Тревожность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму замкнутого психологического круга, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности………………….7
1.1 Теоретический анализ проблемы тревожности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………7
1.2 Тревожность, тревога и страх, понятие тревожности и ее характеристика……………………………………………………………………...13
Глава 2. Причины и особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………20
2.1 Причины, обуславливающие проявление тревожности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………20
2.2 Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты  проблемы тревожности………………….7

1.1 Теоретический анализ проблемы тревожности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………7

1.2 Тревожность, тревога и страх, понятие тревожности и ее характеристика……………………………………………………………………...13

Глава 2. Причины и особенности  проявления тревожности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………20

2.1 Причины, обуславливающие  проявление тревожности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………20

2.2 Особенности проявления  тревожности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...26

Заключение…………………………………………………………………...32

Список литературы…………………………………………………………..34

 

Введение

Изучение тревожности младших  школьников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной курсовой рассматривается один из малоисследованных ее аспектов - вопрос о факторах, провоцирующих проявление высокой тревожности у детей младшего школьного возраста.

В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение  и закрепление тревожности связано  с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого  она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и  усиление тревожности происходит по механизму замкнутого психологического круга, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь  негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность  актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода  существуют определенные области, объекты  действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства  детей в независимости от наличия  реальной угрозы или тревожности  как устойчивого образования. Эти  возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

В настоящее время увеличилось  число детей «группы риска», у  каждого третьего школьника есть отклонения в нервно-психической  системе. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется  нехваткой любви, теплых надёжных отношений  в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

В возрастные пики тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Проблемой тревожности у  детей и снижением ее уровня занимались многие видные психологи и педагоги. Среди них – А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов,  Л. В. Макшанцева, Е. А.Савина, Н. П. Шанина, Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Л. В. Бороздина, Б. Д. Кочубей, Н. В. Клюева, Р. В. Касаткина, С. В. Крюкова, Р. В. Овчарова и др.

В отечественном психолого–педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях.

Другие считают тревожность  свойством темперамента. Ряд ученых рассматривают тревожность как  социально–обусловленное свойство личности, они утверждают, что на проявление тревожности у детей  большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских  садах и школе.

Цель исследования: изучение особенностей проявления тревожности в младшем школьном возрасте.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Изучить теоретические аспекты проблемы тревожности, определить содержание понятия «тревожность».

2.Выявить причины и особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте.

В исследовании использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

Структура работы:

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, научная новизна и теоретическая значимость работы. Формулируется цель и задачи исследования.

В первой главе курсовой рассматривается теория З. Фрейда, приводятся позиции исследователей, принадлежащих к направлению теории научения (Х. Айзенк, Дж. Долларт, Н.Е. Милер, К. Спенс, Дж. Тейлор, Р. Уолтерс) и др. Значительная часть исследований тревожности посвящена установлению корреляционных зависимостей между тревожностью и личностными, интеллектуальными, психофизиологическими, социальными особенностями (Ю.Л. Ханин, И.А. Мусина, Ч.Д. Спилбергер, Д.Т. Бирлингам, А. Фрейд, Л.А. Китаев-Смык, Е.М. Черепанова, Б. Колодзин, И. Лангмейер, З. Матейчек, Г.С. Салливэн, К. Хорни, В.М. Лейбин, Ф. Александер, Ш. Селесник и др.). дается сравнительная характеристика понятий тревожность, тревога и страх.

Во второй главе содержатся причины и особенности тревожности в младшем школьном возрасте. Причиной возникновения тревожности всегда является внутренний конфликт противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Говориться о важности этапа поступления ребенка в детское дошкольное учреждение, так как именно в этот период наблюдается резкий подъем напряжения и беспокойства, нарушения эмоционального состояния малышей, что, в свою очередь, может стать одной из причин перерастания тревоги в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивую черту характера.

В заключение курсовой предлагаются выводы, сформулированные на основе теоретического анализа.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности

1.1. Теоретический анализ проблемы тревожности в трудах отечественных и зарубежных исследователей

В психологической литературе, можно встретить разные определения  понятия тревожности, хотя большинство  исследователей сходятся в признании  необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [22, с.4].

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [17, с.601].

Современные исследования тревожности  направлены на различие ситуативной  тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством  личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как  результата взаимодействия личности и  ее окружения.

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [3, с.34-38].

Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.

Отечественные психологи  считают, что неадекватно высокая  самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов  ребенка, захваливания, преувеличения  его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с  трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако ребенок стремится всеми  силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему  самоуважение, хорошее отношение  к себе. Тем не менее, это ребенку  не всегда удается. Претендуя на высокий  уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные  качества или черты характера  могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников  в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными  возможностями могут привести к  тяжелому эмоциональному состоянию.

Можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители  психоанализа рассматривали тревожность  как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

Основатель психоанализа З.Фрейд утверждал, что человек  имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З.Фрейд  считал, что столкновение биологических  влечений с социальными запретами  порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются  на запреты цивилизации, и человек  вынужден маскировать и подавлять  свои влечения. Драма психической  жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд  видит в сублимировании “либидиозной энергии”, то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности. (З. Фрейд, 1989) [32, с.167].

Стремясь к превосходству, индивид вырабатывает “способ жизни”, линию жизни и поведения. Уже  к 4-5 годам у ребенка может появиться  чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.

А.Адлер выдвигает три  условия, которые могут привести к возникновению у ребенка  неправильной позиции и стиля  жизни. Эти условия следующие:

1. Органическая, физическая  неполноценность организма. Дети  с этими недостатками бывают  целиком заняты собой, если  их никто не отвлечет, не заинтересует  другими людьми. Сравнение себя  с другими приводит этих детей  к чувству неполноценности, приниженности,  страданию, это чувство может  усиливаться благодаря насмешкам  товарищей, особенно это чувство  увеличивается в трудных ситуациях,  где такой ребенок будет себя  чувствовать хуже, чем обычный  ребенок. Но сама по себе  неполноценность не является  патогенной. Даже больной ребенок  чувствует способность изменить  ситуацию. Результат зависит от  творческой силы индивидуума,  который может иметь разную  силу и по-разному проявляться,  но всегда определяющей целью.

А.Адлер был первым, кто  описал трудности и тревогу ребенка, связанные с недостаточностью органов, и искал пути их преодоления.

2. К таким же результатам  может привести и избалованность. Возникновение привычки все получать, ничего не давая в обмен.  Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность – требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.

3. Отверженность ребенка.  Отверженный ребенок не знает,  что такое любовь и дружеское  сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других и поэтому и в свои силы. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда – необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.

Умение любить других требует  развития и тренировки. В этом А. Адлер видит роль членов семьи  и, прежде всего, матери и отца. Итак, у А. Адлера в основе конфликта  личности, в основе неврозов и тревожности  лежит противоречие между “хотеть” (воли к могуществу) и “мочь” (неполноценность), вытекающие из стремления к превосходству. В зависимости от того, как разрешается  это противоречие, идет все дальнейшее развитие личности. Сказав о стремлении к могуществу как изначальной силе, А. Адлер приходит к проблеме общения, т.е. стремление к превосходству не может иметь место без группы людей, в которой может быть осуществлено это превосходство [18, с.57].

Информация о работе Тревожность младших школьников