Тренинг профессиональных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:24, реферат

Краткое описание

Последние 3-5 лет всё более распространённой формой обучения становятся психологические тренинги. Наиболее «продвинутые» фирмы, компании и руководители стремятся, чтобы их персонал получал в дополнение к профессиональной и психологическую подготовку.
Всё существующее на рынке можно поделить на две большие сферы – обучение профессиональное и психологическое.

Содержание

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ.
2. КОМУ НУЖЕН ТРЕНИНГ?
3. ЧЕМУ И КАК УЧАТ НА ТРЕНИНГЕ?
4. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТРЕНИНГОВ
5. ЦЕЛИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.
6. ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ.
7. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ.
8. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ГРУППЕ.
9. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ.
10. ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ
11. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП.
12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В ТРЕНИНГЕ.
13. БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ.
14. ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕНИНГИ.
15. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ.
16. КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ.
17. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ.
18. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ.
19. АКТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ
20. ПЕРЕХОД САМОСОЗНАНИЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ
УРОВЕНЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ.
21. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА.
22. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
23. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ.
24. ВИДЕОСЪЁМКА НА ТРЕНИНГЕ И РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ.
25. ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ НА ТРЕНИНГЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

РАЗЛИЧНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ И ТРЕНИНГИ УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ:

БАЗОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ  НАВЫКИ. Развитие умения воспринимать и передавать информацию. Уменьшение барьеров межличностного понимания. Простые и глубокие инструменты точного и позитивного общения.

НАВЫКИ УБЕЖДЕНИЯ. Виды влияния и повышение влиятельности  на разных уровнях. Развитие умения гибко  подбирать способы убеждения под ситуацию. Определение зон ответственности. Чёткое разграничение понятий «влияние» и « манипуляция». Снижение влиятельности аргументов оппонента.

НАВЫКИ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Структура видов поведения. Развитие настойчивости в достижении целей. Чёткое разграничение понятий « настойчивость», «навязчивость». Умение отстаивать свои интересы и развитие умения «не сдаваться». Нахождение новых ресурсов в повышении самооценки и влиятельности.

НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ. Глубокое понимание природы сопротивления. Инструменты уменьшения конфликтности взаимодействия. Умение работать в среде неконструктивного и разрушительного конфликта. Стрессоустойчивость за счёт внутренних резервов и повышения самооценки.

НАВЫКИ ТЕЛЕФОННОГО  ОБЩЕНИЯ. Понимание значения и рисков телефонного общения. Инструменты влияния на человека « на том конце провода». Усиление навыков, компенсирующих отсутствие визуального контакта.

НАВЫКИ РАБОТЫ В КОМАНДЕ. Интенсивная практика сотрудничества и умения договариваться в реальной бизнес- среде. Глубокое понимание синергии, групповых процессов и межличностного взаимодействия. Ответственная позиция и истинные мотивы. Высокий накал страстей и никаких «верёвок».

 

16. КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ

 

Их цель решить психологическую  проблему обратившегося человека; помочь разобраться в себе и начать новую счастливую жизнь. Коррекционный тренинг включает в себя психологическую диагностику клиента в тренинговой форме. Выполняя диагностические упражнения тренинга, человек исчерпывающе проявляет себя на деле. Его психологический портрет вырисовывается очень точно. Далее, следуют коррекционные упражнения, где клиент вместе с психологом решает свою проблему и вырабатывает новое конструктивное поведение.

В адаптационной части  тренинга клиент приучается переносить свои достижения на реальную жизнь - быть успешным и счастливым не только в условиях тренинга, но и в отношениях с другими людьми и самим собой в жизни. Все части коррекционного тренинга могут уместиться в один день, а могут продолжаться неделями и месяцами. Всё зависит от сложности проблемы клиента, от его желания преодолеть свою проблему. Часто львиная доля времени коррекционного тренинга уходит на преодоление психологических защит клиента.

 

17. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

 

Цель этого вида тренингов максимально быстро и эффективно научить человека какому- либо навыку, умению, профессии.

Прохождение образовательного тренинга в считанные дни и  недели адаптирует человека к реальности его новой профессии, делает адекватно  уверенным, конкурентно способным, нацеленным на профессиональное развитие и карьеры. «Закалка» такого тренинга сохраняется до нескольких лет. Далее желательно участие тренинга нового уровня, так как остановка в развитии губительна не только для человеческого духа, но и для профессионального и карьерного роста.

 

18. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ

 

Основная их цель – это повышение компетентности в общении и она может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанна с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитию установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может снизить эффективность воздействия и вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой  группы отличается рядом специфических  принципов:

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ.

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека. В тренинге члены группы вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если давать участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Особенно эффективным  в достижении целей тренинга через  осознание, апробирование и тренировку приёмов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ.

Суть данного принципа в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также и свои личные ресурсы и возможные особенности.

Исходя из данного  принципа, работа тренера заключается  в том, чтобы придумать, сконструировать  и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения и экспериментировать с ними.

В трениговой группе создаётся  креативная среда, основными характеристиками которой является проблемность, неопределённость, принятие, безоценочность.

ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.

В процессе занятий поведение  участников переводится с импульсивного  на объективированный уровень, позволяющий  производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе – это важная задача для тренерской работы.

В тех тренингах, которые  направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективизации поведения.

ПРИНЦИП ПАРТНЁРСКОГО СУБЪЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ.

Партнёрским общением является такое общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создаёт в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской группы.

Последовательная реализация всех перечисленных принципов – одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга.

 

19. АКТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ

 

Наиболее популярными  командообразующими, групповыми мероприятиями  на сегодняшний день являются АКТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ с элементами с элементами ролевых игр.

Все программы должны тщательно разрабатываться специалистами - психологами не только на основе примитивного опроса руководства о том, «какой отдел с каким надо передружить», но и на базе тщательного тестирования всех сотрудников на предмет выявления их личных особенностей, интересов, наличия психологических проблем.

 

20. ПЕРЕХОД САМОСОЗНАНИЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

Одной из важнейших целей  практически любого психологического тренинга является развитие самосознания его участников. Это особенно важно, когда тренинг проводится с коллективом сотрудников одной организации и преследует цели, порождаемые проблемами совместной профессиональной деятельности. В основе организации тренинговой работы по развитию самосознания лежат некоторые теоретические положения.

Фундаментальным психологическим условием творческой реализации педагогом его собственных профессиональных целей и ценностей является переход на более высокий уровень развития профессионального самосознания: противоречивое единство Я-отражённого, Я-действующего и Я- творческого задаёт и направляет путь педагогического самосовершенствования.

Специфическими трудностями  учителя являются часто встречающиеся  трудности педагога в самоконтроле и самокоррекции своего труда, которые  выражаются: недостаточная полнота  и систематичность психологических знаний, недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин, мешающих ему понять ученика или влиять на него, не умеет связать проблемы в обучении и воспитании учащихся с недостатками своей собственной работы.

Если трудности преодолеваются неконструктивным путём, задействующим  только механизм психологической защиты, то в ещё большей степени фиксируются  ригидные установки и ценностные ориентации относительно своей личности, своей педагогической деятельности и общения. Конструктивное преодоление трудностей стимулирует гибкое изменение устаревших представлений о себе и своём труде и обеспечивает переход на более высокий уровень профессионального самосознания.

 

21. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА

 

Одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих  форм психологической работы со специалистами, чья деятельность связана с активным общением, является специально организованный тренинг развития профессионального  самосознания, включающий помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник деловые и организационно- управленческие игры, дискуссионные методы группового принятия решений.

Большинство существующих видов тренингов направлено на снятие ограничений и преодолений трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и её эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания, то именно тренинг позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания участников.

Использование техник различных  психологических школ, имеющих кардинально различающиеся, противоречащие друг другу теоретические основания, диктуют стремление обогатить программу наиболее действенными практическими методами, имеющими собственную психокоррекционную ценность вне зависимости от теоретического контекста создавших им школ.

 

22. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

 

Существует два подхода:

1. Организация «сборных» групп, в которых участвуют специалисты из

разных учреждений и организаций, лица, обратившиеся за психологической

или психотерапевтической помощью и не знакомые друг с другом.

2. Набор участников из одного коллектива.

Сами занятия лучше  всего проводить в специально подготовленных помещениях, но нив коем случае не на месте работы участников группы. Для проведения тренинга очень подходят санатории, пансионаты, находящиеся за пределами города. Во время тренинга не рекомендуется уходить ночевать домой, так как уход домой – это «выпадание» из контекста и атмосферы тренинга. Желательно в дни проведения тренинга снизить уровень контактов с «внешним миром» до минимума, даже избегать телефонных звонков на работу и домой.

Помещение для занятий  должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в местах, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Так как занятия могут быть 10-12 часов, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось.

 

23. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

 

Для каждой группы готовится  своя программа. Содержательные и формальные аспекты которой зависят от целого ряда факторов: конкретных событий, личностных особенностей участников группы, их социального статуса. Профессиональной принадлежности, заявленных жизненных проблем, уровня общей психической культуры, возраста и других. Наполнение программы конкретными психотехниками и упражнениями меняется с учётом факторов, особенностей групповой динамики в данной группе.

 

24. ВИДЕОСЪЁМКА НА ТРЕНИНГЕ И РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ

 

Применение видеозаписи  поведения человека во время тренинговых  занятий в сочетании с обучением  специальным приёмами самонаблюдения и самоанализа даёт ему уникальный опыт взгляда на себя « со стороны». Самонаблюдение как внутренний рефлексивный процесс и наблюдение за собой на экране телевизора помогает участнику группы более объективно относиться к тому, что он говорит и делает, эволюционируя от позиции испытуемого к позиции экспериментатора, изучающего адекватность собственного поведения.

 

 

25. ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ НА ТРЕНИНГАХ?

 

Идея дополнительного  бизнес – образования появилась  потому, что образование в высших учебных заведениях не может дать те знания, которые адекватны реалиям современного бизнеса и производства. Другая причина в том, что не хватает хороших специалистов. Переизбыток профессионалов на рынке труда весьма иллюзорен, многие из претендентов на те или иные должности не отвечают всем необходимым требованиям. В этих случаях компании сами заказывают тренинги персонала. Обучение собственных сотрудников обходится работодателям гораздо дешевле, чем поиск и переманивание готовых специалистов.

Информация о работе Тренинг профессиональных групп