ученые
встречали ситуации, где трудящиеся участвовали
в принятии решений, но, тем не менее, степень
удовлетворенности была низкой, а также
ситуации, где удовлетворенность была
высокой, а производительность низкой.
Например, мастер может разрешить
рабочим участвовать в принятии решений
относительно способа выполнения задания.
Однако, если у них нет активной потребности
в более сложном задании или в уважении,
они могут не почувствовать в стиле руководства
своего мастера возможности удовлетворения
их потребности. Более того, они могут
усмотреть в этом даже угрозу. В другой
ситуации люди могут получать такое удовлетворение
от дружеской атмосферы на работе, что
много времени будут тратить на общение,
а работать будут непроизводительно.
Совершенно очевидно, что соотношение
между стилем руководства, удовлетворенностью
и производительностью можно определить
только с помощью длительных и широких
эмпирических исследований. К счастью,
за последнее время эта область знаний
привлекает много внимания.
Ниже кратко приведены полученные
в исследованиях выводы о соотношении
удовлетворенности, стиля руководства
и производительности:
Во многих ситуациях демократичный
и ориентированный на человека стиль не
приводит к большей удовлетворенности.
В ситуациях, где исполнители
действуют на уровне более низких потребностей,
демократичный стиль может снизить степень
удовлетворенности. Однако участие работников
в принятии решений, как правило, оказывает
положительное влияние на удовлетворенность
большинства сотрудников, находящихся
на более высоком иерархическом уровне,
чем рабочие. Отмечались также случаи,
когда этот стиль был успешным и по отношению
к малоквалифицированным рабочим.
Высокая степень удовлетворенности,
как правило, снижает текучесть кадров,
прогулы и производственные травмы. Это
же обычно, но не всегда, увеличивает производительность.
Однако низкая текучесть кадров не обязательно
свидетельствует о высокой степени удовлетворенности.
Более высокий моральный настрой
и большая удовлетворенность, однако,
не всегда повышают производительность.[20]
Некоторые ученые считают, что
к высокой производительности ведет не
высокая степень удовлетворенности, а
высокий уровень индивидуальной выработки,
особенно, если он вознаграждается. Лоулер
и Портер отмечают:
«Если мы исходим из того, —
а это логично с точки зрения теории мотивации
— что вознаграждение приносит удовлетворенность
и что в некоторых случаях уровень выработки
влечет за собой вознаграждение, тогда,
возможно, зависимость между удовлетворенностью
и уровнем выработки осуществляется через
действие третьей переменной — вознаграждение.
Короче говоря, хороший уровень выработки
может привести к вознаграждению, что,
в свою очередь, ведет к удовлетворенности;
тогда эта формулировка означала бы, что
не удовлетворенность обусловливает уровень
выработки, как предполагалось выше, а
сама она обусловливается этим уровнем».[21]
Следовательно, согласно этой
точке зрения, стиль поведения руководителя
повлияет на удовлетворенность подчиненных
только при соблюдении следующих двух
условий:
Стиль поведения приводит к
повышению производительности.
Более высокая производительность
вознаграждается, что ведет к большей
удовлетворенности.
В исследованиях поддерживается
точка зрения, согласно которой высокий
уровень выработки скорее является причиной
удовлетворенности, а не ее следствием.
Другими словами, люди испытывают удовлетворенность
благодаря более высокому уровню выработки.
В исследованиях, которые мы
здесь приводим, постоянная зависимость
между стилем руководства и эффективностью
не была выявлена. Это означает, что ни
один стиль руководства не может считаться
лучше других во всех случаях. В руководстве,
как и в выполнении управленческих функции,
эффективный руководитель анализирует
ситуацию, чтобы определить соответствующий
курс действий.
Адаптивное руководство. Различные
ситуационные модели помогают осознать
необходимость гибкого подхода к руководству.
Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель
должен хорошо представлять способности
подчиненных и свои собственные, природу
задачи, потребности, полномочия и качество
информации. Даже такая приятная и человечная
теория как теория «У» МакГрегора состоит
из ряда предположений (гипотез) и не дает
объективной оценки имеющимся фактам.
Более того, даже хорошо представляя себе
все вышесказанное, очень легко допустить
ошибку в суждениях о людях. Поэтому руководитель
должен всегда быть готовым к переоценке
суждений и, если необходимо, соответствующему
изменению стиля руководства.[22]
Очень немногие из тех, кто выбрал
карьеру руководителя, согласны оставаться
долгие годы на одной и той же работе. Многие
активно стремятся к продвижению на должности
с большей ответственностью. Руководитель,
который выбрал определенный стиль лидерства
и строго его придерживается, поскольку
этот стиль хорошо зарекомендовал себя
в прошлом, может оказаться неспособным
осуществлять эффективное руководство
в другой ситуации на более высоком посту,
где все его непосредственные подчиненные
ориентированы на достижения.
Значение качества решения.
Наличие достаточной информации
или опыта у руководителя для принятия
качественного решения.
Степень структурированности
проблемы.
Значение согласия подчиненных
с целями организации и их причастности
для эффективного выполнения решения.
Определенная на основании
прошлого опыта вероятность, что автократическое
решение руководителя получит поддержку
у подчиненных.
Степень мотивации подчиненных
достигнуть целей организации, если они
выполнят задачи, сформулированные при
изложении проблемы.
Степень вероятности конфликта
между подчиненными при выборе альтернативы.