Трудовые конфликты в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
с.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОНФЛИКТА 9
1.1. Понятие, сущность и виды конфликтов. Методы преодоления конфликтов в коллективе 9
1.2. Стрессы в условиях профессиональной деятельности 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ МАГАЗИНА ООО "КИРОВСКИЙ" 35
2.1. Анализ деятельности и особенностей конфликтов на предприятии ООО «Кировский» 35
2.2. Практические рекомендации по профилактике и предотвращению кризисных ситуаций 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовые конфликты в организации_ЮУрГУ.doc

— 472.00 Кб (Скачать файл)

    Содержание

    с.

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

          Предпосылкой возникновения  и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.

          Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

          Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

          В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.                                                                                                                                 Обсуждение вопроса о классификации и содержательной характеристике разных видов функциональных состоянии невозможно без обращения к проблематике изучения стресса. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина, взятого из контекста физиологических исследований и распространенного на объяснение поведения человека в самых разнообразных жизненных ситуациях, не позволяет сколько-нибудь последовательно соотнести содержания понятий “стресс” и “функциональное состояние”. В то же время в экспериментальных и прикладных исследованиях накоплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих в условиях воздействия экстремальных факторов. Основанием для объединения этих состояний в единую группу служит существование некоторых общих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

          Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые  вызывают стресс.

          1. Перегрузка  или  слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое       следует завершить за конкретный  период времени.                                                                     

          Работнику просто поручили непомерное количество заданий или  необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

          2. Конфликт ролей.

          Конфликт ролей  возникает тогда, когда к работнику  предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

          Конфликт ролей  может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два  руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

          Конфликт ролей  может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.

          Стресс практически  не упоминался в отечественных учебниках  по психиатрии времен СССР, хотя исследования в этой области ведутся достаточно давно. Сейчас это понятие становится весьма популярным, стресс стал объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и обществе в целом.

          В частности, можно  отметить, что современные отечественные организации вынуждены тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для оптимального использования ограниченных ресурсов, в том числе человеческих. Поясню, какое отношение это имеет к стрессу на рабочем месте:

          - во-первых, постепенно приходит понимание, что одной из значимых статей непродуктивных расходов организации являются издержки, обусловленные стрессом – по данным на 2008 г. [4] стресс обходится корпоративной Америке в сумму 68 млрд. долл. в год за счет снижения производительности труда, вызванной отсутствием людей на рабочем месте. Я не обнаружила подобных данных по РФ, но можно предположить, что издержки, которые несут отечественные организации, вполне сопоставимы, если не выше, чем приведенные для США;

          - во-вторых, учащаются ситуации, когда организации конкурируют за специалистов, и хотя удовлетворительный уровень стресса на работе относится скорее к гигиеническим факторам, чем к мотивационным, нельзя забывать о его значимости для работников;

          - в-третьих, одним из эффектов длительного воздействия стресса является так называемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потере. Особенно часто он встречается среди менеджеров, целиком отдающих себя работе. Первыми обратили внимание на это явление исследователи Японии, которые начали анализировать факторы, способствующие проявлению синдрома, и предлагать меры по их нейтрализации. В последнее время этот синдром все чаще встречается у отечественных менеджеров и специалистов.

          Таким образом, длительно  испытываемый сотрудниками стресс –  один из самых "дорогостоящих" видов  издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

          В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармонического функционирования организации. По мнению из авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать эффективно. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. В самом деле, одной из  первейших целей Веберовской бюрократии и административной школы в теории управления было устранение условий, способствовавших возникновению конфликта. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации – условие не только невозможное, но и нежелательное [1; С.18].

          Более того, хотя организации  и нужна гармоничная интеграция всех видов деятельности, она не может оставаться статичной и удовлетворенной существующим положением. Напротив, руководство должно проявлять активность, планировать новшества и должным образом реагировать на изменение внешней среды.

          Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества, а значит и организации, поэтому для успешного ведения управленческой деятельности необходимо понимать природу этого социального явления и управлять им на практике.

          С ходом современного научно-технического и социального  прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата трудового коллектива [7; С.19].

          Однако, климат это  не только проблема сегодняшних социально-психологических  сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

          Формирование благоприятного социально-психологического климата  трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

          Социально-психологический  климат может рассматриваться в  качестве полифункционального показателя.

          - уровня психологической включенности человека в деятельность;

          - меры психологической эффективности этой деятельности;

          - уровня психического потенциала личности и коллектива, не только реализуемых, но и скрытых, неиспользованных резервов и возможностей;

          - масштаба    и   глубины    барьеров,    лежащих    на    пути    реализации психологических резервов коллектива;

          - тех сдвигов, которые происходят в структуре психического потенциала личности в коллективе.

          Сложность рассмотрения данной проблемы заключается в том, что большинство авторов выделяют в качестве основных, различные факторы, оказывающие влияние на психологический климат коллективов. Поэтому для полноценного раскрытия темы целесообразно построить работу с последовательным изложением некоторых важных аспектов, затрагиваемых различными авторами, с введением необходимых определений.

          Объект исследования курсовой работы – торговая фирма  «Кировский». Предмет исследования – разрешение конфликтных ситуаций на предприятии.

          Цель курсовой работы – проанализировать теоретические подходы в проблеме организационного конфликта и стресса и показать особенности его протекания на примере торговой организации. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

          - изучить факторы психологического климата трудового коллектива;

          - рассмотреть виды и функции   организационного конфликта, а также причины его возникновения;

          - раскрыть  содержание     основных     методов,   приемов    и    средств эффективного разрешения организационных конфликтов;

          - проанализировать стрессы в условиях профессиональной деятельности: их причины и методы урегулирования;

          - проанализировать    торговую   фирму    «Кировский»     на     предмет возникновения конфликтных ситуаций, выработать методы урегулирования конфликтов на предприятии.

 

      ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОНФЛИКТА

         1.1. Понятие, сущность и виды конфликтов. Методы преодоления конфликтов в коллективе

 

          Предваряя отдельное  рассмотрения различных факторов, оказывающих  влияние на формирование социально-психологический климат, дадим одну, из возможных классификаций. Критерием могут служить особенности персонала коллектива, которые можно подразделить на [10; С.35]:

          - особенности индивидуального поведения (личностные);

          - особенности группового поведения;

          - особенности поведения руководителей, членов управленческой команды (управленческие). 

          Особенности индивидуального  поведения детерминируются многими  параметрами, среди которых:

          - индивидуальные способности, склонности и одаренность- предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;

          - специфика мотивации - специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;

Информация о работе Трудовые конфликты в организации