Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:24, реферат
Последние 3-5 лет всё более распространённой формой обучения становятся психологические тренинги. Наиболее «продвинутые» фирмы, компании и руководители стремятся, чтобы их персонал получал в дополнение к профессиональной и психологическую подготовку.
Всё существующее на рынке можно поделить на две большие сферы – обучение профессиональное и психологическое.
1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ.
2. КОМУ НУЖЕН ТРЕНИНГ?
3. ЧЕМУ И КАК УЧАТ НА ТРЕНИНГЕ?
4. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТРЕНИНГОВ
5. ЦЕЛИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.
6. ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.
7. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ.
8. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ГРУППЕ.
9. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ.
10. ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ
11. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП.
12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В ТРЕНИНГЕ.
13. БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ.
14. ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕНИНГИ.
15. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ.
16. КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ.
17. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ.
18. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ.
19. АКТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ
20. ПЕРЕХОД САМОСОЗНАНИЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ
УРОВЕНЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ.
21. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА.
22. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
23. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ.
24. ВИДЕОСЪЁМКА НА ТРЕНИНГЕ И РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ.
25. ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ НА ТРЕНИНГЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии.
3. Наличие более или менее постоянной группы.
4. Определённая пространственная организация.
5. Акцент на взаимоотношениях между участниками группы.
6. Применение активных методов групповой работы.
7. Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия.
8. Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно отличающихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами. Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально- психологическими закономерностями развития малой группы. Выделяют три основные стадии тренингов:
НАЧАЛЬНУЮ, РАБОЧУЮ, КОНЕЧНУЮ.
Тренинги всегда отражают своим содержанием определённую парадигму того направления, взглядов которого придерживается специалист, психолог, проводящий тренинговые занятия:
1. ТРЕНИНИНГ КАК СВОЕОБРАЗНАЯ ФОРМА ДРЕССУРЫ.
При нём жесткими манипулятивными приёмами, при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления убираются вредные, ненужные.
2. ТРЕНИНГ КАК ТРЕНИРОВКА.
В результате данного тренинга происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
3. ТРЕНИНГ КАК ФОРМА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Целью данного тренинга является передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.
4. ТРЕНИНГ КАК МЕТОД СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАСКРЫТИЯ УЧАСТНИКОВ И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА ИМИ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.
Разное понимание
5. ЦЕЛИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ
Тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции и цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов.
Общие цели объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
1. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.
2. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
3. Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми.
4. Развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних поведенческих изменений.
5. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
6. ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ
1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем.
2. Группа отражает общество в миниатюре.
3. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров.
5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими.
6. Взаимодействие в группе создаёт напряжение, которое помогает проянить психологические проблемы каждого.
7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.
8. Групповая форма предпочтительней и в экономическом плане.
7. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ
Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, и в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы.
НОРМЫ характерные для большинства тренинговых групп:
«ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ».
Данный принцип ориентирован на то, чтобы предметом анализа постоянно выступали процессы, происходящие в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент. Кроме оговорённых случаев запрещаются проекции в прошлое и будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствувет глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
ИСКРЕННОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ.
Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствует получению и предоставлению другим честной обратной связи, той информации, которая так важна каждому участнику, которая помогает взаимодействияю между членами в группе.
ПРИНЦИП «Я».
В данном принципе главное внимание должно быть сосредоточено на процессах самопознания, самоанализе и рефлексии. Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения, перекладывающие ответственность за чувства и мысли человека на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Это важно, потому что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой ты есть.
АКТИВНОСТЬ.
Психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, активное участие всех на тренинге является обязательным, так как большинство упражнений подразумевает включение всех участников.
КОНФИЦЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Этическое требование тренинга, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия- это конфиденциальность. Всё, что говориться в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы.
8. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ГРУППЕ
Игровая роль – это единица анализа свободных, но временных общностей. На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задаётся стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире.
Достаточно часто роли участников в группе служат предметом общего обсуждения или репрезентируются в обратной связи. Такие процедуры способствуют развитию самосознания и освобождению от навязанных и неконструктивных социадьных ролей.
9. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ
Групповая сплочённость
– это показатель прочности, единства,
устойчивости межличностных взаимодействий
и взаимоотношений в группе, характеризующийся
взаимной эмоциональной
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ:
1. Совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы.
2. Достаточный уровень гомогенности состава групп.
3. Атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия.
4. Активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная
на достижение цели, значимой для всех участников.
5. Привлекательность ведущего как образца, модели оптимального функционирующего участника.
6. Квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приёмы и упражнения для усиления сплочённости.
7. Наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком- то отношении.
8. Присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников.
Групповая сплочённость определяет успех тренинговой работы, так как делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии. Тренинги сплочённости, создания команды проводятся в организациях и учреждениях, чья эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ:
1. Возникновение мелких подгрупп.
2. Предварительное знакомство между отельными членами группы.
3. Неумелое руководство со стороны ведущего.
4. Отсутствие цели.
10. ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ.
Групповая дискуссия в психологическом тренинге – это совместное обсуждение какого- либо спорного вопроса, позволяющее прояснить мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон, так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний. Между этими двумя сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных целей.
Выделяют следующие формы дискуссий:
1. Тематические, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы.
2. Биографические, ориентированные на прошлый опыт.
3. Интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.
Дискуссионные методы применяются при разработке разнообразных ситуаций из практики работы и жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия.
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ.
Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно- деятельностные, имитационные, деловые игры.
Использование игровых методов в тренингах очень продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряжённости участников, как условие безболезненного снятия « психологической защиты». Часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьёзных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются недоступные способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ.
Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. В ходе тренинга с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия. К данной группе методов присоединяются приёмы использования парапсихологических феноменов и развития подпороговой чувствительности.
МЕТОДЫ, ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.
Выделяют три основные подгруппы приёмов:
1. Работа над структурой тела - техника Александера, метод Фельденкрайза.
2. Чувственное осознание.
3. Нервно-мышечная релаксация - восточные методы.
МЕДИТАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ.
Чаще всего данные
техники используются в целях
обучения физической и чувствительной
релаксации, умению избавляться от
излишнего психического напряжения,
стрессовых состояний и к развитию
навыков аутосуггестии и закреп
11. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП
Существует большое
количество классификации
Интенсивный процесс качественных и количественных преобразований методов групповой тренинговой работы, порождает множество новых форм групповых моделей.
В основе интрапсихической терапии, по Годфруа, лежит тот принцип, что психологические проблемы и деструктивное поведение человека являются следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей, побуждений. Цель терапии состоит в том, чтобы помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и своё поведение.
Согласно классификации к группам интерпсихического направления относят: группы встреч, гештальтгруппы, группы трансакционного анализа, психоаналитические группы, группы, использующие психосинтез, группы арт-терапии.
К группам, ориентированным на поведенческую терапию, относят Т- группы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и КПП- группы, психодраматические группы.
ГЕШТАЛЬТПОДХОД.
Важное место в структуре
организованного