Тревожность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму замкнутого психологического круга, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности………………….7
1.1 Теоретический анализ проблемы тревожности в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………7
1.2 Тревожность, тревога и страх, понятие тревожности и ее характеристика……………………………………………………………………...13
Глава 2. Причины и особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………20
2.1 Причины, обуславливающие проявление тревожности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………20
2.2 Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)

Таким образом, чем шире круг общения, тем больше ситуаций, которые  могут дать основания для тревожности. Однако следует отметить, что дети, которые не приобрели до школы  необходимого опыта общения со сверстниками, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверенны в себе.

2.2. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте

Все особенности характерные для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Отличительной особенностью тревожных детей являются частые проявления беспокойства и тревоги, а также большое количество страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Так как тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, у них возникает  ожидание неблагополучия со стороны  окружающих. Это характерно для тех  детей, чьи родители ставят перед  ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают [22, с.119].

Тревожные дети очень чувствительны  к своим неудачам, остро реагируют  на них, склонны отказываться от той  деятельности, например рисования, в  которой испытывают затруднения.

У таких детей можно  заметить заметную разницу в поведении  на занятиях и вне занятий. Вне  занятий это живые, общительные  и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим  и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как  очень быстрой, торопливой, так и  замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут  пальцы, занимаются онанизмом). Манипуляция  с собственным телом снижает  у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных  детей помогает рисование. Их рисунки  отличаются обилием штриховки, сильным  нажимом, а также маленькими размерами  изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные  глаза, на стуле такой ребенок  сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих [22, с.121].

Итак, поведение тревожных  детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все  время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Для практического психолога  поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании  внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом  состоянии, благополучии, возможных  перспективах развития. Информацию о  степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный  фон. Эмоциональный фон может  быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка  характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок  почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи  опущены, выражение лица грустное или  индифферентное. В таких случаях  возникают проблемы в общении  и установлении контакта. Ребенок  часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много  времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой  ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт [7, с.105].

В отличие от тревоги как состояния, тревожность как черта личности присуща далеко не каждому. «Тревожный человек» - человек постоянно не уверенный в себе и своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив, мнителен, недоверчив. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития невроза. Но, чтобы она сформировалась, человек должен  накопить багаж неудачных, неадекватных способов  преодоления состояния тревоги. Именно для профилактики невротически-тревожного типа развития личности необходимо помогать детям, находить эффективные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.

Поведенческие признаки тревоги  еще более разнообразны, причудливы и неожиданны, чем соматические. Отвечая у доски, школьница теребит и мнет свой фартук и к концу учебного дня имеет вид, словно его жевал теленок.

Иногда напряжение тревожного ожидания так велико, что человек невольно сам причиняет себе боль. Отсюда - изгрызенные ногти, исцарапанные  руки, неожиданные удары, падения. Во избежание неприятностей ребенок порой прибегает к вранью, фантазиям, становится рассеянным, забывчивым. Но чаще такое поведение отражает уже не саму тревожность, а тщетные попытки справится с ней.

Проблема тревожности  как относительно устойчивого личностного  образования сравнительно редко  встает в чистом виде. Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной, «скачущей» успеваемости ученика (особенно в тех случаях, когда он пишет контрольные работы хуже классных или домашних, и отвечает у доски гораздо слабее, чем с места), повышенной утомляемости при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликт со сверстниками и т.д.

1.Неправильное воспитание  и неблагоприятные отношения  ребенка с родителями, особенно  с матерью; 

2.Следствие симбиотических  отношений ребенка с матерью,  когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.

3.Тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Она может порождаться страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых взрослыми. 

Кроме влияния школы, следует  также отметить и вклад семейного  воспитания (семейных отношений) в развитие детской тревожности. Прихожан А.М. (1996) говорит, что в целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир [23, с.41].

Однако такая неприятная индивидуальная особенность проявляется  порой и у детей, чьи родители не подвержены мнительности и настроены  в целом оптимистично. Такие родители, как правило, хорошо знают, чего они хотят добиться от своих детей. Особое внимание они уделяют дисциплине и познавательным достижениям ребенка. Поэтому перед ним постоянно ставится разнообразные задачи, которые они должны решать, чтобы оправдать высокие ожидания родителей. Справится со всеми задачами ребенку не всегда по силам, а это и вызывает недовольство старших. В результате ребенок оказывается в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли он угодить родителям или допустил, какое-то упущение, за которое последует неодобрение и порицание. Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительских требований. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, но в принципе предвидит возможное недовольство, то все его существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой.

Прихожан А.М. указывает, что вплоть до подросткового возраста тревожность оказывает отрицательное  влияние на успешность деятельности. Она утверждает, что хотя у некоторых детей мобилизирующая функция состояния тревоги отмечается уже в младшем школьном возрасте, заметной эта функция становится только лишь со старшего подросткового периода. Прихожан подчеркивает, что в дошкольном и на протяжении всего школьного возраста влияние тревоги на деятельность оказывается опосредованными особенностями поведения педагога и создаваемой им атмосферой в классе. Именно последнее, существенно увеличивая аффективную насыщенность ситуации, отрицательно сказывается на эффективности деятельности детей и подростков [22, с.124].

Прихожан указывает, что наличие тревожности как устойчивого образования, оказывает неблагоприятное влияние на уровень развития всех свойств внимания. Это связано с тем, что прихожан А.М. изучала проявление тревожности у детей разного возраста (6-7, 8-9, 10-11 лет отдельно), а Басов А.В. рассматривал весь младший возраст в целом [23, с.126].

Прихожан А.М. также отмечает, что в дальнейшем (в подростковом возрасте), тревожность оказывает  благоприятное влияние на развитие внимания.

Другие авторы (Раттер М, 1987) также придерживаются мнения, что тревожность оказывает негативное влияние на развитие внимания. Подчеркивается, что в младшем школьном возрасте, тревожность лишь в некоторых случаях является стимулятором развития внимания [24, с.107].

Таким образом, анализ литературы показывает, что тревожность в младшем школьном возрасте формируется под влиянием различных факторов и условий (основными из которых являются школа и семья). Уже в младшем школьном возрасте тревожность оказывает большое влияние на успешность учебной деятельности и формирование личности. При анализе причин устойчивой тревожности особое внимание отводится роли внутриличностного конфликта, прежде всего с точки зрения порождаемых им противоречивых мотивационных тенденций.

 

 

Заключение

Таким образом, можно сказать, что тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности являются выражением неудовлетворения значимых потребностей человека: актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при устойчивой тревожности. Тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.

Возникновение и закрепление тревожности как  устойчивого образования связаны  с неудовлетворением ведущих  возрастных потребностей ребенка, которые  приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности  происходит по механизму «замкнутого  психологического круга», ведущего к  накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические  оценки и определяя во многом модальность  актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

У детей младшего школьного возраста тревожность  еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих  психолого-педагогических мероприятий, тревожность ребенка можно существенно  снизить, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать  нужные рекомендации.

Тревожность как личностное образование может  выполнять в поведении и развитии личности младшего школьника мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

 

Список  литературы

  1. Астапов,В.М. Тревожность у детей[ Текст] / В.М.Астапов. – М.: ПЕРСЭ, 2010. – 160с.
  2. Астапов,В.М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика [Текст] /В.М.Астапов. – М.: МОДЭК, 2011. –155с.
  3. Аракелов, Г. Г., Лысенко, Н. Е., Шотт, Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст]/ Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Е. Е. Шотт // Психологический журнал. – 2007 - № 2. – С.112-117.
  4. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии [Текст] Г.Ш.Габдреева. //Народное образование. – 2000. – № 5. – с.12-17.
  5. Залученова,Е.А. Вопросы психологии [Текст] /Е.А.Залученова. // Школьный психолог. – 2003. - №.1. – С.61-65.
  6. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] /А.И.Захаров. – СПб, 2000. – 165с.
  7. Кириллова, Е.А., Беляева Е.Э. Тревожный ребенок [Текст] /Е.А.Кириллова, Е.Э.Беляева. – М.: Основа, 2012. – 192с.
  8. Колпакова, М.Ю. Диалог с тревожным ребенком: [По данным психол. исслед.] Современная психология: состояние и перспективы исследований. [Текст] /М.Ю.Колпакова. // Школьный психолог. – 2002. –. С.18-20.
  9. Корабельникова, Е.А. Детский сон: зеркало развития ребенка [Текст] / Е.А.Корабельникова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. – 400с.
  10. Костик, Т.В. Тревожность у младших школьников: учебное пособие [Текст] / Т.В.Костик. – Академия, 2008. – 96с.
  11. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] /Л.М.Костина. - СПб.: Речь, 2010. - 160с.
  12. Кочубей, Б., Новикова, Е. Снимем маску с тревоги [Текст]/ Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. – 1988. - № 11. – С.11-17.
  13. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности [Текст]/ Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. – 1988. - № 9. – С.15-20.
  14. Крюкова, С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие [Текст]/ С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – 2000. – № 2. – С.56-61.
  15. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009, - 464с.
  16. Микляева, А.В., Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] /А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. - 248с.
  17. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. [Текст]/ Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003 – 688с.
  18. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. [Текст]/ Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС 2001. – Кн.3 – 640с.
  19. Овчарова,  Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р. В. Овчарова. – М.: Проосвещение, 2005. – 105с.
  20. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации текст/ авт. сост. Н.Ф.Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191с.
  21. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] /А.М.Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304с.
  22. Прихожан, А.М., Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд. [Текст] /А.М.Прихожан. — СПб.: Питер, 2007. — 192с.
  23. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст]/ А. М. Прихожан// Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2. – С.12-18.
  24. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст]. /М.Раттер. — М.: Прогресс, 1999. – 431с.
  25. Плотко, Е.К. Гештальт в работе с тревогой и тревожностью. [Текст] /Е.К.Плотко // Школьный психолог. – 2007.- №6.- С.20-30.
  26. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: Становление человека [Текст] /К.Роджерс. — М.: Издательская группа «Прогресс», Универс, 1994. — 480с.
  27. Ромицина, Е.Е. Многомерная оценка детской тревожности [Текст] /Е.Е.Ромицина. – СПб.: Речь, 2006. – 112с.
  28. Рудякова, О.А. Маленький волшебник. Программа по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников. [Текст] / О.А. Рудякова // Школьный психолог. – 2007.-№21.-С.25-38.
  29. Савина, Е., Шанина, Н. Тревожные дети [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина //Дошкольное воспитание. — 1996. — № 4 – С.15-19.
  30. Соловьева, Д.В. Программа исследования адаптации первоклассников [Текст] / — Д.В.Соловьева // Школьный психолог.-2008.-№19.-С.15-34.
  31. Степанова, М.Н. Тревожность у детей. Психологи тревожности [Текст] /М.Н.Степанова // Школьный психолог. – 2009. - №17. – С. 25-26.
  32. Фрейд,З. Введение в психоанализ. Лекции. [Текст] / З.Фрейд. – М.: «Наука», 1991. – 456с.
  33. Фромм, Э. Искусство любить /Душа человека.[Текст] /Э.Фромм. — М.: Прогресс, 1992. — 121с.

Информация о работе Тревожность младших школьников